Подведомственность гражданских дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Понятие подведомственности. Надо ли в настоящее вре¬мя изучать подведомственность? Казалось бы, сняты вес огра¬ничения на судебную подведомственность, нет практически ни одного вопроса, который бы нельзя было сделать предметом судебного разбирательства. Однако прошедшие политико-пра¬вовые реформы, снявшие ограничения на подведомственность дел судам, не решили проблемы, связанной с разграничением предметов ведения, а наоборот, усложнили ее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ №1: ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ
ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 5

РАЗДЕЛ №2: ОРГАНЫ, НАДЕЛЕННЫЕ ПРАВОМ РАЗРЕШАТЬ ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕЛА 8

РАЗДЕЛ №3: КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЛ ОРГАНАМ ГРАЖДАНСКОЙ ЮРИСДИКЦИИ 10
ГЛАВА №1: КРИТЕРИЙ 1 – ХАРАКТЕР СПОРНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ 11
ГЛАВА №2: КРИТЕРИЙ 2 - СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ УЧАСТНИКОВ СПОРА 13
ГЛАВА №3: КРИТЕРИЙ 3 - СПОРНОСТЬ ЛИБО БЕССПОРНОСТЬ ПРАВА 15
ГЛАВА №4: ИНЫЕ КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ 17
4.1) Наличие договора между сторо¬нами спора 17
4.2) Характер правового акта 17

РАЗДЕЛ №4: СПОРЫ О ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 20

РАЗДЕЛ № 5: ВИДЫ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ 24
ГЛАВА №1: ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ 24
ГЛАВА №2: МНОЖЕСТВЕННАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ 26
2.1) Договорная подведомственность 26
2.2) Императивная (условная) подведомственность 26
2.3) Альтернативная подведомственность 27
2.4) Смешанная подведомственность 29
1
РАЗДЕЛ №6: ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ 30


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

sergeigp.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Кафедра гражданско – правовых дисциплин

НАУЧНАЯ РАБОТА

ПО  ГРАЖДАНСКОМУ ПРОЦЕССУ

 

Тема:

ПОНЯТИЕ   И   КРИТЕРИИ   ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ    ПО  ГРАЖДАНСКИМ   ДЕЛ АМ

 
 
 

Выполнил:

 

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСКВА – 2001г.

 

  ОГЛАВЛЕНИЕ:                                                                                            СТР.:

 

  ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                         3

 

  РАЗДЕЛ      №1:     ПОНЯТИЕ   ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ      

    ПО  РОССИЙСКОМУ   ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ                                                                     5

 

  РАЗДЕЛ     №2:     ОРГАНЫ,   НАДЕЛЕННЫЕ   ПРАВОМ   РАЗРЕШАТЬ ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕЛА                                                                                                                                  8

 

  РАЗДЕЛ    №3:      КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ   ДЕЛ   ОРГАНАМ   ГРАЖДАНСКОЙ   ЮРИСДИКЦИИ            10

      ГЛАВА №1: КРИТЕРИЙ  1 – ХАРАКТЕР СПОРНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ                                            11  

      ГЛАВА №2: КРИТЕРИЙ 2 -  СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ УЧАСТНИКОВ СПОРА                                       13

      ГЛАВА №3: КРИТЕРИЙ 3 -  СПОРНОСТЬ ЛИБО БЕССПОРНОСТЬ ПРАВА                                                15

      ГЛАВА №4:  ИНЫЕ  КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ                                17

          4.1) Наличие договора между сторонами спора                                                                        17 

          4.2) Характер правового акта                                                                                                             17

 

  РАЗДЕЛ  №4:  СПОРЫ О ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ                                                                                                                                                    20  

 

  РАЗДЕЛ     № 5:      ВИДЫ  ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ                                                     24                                                                         

      ГЛАВА №1: ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ                                                                        24     

      ГЛАВА №2: МНОЖЕСТВЕННАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ                                                                          26

          2.1) Договорная подведомственность                                                                                             26

          2.2) Императивная (условная) подведомственность                                                                26

          2.3) Альтернативная подведомственность                                                                                  27

          2.4) Смешанная подведомственность                                                                                             29

  1

  РАЗДЕЛ  №6: ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ                                30

 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                            33 

 

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                                 35

 
 

    ВВЕДЕНИЕ

 

    Понятие подведомственности. Надо ли в настоящее  время изучать подведомственность? Казалось бы, сняты вес ограничения на судебную подведомственность, нет практически ни одного вопроса, который бы нельзя было сделать предметом судебного разбирательства. Однако прошедшие политико-правовые реформы, снявшие ограничения на подведомственность дел судам, не решили проблемы, связанной с разграничением предметов ведения, а наоборот, усложнили ее.

    Вместо  единой судебной системы, существовавшей в России до 1991 г., в настоящее время судебная власть осуществляется тремя самостоятельными и автономными системами судебной власти: Конституционным Судом РФ, арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Кроме того, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" легализовал складывавшуюся в России двухуровневую судебную систему: наряду с федеральными судами существует система субъектов РФ, о которой не содержится упоминаний в Конституции РФ. Наряду с этим сохраняются возможности разрешения дел в других органах гражданской юрисдикции. Поэтому актуальность и значимость вопросов подведомственности вовсе не утрачивается, а наоборот, существенно усложняется. Все это требует продолжения исследований подведомственности, основанных на новом фактическом материале, появившемся после принятия новой Конституции РФ и реформы частного права. Значение подведомственности достаточно многогранно. Прежде всего подведомственность, по справедливому определению Ю. К. Осипова, выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами1. В условиях построения и осуществления системы государственной власти на принципах разделения властей подведомственность играет роль рабочего юридического механизма, позволяющего реализовать данное положение в юсударственно-правовом строительстве. Ведь недостаточно провозгласить начало разделения властей, необходимо и реально воплотить его в законодательство и юридическую практику всех государственных органов с помощью правовых критериев. Поэтому не совсем правильно связывать подведомственность только с реализацией права на обращение в суд за судебной защитой. Значение подведомственности как межотраслевого института права, который объединяет нормы о подведомственности, относящиеся к различным отраслям процессуального права, в настоящее время существенно возросло и изменилось. Более сложная система органов гражданской юрисдикции, наличие множества процессуальных норм, которые сосредоточены в материально-правовых нормативных актах, определяют необходимость их анализа и формулирования выводов общего характера, которые могли быть положены в основу совершенствования законодательства и правореализационной практики.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    РАЗДЕЛ  №1: ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

 

    В нормах гражданского законодательства теперь подведомственность чаще всего прямо не определяется, а содержатся нормы отсылочного характера. Так, согласно п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Тем самым подведена черта под многолетней дискуссией о месте института подведомственности в системе российского права: является ли он институтом материального, материально-процессуального или чисто процессуального характера. Большую теоретическую значимость здесь имеют доводы Ю. К. Осипова, доказавшего и обосновавшего место подведомственности как межотраслевого института в системе процессуального права2.

      Подведомственность является одним  из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд. В этом аспекте подведомственность очерчивает пределы реализации данного права, определяя границы судебной власти в соотношении с законодательной и исполнительной, одновременно определяя подведомственность каждому из органов судебной власти. На правореализационном уровне подведомственность выступает и в качестве юридического факта в конкретном фактическом составе, определяющем возникновение гражданского процесса.

      При обращении в суд подведомственность  из качества юридического условия становится юридическим фактом, который устанавливается судьей при решении вопроса о возбуждении гражданского дела. При этом в конкретном фактическом составе юридическим фактом является не сама по себе подведомственность, а ее конкретный, определенный вид. В каждом фактическом составе может быть либо исключительная судебная подведомственность либо разновидности множественной подведомственности.

    Данное  положение отражено в целом в  гражданском процессуальном праве в содержании ст. 129 ГПК РСФСР, где в зависимости от конкретного вида подведомственности устанавливаются последствия, связанные с несоблюдением ее правил (п. 1, 2, 5, б ст. 129 ГПК). Аналогичного характера правила установлены в арбитражном процессуальном праве (пп. 1, 4 п. 1 ст. 107, пп. 6 п. 1 ст. 108 АПК), в конституционном судопроизводстве (ст. 40, 43 и другие Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Подведомственность выступает не только в качестве правообразующего фактического обстоятельства. В ряде случаев неподведомственность может быть и правопрепятствующим, и правопрекращающим юридическим фактом в зависимости от конкретной фактической ситуации (например, в гражданском процессе в соответствии с п. 1, 2, 6, 7, ст. 219, п. 1 ст. 221, п. 3 ст. 305, п. 3 ст. 329 ГПК).

    Как уже указывалось, подведомственность является самостоятельной правовой и научной категорией, позволяющей разграничить по характеру юридического дела и ряду иных признаков предметы ведения между различными органами гражданской юрисдикции. Общая судебная подведомственность практически любого спорного вопроса не означает, что институт подведомственности утрачивает свое значение.

    Поэтому вряд ли можно согласиться с мнением, полагающим, что для разграничения  предметов ведения между различными судами лучше использовать институт подсудности, а не подведомственности. В данном случае круг отнесенных к ведению суда дел рассматривается через категорию предметной компетенции или родовой подсудности. Значение подведомственности определяется не только разграничением предметов ведения между различными судами, но и в целом между всеми юрисдикционными органами, которые наделены в настоящее время полномочиями по разрешению юридических дел. При ином понимании данного вопроса придется создавать новые правовые конструкции общего характера, которые будут охватывать правила разграничения предметов ведения между различными юридикционными органами.

    Следует отметить такой важный признак подведомственности как преимущественное определение ее правил только в законе, например, в ст. 25 ГПК РСФСР, ст. 22 АПК, ст. 11 ГК РФ, ст. 18_23, 27, 35, 41 и других Семейного кодекса РФ, и т. д. Только в отдельных случаях, указанных в законе, правила подведомственности формулировались в подзаконных актах. Например, в соответствии со ст. 90 Основ законодательства РФ о нотариате перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов, устанавливался Правительством РФ, однако в настоящее время в связи с вступлением в силу Федерального закона "Об исполнительном производстве" данный перечень утратил юридическое значение.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    РАЗДЕЛ  №2: ОРГАНЫ, НАДЕЛЕННЫЕ ПРАВОМ РАЗРЕШАТЬ  ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕЛА  

 

      Правом разрешать юридические  дела, то есть споры о праве  и другие правовые вопросы  (об установлении того или иного  юридического факта, правового состояния лица или имущества и др.) по законодательству России пользуются различные органы гражданской юрисдикции.

Информация о работе Подведомственность гражданских дел