Понятие и сущность форм государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:04, контрольная работа

Описание работы

В истории найдется немало примеров раскола общества в результате непримиримого противостояния ветвей власти. Доминирование одной из них создает на первых порах впечатление порядка государственной и общественной жизни. Поэтому нередко приходится слышать мнение о том, что необходима сильная рука, которая осуществляла бы твердый социальный порядок. В свое время А.И. Герцен заметил, что “как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы”.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность форм государственного управления. Организационные и правовые формы управления
2. Понятие и сущность методов государственного управления
3. Акты государственного управления
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

основы гос управления.docx

— 30.07 Кб (Скачать)

  Местные исполнительные органы - местная администрация, как органы  государственного управления на  местах осуществляют руководство  во всех сферах жизни общества.

  В соответствии с Законом “О  местных представительных и исполнительных  органах в Республике Казахстан”  от 10 декабря 1993 года с изменениями  и дополнениями, внесенными Указом  Президента РК, имеющим силу Закона, от 2 мая 1995 года, систему органов  исполнительной власти на местах  составляют: акимы, управления, отделы, комиссии и другие подразделения  и службы. Как уже говорилось, местные исполнительные органы  входят в единую систему исполнительных  органов Республики Казахстан.

  Местный исполнительный орган  возглавляет аким соответствующей  административно-территориальной единицы,  являющийся представителем Президента  и правительства Республики (п.3 ст. 87 Конституции РК). Число заместителей  акима, система отделов. Управлений  и других подразделений определяются  в соответствии со схемой управления  областью, районом, городом, утверждаемой  соответствующим маслихатом по  представлению акима. Аким местной  администрации и его заместители.  А также руководители отделов.  Управлений и других служб  администрации не могут быть  депутатами маслихата любого  уровня.

  Акимы областей, городов республиканского  значения назначаются на должность  Президентом Республики Казахстан  по представлению Премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных  единиц назначаются вышестоящими  по отношению к ним акимами. (п.4 ст. 87 Конституции РК).

  В своей деятельности акимы  подконтрольны и подотчетны вышестоящим  акимам и Президенту.

  Таким образом, в государственном  управлении проявляется положительная,  организующая и творческая деятельность  органов исполнительной власти  по руководству экономикой, финансами,  культурой, наукой, образованием, здравоохранением, охраной общественного порядка.

  Государственное управление организует  и сплачивает людей, осуществляя  общее и отраслевое управление, воплощенное соответственно в  деятельности органов исполнительной  власти общей компетенции (Правительства  РК, акиматов и т.д.) и деятельности  органов отраслевого управления (министерств, ведомств и т.д.).

2. Понятие и сущность методов  государственного управления

  В последние годы в Казахстане  резко упал интерес к управлению  в его широком значении, касается  ли это государственного управления  в целом или отраслей и сфер, управления производством, аппарата  управления. Особенно критически  воспринимается идея государственного  управления как противостоящая  якобы новой роли государства  в условиях формирования рыночной  экономики. Но происходит изменение  функций управления и методов  государственного регулирования  и оно является, безусловно, полезным. Ни одно государство не отказывается  о рычагов управления и регулирования,  дело в их умелом использовании.

  Для государственного управления  и регулирования характерны в  современных условиях следующие  методы:

а) общенормативное регулирование  в отличие от индивидуально-распорядительного  и регулирования прошлых лет. Управление на основе и во исполнение закона приходит на смену командному и оперативному воздействию;

б) применение способов официального признания хозяйствующих и иных субъектов;

в) введение лицензирования субъектов  и их деятельности;

г) определение порядка осуществления  видов хозяйственной деятельности;

д) налогообложение;

е) введение стандартизации продукции, работ и услуг;

ж) поддержка и стимулирование предпринимательства;

з) осуществление надзорных функций.

  В административном, финансовом  законодательстве закрепляют правовые  режимы осуществления этих и  подобных им функций.

  В качестве иллюстрации основных  методов государственного управления  и применения их на практике  можно привести Положение о  Министерстве сельского хозяйства  РК, утвержденное 10 мая 1995 года. В  котором, указано, что Минсельхоз  является центральным органом  государственного управления сельским  хозяйством РК и подчиняется  непосредственно Правительству.  В целях проведения единой  государственной аграрной политики, направленной на обеспечение  населения продуктами питания,  а промышленности - сырьем, увеличение  экспортных возможностей аграрного  сектора в условиях развивающихся  рыночных отношений Министерство:

обеспечивает  разработку приоритетных государственных (национальных) программ развития отраслей сельского хозяйства и участие  в их реализации;

подготовку  проектов, законодательных актов  и нормативных документов по аграрным вопросам;

содействие  разгосударствлению и приватизации, а также демонополизации в  агропромышленном комплексе (АПК);

развитие  разнообразных форм хозяйствования и пр.

  Управление сегодня связано с  работой профессионального персонала.  Поэтому столь важно регулирование  государственной службы и борьба  с бюрократизмом и коррупцией.

  Управление есть целенаправленное  воздействие, рассчитанное на  получение результатов. Такая  ориентация крайне необходима.Управлению  присущь и такой элемент, как  контроль. Его назначение - быть гарантией целостности и мощи государства. Сегодня наша страна переживает момент когда вырабатывается новый курс развития, но усилия и действия по его реализации далеко неэффективны. Нарастающий сепаратизм и местничество, с одной стороны, дурные традиции “командовать сверху” - с другой, усугубляют эти тенденции. А как результат - ослабевание государственности.

  Среди мощных средств в преодолении  этих кризисных явлений и укреплении  государства, находится контроль. Однако, сразу же подчеркнем, что  государственный контроль не  является атрибутом какого-либо  одного политического режима. Он  всегда присущ любому государству,  стремящемуся обеспечить реализацию  политики, законов и иных актов,  охрану государственных интересов.

  В нашей стране контроль рассматривается  как одна из функций государства.  Он призван:

во-первых, выступать как постоянно осуществляемая государственная деятельность не одного а всей системы органов государства;

во-вторых, можно сформировать вполне стройную, динамичную, не утяжеленную систему  государственного контроля, охватывающую все его виды;

в-третьих, необходимо придать контролю демократический  гласный характер, сделать участие  в нем доступным для общественности;

в-четвертых, государственный контроль должен быть не самодовлеющим институтом, а средством  эффективного решения государственных, экономических, социальных и иных задач;

в-пятых, добиться высокого уровня качества контроля можно с помощью правового  контроля, основанного на законодательстве, исключающего произвольные действия, жесткость и ничем не ограниченное усмотрение.

  Таким образом, государственный  контроль станет эффективным,  если в его системе будут  трудиться высококвалифицированные  специалисты и он будет обладать  мощной правовой основой.

Кроме того, вышеупомянутые формы  и методы государственного управления будут более совершенными, если будут  основаны на глубоком и систематическом  изучении ситуации. В этой связи, следует  указать, что сегодняшнее государственное  управление нуждается не только в  совершенных методах контроля, но и информации .3

правовой  исполнительный власть государственный

3. Акты государственного управления

 

Государственная, в том числе  и исполнительная власть не может  реализовываться сама по себе, она  всегда должна воплотиться в конкретных действиях, которые представляют собой  различные формы государственного управления. Содержание исполнительной власти, которым являются ее права  и обязанности по государственному управлению, не может не получить внешнее  выражение в действиях органов  исполнительной власти, должностных  лиц. Однако эти действия могут быть различными по характеру. С правовой точки зрения интерес представляют только такие действия, которые влекут определенные последствия. Эти действия воплощаются в государственно-управленческих формах: правовых актах управления и административно-правовых договорах.

Под правовым актом управления теория права понимает - основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции  данного органа, направленное на установление правовых норм или возникновение, изменение  или прекращение административных правоотношений в целях реализации задач и функций государственного управления.

Правовой акт управления обладает определенными признаками. Так, во-первых, он является подзаконным актом. Во-вторых, он опирается на властные полномочия органов государственного управления, а потому предстает в виде одностороннего юридически властного волеизъявления, а точнее - носит императивный и  общеобязательный характер, определяет правила должного поведения людей. В-третьих, он издается только полномочным  органом государственного управления и от имени государства, а потому носит официальный характер. В-четвертых, правовой акт управления оформляется  установленным способом. Так по форме  оформления они могут быть письменные, устные или могут быть выражены в  форме конклюдентных действий (например, жест инспектора ГАИ).

Современная теория административного  права наделила административные органы управления широким спектром правовых актов. Основанием для классификации  являются юридические свойства актов, в соответствии с которыми все  правовые акты можно разделить на нормативные, индивидуальные и смешанные.

Нормативные акты управления устанавливают  правила поведения, рассчитанные на длительное применение, регулируют однотипные отношения и имеют общий характер. Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня, применительно к конкретному  органу это чаще всего регулируется Положением об этом органе.

Индивидуальные акты применения могут  издавать органы исполнительной власти различного уровня. Они являются юридическими фактами направленными на возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений, носят правоприменительный  характер, издаются в отношении определенных, указанных в акте лиц и решают конкретные административные дела (например приказ о назначении на должность, постановление  о наложении административного  взыскания и т.д.).

Смешанные акты управления - это такие  акты, в которых переплетаются  нормы и индивидуальные установления.

Каждый вид органа исполнительной власти издает акт определенного  вида. Правительство в рамках своей  деятельности правомочно принимать  постановления, распоряжения. Руководители центральных органов управления - приказы, постановления и инструкции.

Органы местного государственного управления для реализации своих  полномочий издают нормативные акты, обязательные для исполнения на соответствующей  территории. Так акимы принимают, согласно ст. 88 Конституции решения  и постановления. При этом на уровне административно-территориальной единицы  воспроизведена ситуация, характеризующая  отношения между высшими органами государственной власти: проекты  финансовых решений маслихатов должны быть одобрены соответствующим акимом. Отмена не соответствующих Конституции  и законодательству Республики Казахстан  решений маслихатов и акимов осуществляется в судебном порядке. Кроме этого, акты акимов могут отменятся Президентом, Правительством, либо вышестоящим акимом.

  В сфере государственного управления  действует презумпция действительности  правовых актов управления, то  есть правовой акт предполагается  юридически сильным до того  момента пока он не будет  отменен в установленном законом  порядке.

  Кроме того, для того, чтобы правовой  акт полноправно выполнял свою  функцию регулирования общественных  отношений он должен удовлетворять  следующим требованиям.

Он должен быть законным:

а) соответствовать Конституции  РК, законам и другим актам;

б) должен быть издан в пределах компетенции органа, его издавшего;

Информация о работе Понятие и сущность форм государственного управления