Понятие международного гражданского процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 23:38, реферат

Описание работы

Международный гражданский процесс (МГП) включает в себя комплекс вопросов, связанных с защитой прав иностранцев и иностранных юридических лиц, порядком и особенностями рассмотрения в судах гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом. МГП является формой реализации гражданских прав и одновременно может осуществляться лишь как публичное правоотношение Нешатаева Т.Н. Международное частное право и международный гражданский процесс. М., 2004. С. 364., охватывает комплекс международных и национальных процедур.

Работа содержит 1 файл

Понятие международного гражданского процесса.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Исполнение иностранных  судебных поручений 

Процессуальная  деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории. Однако очень часто возникает  необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом. Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства. Под исполнением иностранных судебных поручений  понимается: 

составление, засвидетельствование, пересылка, вручение документов; 

предоставление  вещественных доказательств; 

допрос свидетелей, экспертов, иных лиц для целей  судопроизводства; 

сообщение информации о действующем праве и т.д. 

Выполнение таких  поручений основано на положениях международных  договоров и национального законодательства. 

В континентальном  праве установлен общий порядок  — судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. Судебная практика — правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции. 

В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров). Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения. Основная проблема: для англо-американских судов доказательства, полученные в соответствии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета. 

В законодательстве Российской Федерации общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК РФ  и ст. 256 АПК РФ . При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Отсутствует требование взаимности. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило: процедура выполнения поручения иностранного суда на территории Российской Федерации регулируется российским правом. Современная тенденция: по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права. 

Гаагская Конвенция  по вопросам гражданского процесса  1954 г. предусматривает общее правило: поручение передается консульским  путем. В пространстве СНГ возможно отступление от этого правила: суды соотносятся непосредственно, т.е. судебное поручение направляется в суд иностранного государства, где должно быть исполнено. 

Судебное поручение  и документы, прилагаемые к нему, целесообразно направлять на языке  запрашиваемого государства. При исполнении поручения, учитывая процессуальный характер этих действий, запрашиваемые органы применяют законодательство своего государства. Отказ от совершения отдельных процессуальных действий возможен в случае, если: а) исполнение поручения наносит ущерб суверенитету РФ; б) исполнение поручения не входит в компетенцию суда (ст. 407 ГПК РФ). 

Признание и  исполнение иностранных судебных решений 

Признание  и  исполнение иностранных судебных решений  практически во всех странах осуществляется в соответствии с принципом взаимности, закрепленным в двусторонних международных договорах. 

Существуют различные  варианты принудительного исполнения иностранных судебных решений. В  некоторых странах (например, Италия ) для исполнения требуется проверка правильности решений иностранного суда с точки зрения формы, установление его соответствия публичному порядку места исполнения. В большинстве стран Европы  и Латинской Америки  необходима выдача экзекватуры , т.е. судебного постановления, которое санкционирует исполнение судебного решения, придает ему принудительную силу. Возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против своего гражданина. Условие выдачи экзекватуры: решение не должно противоречить публичному порядку места исполнения решения и должник надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства. 

В странах англо-американской системы иностранное судебное решение  служит основой для нового судебного  разбирательства. 

В Российской Федерации  решения иностранных судов признаются и исполняются, если это предусмотрено международным договором. Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда (п. 3 ст. 409 ГПК РФ ). Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда допускается в случаях, если: 

1) решение по  праву страны, на территории которой  оно принято, не вступило в  законную силу, или не подлежит  исполнению; 

2) сторона, против  которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела; 

3) рассмотрение  дела относится к исключительной  подсудности судов в Российской  Федерации; 

4) имеется вступившее  в законную силу решение суда  в Российской Федерации, принятое  по спору между теми же сторонами,  о том же предмете и по  тем же основаниям, или в производстве  суда в Российской Федерации  имеется дело, возбужденное по  спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде; 

5) исполнение  решения может нанести ущерб  суверенитету Российской Федерации,  или угрожает безопасности Российской  Федерации, либо противоречит  публичному порядку Российской Федерации; 

6) истек срок  предъявления решения к принудительному  исполнению и этот срок не  восстановлен судом в Российской  Федерации по ходатайству взыскателя (п. 1 ст. 412 ГПК РФ). 

Для рассмотрения возможности принудительного исполнения решения необходимо ходатайство взыскателя о разрешении принудительного исполнения по месту жительства должника или нахождения его имущества (ст. 410 ГПК РФ, ст. 242 АПК РФ ). Правовой смысл признания иностранного судебного решения состоит в том, что он подтверждает гражданские права и обязанности в том же смысле (придает им ту же силу), что и решения российского суда. 

Гаагская конвенция  по вопросам гражданского процесса  1954 г. предусматривает дипломатический  путь обращения с просьбой об исполнении решения; установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности. 

К ходатайству  о разрешении исполнения необходимо приложить: 

1) заверенную  судом копию решения, справку  о том, что решение вступило  в законную силу, если этого не следует из текста самого решения; 

2) документ, из  которого следует, что ответчику,  который не принял участия  в процессе, или его уполномоченному  лицу было своевременно и в  надлежащей форме хотя бы один  раз вручено извещение о вызове в суд; 

3) заверенные  переводы вышеупомянутых документов, а также перевод ходатайства. 

Нотариальные  действия в международном частном  праве и международном государственном  праве 

Основные задачи нотариата  в сфере правоотношений с иностранным элементом заключаются в том, что нотариат обязан обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая иностранных граждан  и апатридов , путем совершения предусмотренных национальным законодательством нотариальных действий. 

Функции нотариата: 

удостоверение документов, предназначенных для  действия за границей; принятие документов, составленных за границей; 

охрана имущества, оставшегося на территории данного  государства после смерти иностранного гражданина; 

охрана имущества, переходящего по наследству иностранцу после смерти местного гражданина; 

обеспечение доказательств, требуемых для ведения дела в  органах иностранного государства. 

Нотариат применяет  нормы иностранного права в соответствии с международными договорами и национальным законодательством. Порядок и условия применения иностранного права российским нотариатом установлены в Основах законодательства Российской Федерации 1993 г. о нотариате  и в ст.ст. 1186—1193 ГК РФ . 

Нотариальные  функции консульских учреждений: 

охрана наследственного имущества, выдача свидетельства о праве на наследство; 

удостоверение верности копий документов и выписок  из них; 

удостоверение сделок; 

представительство интересов граждан своего государства  в гражданском процессе. 

Правомочия консула  в сфере нотариальных действий закреплены в консульских конвенциях . 

В законодательстве закреплено право нотариата обращаться к иностранным органам юстиции  с поручением о производстве отдельных  нотариальных действий в порядке, предусмотренном  международными договорами и национальным законом. Условия и порядок исполнения иностранных нотариальных поручений, основания отказа в исполнении перечислены в законодательстве. 

Помимо судебного  разрешения дел, в международном  частном праве возникают различные  ситуации, требующие определенных действий, подтверждающих действительность официальных документов. 

В российских судах  признаются документы, выданные, составленные или удостоверенные компетентными  органами иностранных государств (ст. 408 ГПК РФ , ст. 255 АПК РФ ) при наличии легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. 

Под легализацией  понимают последовательный ряд удостоверений  подписей должностных лиц и качество, в котором они выступают, а  также удостоверение подлинности печатей и штампов, которыми скреплены документы. 

Упрощенным порядком легализации является консульская  легализация , которая представляет собой специальную надпись консула  на документе и удостоверяет подлинность  подписи должностного лица иностранного государства, а также соответствие документов законам государства пребывания. Консульская легализация — это и удостоверение соответствия документов и актов законам государства пребывания. Положения о консульской легализации закреплены в Консульском уставе РФ. 

Гаагская Конвенция  об отмене требования легализации иностранных  официальных документов  1961 г. устанавливает  правила проставления апостиля  — единственной удостоверительной  надписи на документе, одинаковой по форме для всех государств-участников — вместо последовательных операций по оформлению легализации. Образец апостиля приложен к Конвенции. 

В РФ апостиль проставляется  Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции, Прокуратурой, Архивным ведомством, Министерством  образования.

Информация о работе Понятие международного гражданского процесса