Проблемы авторского права на музыкальные произведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:37, реферат

Описание работы

Цель данной работы раскрыть проблемы авторского права на музыкальные произведения.
Для достижения данной цели будут поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть авторские права на музыкальны произведения
2.Изучить проблемы связанные с использованием авторских прав на музыкальные произведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Авторские права на музыкальны произведения………………………………5
2.Проблемы связанные с использованием авторских прав на музыкальные произведения………………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………….………………14
Список литературы………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Проблемы авторского права на музыкальные произведения..doc

— 89.00 Кб (Скачать)

    Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Авторские  права на музыкальны произведения………………………………5

2.Проблемы  связанные с использованием авторских  прав на музыкальные произведения………………………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………….………………14

Список  литературы………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

       Защита  авторских  прав  является  одной  из  важнейших   проблем   в

современном  гражданском  праве.  Несмотря  на   то   что   сегодняшнее законодательство содержит достаточно эффективные  механизмы  защиты  от

незаконного внедоговорного использования произведений авторского права,

тем не менее далеко не всегда эти механизмы  реализуются  на  практике.

     Сложилось два подхода в определении  юридической природы авторских  прав.

       Первый,   так   называемый   "проприетарный"   подход   основан    на

отождествлении  права  создателя  на  достигнутый  результат  с  правом собственности лица, создавшего материальный объект. Так,  в  российском законодательстве XIX в.  право  автора на  созданное им  произведение трактовалось    как    право    собственности,    а    предпринимателям предоставлялась возможность не только  "покупать"  авторское  право  на данное произведение, но  и  становиться  собственником  всего  будущего творчества автора.

       Другой  подход  -  через   призму  понятия  исключительных   прав.   В юридической литературе существуют различные  трактовки  исключительного характера  авторских  прав:  от  толкования  их  как  неотчуждаемых   и неотторжимых от личности автора в течение всей  его  жизни  до  полного отрицания этого понятия.

       Понимание правовой природы авторских  прав имеет  важное  практическое значение  прежде   всего   для   определения   совокупности   авторских правомочий, передача которых возможна, и к тому  же  для установления сущности авторских договоров, режима использования прав,  приобретенных в результате заключения договоров.

     Цель  данной работы раскрыть проблемы авторского права на музыкальные произведения.

     Для достижения данной цели будут поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть  авторские права на музыкальны произведения

2.Изучить  проблемы связанные с использованием авторских прав на музыкальные произведения.

     Теоретическую часть работы составляют труды посвещенные  авторскому праву Г.А.Урунтаева, Г.Г.Филиппова, А. В. Петровского, В.С.Мухиной.

       Структура данной работы подчинена поставленной цели и задачам и в соответствии с этим состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Авторские права на музыкальны произведения 
 

     В соответствии с пунктом 2 статьи 1270 ГК1 использование произведения возможно различными способами. И далеко не все способы связаны с коллективным управлением. Поэтому в Кодексе прямо указывается, в отношении каких способов использования осуществляется коллективное управление правами на музыкальные произведения. Это публичное исполнение и сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подп. 6 - 8 п. 2 ст. 1270 ГК).

     Осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (подп. 2 п. 1 ст. 1244 ГК РФ).

     Указанный случай коллективного управления уже был рассмотрен выше. Здесь лишь стоит еще раз подчеркнуть, что в соответствии с п. 3 ст. 1263 ГК РФ при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения. Следовательно, в данном случае получение вознаграждения связано с тем, что у композитора сохраняется "остаточное" исключительное право после передачи собственно исключительного права другому лицу (вторичному правообладателю).

     3. Управление правом следования  в отношении произведений изобразительного  искусства, а также авторских  рукописей (автографов) литературных  и музыкальных произведений (подп. 3 п. 1 ст. 1244 ГК).

     Право следования (ст. 1293 ГК) является личным имущественным правом творца. Как указывается в Директиве Европейского парламента и Совета 2001/84/EC от 27 сентября 2001 г., право следования является непереуступаемым и неотъемлемым правом, предоставляемым автору оригинала произведения графического или пластического искусства в его экономических интересах при последующих продажах упомянутого произведения.

     При этом речь идет не о любой перепродаже  произведения, а только о публичной  перепродаже (п. 1 ст. 1293 ГК), например при продаже картины с аукциона.

     Институт  коллективного управления правом следования развит в европейских странах. Как  показывает опыт функционирования европейских  ОКУ, важное значение для осуществления  управления в данной сфере имеет  заключение соглашений с ассоциациями, союзами и прочими объединениями лиц, осуществляющих публичную перепродажу произведений изобразительного искусства.

     4. Осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных  произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (подп. 4 п. 1 ст. 1244 ГК)2.

     Очевидно, что воспроизведение фонограмм  и аудиовизуальных произведений в личных целях (или так называемая домашняя перезапись) ущемляет имущественные  интересы правообладателей, лишая их вознаграждения с каждого воспроизведенного (перезаписанного) экземпляра фонограммы или аудиовизуального произведения. В то же время обеспечить заключение необходимых договоров с ОКУ при каждом факте воспроизведения в личных целях практически невозможно. Следовательно, единственным выходом из такой ситуации является разрешение свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях с выплатой вознаграждения правообладателям. Но и обычный порядок выплаты вознаграждения пользователями в данном случае тоже не годится. Поэтому в статье 1245 ГК установлен особый порядок выплаты такого вознаграждения.

     Отправной единицей для исчисления вознаграждения в этих случаях являются оборудование и материальные носители, используемые для воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений. К такому оборудованию можно отнести различного рода магнитофоны с функцией "запись", программы и комплектующие к компьютерам, обеспечивающие перезапись в домашних условиях. Если же речь идет о профессиональном оборудовании, т.е. оборудовании, которое предназначено для воспроизведения не в домашних условиях, то такое оборудование не является объектом для выплаты вознаграждения (п. 4 ст. 1245 ГК). Материальными носителями являются кассеты, диски и прочие носители, предназначенные и используемые для воспроизведения3.

     Лицами, которые уплачивают вознаграждение за воспроизведение фонограмм и  аудиовизуальных произведений в  личных целях, являются изготовители и  импортеры такого оборудования и материальных носителей. Если речь идет о поставках на рынок произведенных в России оборудования и материальных носителей, то плательщиками являются производители. При этом экспортируемые из России оборудование и материальные носители не учитываются при сборе вознаграждения (п. 4 ст. 1245 ГК). В отношении импортного оборудования и материальных носителей плательщиками выступают импортеры при ввозе на территорию России указанных объектов.

     Закон определяет в качестве получателей  вознаграждения авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений (п. 1 ст. 1245 ГК). Анализ содержания норм о распределении вознаграждения приводит к выводу о том, что данные категории участвуют в получении вознаграждения вне зависимости от передачи исключительного права на произведение, исполнение и фонограмму.

     Почему  в данном случае Кодекс не принимает  во внимание именно обладателя исключительного  права? Это объясняется двумя  причинами. Во-первых, если бы Кодекс исходил  из необходимости выплаты вознаграждения обладателю исключительного права, то, учитывая, что оборот исключительных прав на указанные объекты нельзя остановить или прекратить, это могло бы привести к невозможности установления конечных получателей вознаграждения и таким образом запутать и без того непростую ситуацию со сбором средств в указанной сфере. Во-вторых (и это главное), при домашней перезаписи ущемляются интересы прежде всего указанных категорий лиц. Вторичные обладатели исключительного права имеют представление о характере и объеме использования приобретаемых прав. Авторы, исполнители, производители фонограмм и аудиовизуальных произведений, напротив, как инициаторы использования произведений и объектов смежных прав и как первичные правообладатели при отчуждении могут рассчитывать на вознаграждение, учитывая в том числе тираж выпуска экземпляров и многократность использования указанных объектов. А это как раз и подрывается распространенностью воспроизведения в личных целях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Проблемы  связанные с использованием авторских  прав на музыкальные произведения 

     Музыкальное произведение для признания его  объектом авторского права должно отвечать общим требованиям, предъявляемым ко всем таким объектам. В соответствии со ст. 96 Основ гражданского законодательства объект авторского права должен быть результатом творчества и получить выражение в такой форме, которая создает возможность воспроизведения произведения. Но наряду с указанными общими требованиями в других нормативных актах по авторскому праву находят отражение особенности отдельных видов произведений, в том числе и музыкальных.

     Важнейшие особенности музыкального произведения связаны с его объективной  формой. К объективной форме музыкального произведения закон не предъявляет  каких-либо особых требований, в частности, он не связывает признание музыкального произведения объектом авторского права с какой-то определенной объективной формой — записью на письме с помощью потных знаков, звукозаписью и т. п. В соответствии с законом вполне достаточно исполнения произведения, не зафиксированного на материальном носителе. И тем не менее с объективной формой музыкального произведения связаны существенные особенности. Объективная форма произведения как признак объекта авторского права несет двоякую нагрузку. Во-первых, она должна делать произведение доступным для восприятия третьих лиц. Во-вторых, она должна обеспечить возможность воспроизведения произведения третьими лицами. Для обеспечения восприятия музыкального произведения ведущее значение принадлежит той объективной форме, которая направлена на достижение его конечной цели — непосредственного восприятия на слух — исполнению. Конечно, поддается восприятию и нотная запись, но такое восприятие составляет лишь промежуточный этап. Исполнение является той объективной формой произведения, которая допускает лишь разовое, однократное восприятие, для повторного восприятия требуется повторное исполнение. Эта особенность сказывается на ряде правовых моментов, прежде всего на порядке исчисления гонорара, его сбора и выплаты. Исполнение считается достаточным для выполнения и второй функции объективной формы произведения — его воспроизведения. При этом обычно ссылаются на 14-летнего Моцарта, записавшего по памяти с исполнения Мизерере Аллегри. Однако Моцарт был уникум, подобные примеры (известен аналогичный эпизод и с Рахманиновым) ничего не доказывают. Воспроизведение с исполнения, особенно сложных музыкальных произведений, даже для специалиста практически невозможно. Исполнение как единственная объективная форма музыкального произведения (например, импровизация) с точки зрения воспроизведения обладает и другими недостатками. Так, весьма затруднительным оказывается доказательство факта повторного исполнения и воспроизведения вообще (соответственно неосуществимым становится право на вознаграждение), доказательство плагиата и вообще неправомерного использования произведения, неясно, как обеспечить соблюдение неприкосновенности произведения и т. п. Свидетельские показания в этих случаях являются очень ненадежным доказательством4.

     Нужно учитывать и еще одно обстоятельство, связанное с исполнением как конечной целью музыкального произведения. Все публично исполняемые произведения, в том числе и музыкальные, подлежат предварительной регистрации. Условием регистрации является фиксация музыкального произведения на письме. Поэтому специфика музыкального произведения требует изменения законодательства — условием его признания объектом авторского права следует считать фиксацию на материальном носителе (на письме, с помощью звукозаписи и т. п.). Иначе практически невозможно реализовать авторские правомочия.

Информация о работе Проблемы авторского права на музыкальные произведения