Правовое государство и гражданское общество в их соотношении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:02, реферат

Описание работы

Само понятие “гражданское общество” достаточно древнее. Наиболее первые осмысление этого понятия можно встретить в трудах Аристотеля, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Маркса, Бакунина и других.

В пример можно привести отрывки из работ этих великих мыслителей прошлого:

И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Содержание

1. Гражданское общество: содержание, структура и основные характеристики:

1.1. Содержание и определения гражданского общества………………….2

1.2. Структура гражданского общества……………………………………...4

1.3. Признаки гражданского общества………………………………………6

2. Основные характеристики правового государства:

2.1. Возникновение и развитие идеи правового государства……………...8

2.2. Основные характеристики правового государства…………………….10

2.3. Признаки правового государства……………………………………….12

2.4. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства………20

Заключение…………………………………………………………………………...22

Список использованной литературы……………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА правовое государство.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

     Исходя  из сказанного, можно дополнить к  вышеуказанным признакам гражданского общества следующее:

     - возникновение гражданского общества на определенных основаниях, не исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом и государственной рационализации;

     - недопустимость гражданским обществом  конфликтов между самими членами общества.

       

      

     Правовое  государство. 

     Правовое  государство - это такая форма  организации  деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.

     Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Цицерон, Демокрит, Аристотель, Платон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

     Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”.

     Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние  на становление и развитие более  поздних учений о правовом государстве.(6)

     Рост  производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

     Наиболее  известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснил принципы политики, осмыслил движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Ж. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.(4)

     В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности  значительный вклад внесли прогрессивные  ученые Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

     Надо  отметить, что среди русских философов  идеи правового государства тоже нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г. Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: “1) для устранения произвола необходимо установление норм общественного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идет идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы”.(5)

     В послеоктябрьский период в нашей  стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и, в конечном счете, к установлению тоталитарной государственности.

     Советская государственность в период тоталитаризма  не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовым концепциям государства.

        

     Основные  характеристики правового  государства. 

     
  1. Основы  правового государства: экономическая, социальная, нравственная.
 

     Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

     В правовом государстве собственность  принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.(7)

     Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.(7)

     Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочая социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

     Нравственную  основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

     Правовое  государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям.(1)

     В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует  назвать:

  1. Осуществление подлинного народовластия, распространяемого во все стороны организации и сферы жизни гражданского общества и выступающего в качестве целостной системы развития демократии.
  2. Конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные государственные формы осуществления единой власти народа.
  3. Верховенство права и связанность государственной власти правовыми предписаниями.
  4. Верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой в системе иных правовых актов и обеспечивает недопустимость произвольного вмешательства государства в жизнь гражданского общества, т.е. вмешательства, не основанного на положениях закона.
  5. Взаимосвязь прав и обязанностей и взаимная ответственность государства и личности, а также гарантированность прав и свобод человека, обеспечивающая их реализацию в политической, социальной и культурной сферах жизни.
  6. Повышение роли и авторитета судебной власти с необходимыми конституционными гарантиями независимости правосудия.
  7. Формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.(4)
 

     Признаки  правового государства.

     К числу важнейших признаков правового  государства наука относит как  минимум три: 1) разделение властей, 2) верховенство закона, 3) незыблемость прав и свобод человека, 4) взаимная ответственность государства и  личности.

         Первый признак означает такое устройство государства, когда все его органы разделены на три ветви власти – законодательную, исполнительную, судебную. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направленно на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.

     Вместе  с тем, если ни одна из трех ветвей государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство. И все-таки законодательная власть занимает верховное положение  в правовом государстве, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы.(6)

     Во  всех правовых государствах законодательная власть принадлежит парламенту (фр. parler – говорить) – представительному выборному органу. В США, например, парламентом является конгресс, который, как и большинство парламентов других стран, состоит из двух палат – палаты представителей и сената. Обе палаты образуют комитеты. (8)

     Текущая жизнь государства складывается из многочисленных актов реализации тех норм, которые приняты законодателем. Поэтому здесь выдвигается на первый план исполнительно-распорядительная ветвь власти – правительство и подчиненные ему ведомства. Существует две модели исполнительной власти: американская и французская. В США исполнительная власть – это кабинет при президенте. Он не отвечает перед палатами конгресса и конгресс не может вынести ему вотум недоверия. Во Франции в отличие от США, правительство находится в двойном подчинении. Его контролирует и формирует президент, но оно ответственно и перед Национальным собранием (парламентом). Существующие во многих странах президентские республики, независимо от модели предполагают наличие избранного народом «сильного» президента.

     Исполнительная  власть не должна подменять власть судебную. Никто не может быть судьей в собственном деле. Поэтому гражданин  в правовом государстве имеет  право обжаловать действия исполнительной власти. Независимость суда достигается путем назначения судей пожизненно или на длительный срок. Во всех правовых государствах созданы Конституционные суды, обеспечивающие проверку законов и подзаконных актов с точки зрения их соответствия Конституции.(3)

     В соответствии с Конституцией государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федераций и Государственная Дума), Правительство и суды РФ. В России главой государства является Президент. Он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности России, обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти.

     Президент избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность более двух сроков подряд.

     Федеральное Собрание является представительным и  законодательным органом России, состоит из двух палат – Совета Федераций и Государственной Думы. В него входит по два представителя от каждого субъекта РФ.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество в их соотношении