Проблемы авторского права на музыкальные произведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:37, реферат

Описание работы

Цель данной работы раскрыть проблемы авторского права на музыкальные произведения.
Для достижения данной цели будут поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть авторские права на музыкальны произведения
2.Изучить проблемы связанные с использованием авторских прав на музыкальные произведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Авторские права на музыкальны произведения………………………………5
2.Проблемы связанные с использованием авторских прав на музыкальные произведения………………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………….………………14
Список литературы………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Проблемы авторского права на музыкальные произведения..doc

— 89.00 Кб (Скачать)

     Существуют  и отрицательные моменты, связанные  с принятием этого предложения. Они заключаются в затруднении получения авторско-правовой охраны произведения, во введении в качестве условия охраны определенных формальностей, в принципе не свойственных советскому праву (если не считать хореографических произведений и пантомим). Однако надо учитывать, что действующая система охраны установлена в иных условиях, когда было весьма трудно обеспечить фиксацию произведения на материальном носителе, а демократизм советского права требовал охраны произведений авторов не владевших, к примеру, нотной грамотой (народных исполнителей). Это обусловило широкую охрану музыкальных произведений, независимую от каких-либо формальностей, даже вопреки специфике музыки. В настоящее время, когда запись с помощью современных средств фиксации звучащих произведений (в том числе магнитофонов) не представляет никаких трудностей, нет больше оснований игнорировать эту специфику. Преимущества этой системы значительно перевешивают ее недостатки, значение которых с развитием техники убывает.

     Особое  мести среди форм закрепления  музыкальных произведений на материальном носителе занимает их письменная фиксация в виде нотной записи. Такая фиксация является наиболее удобной формой, обеспечивающей воспроизведение произведения. Но суть музыкального произведения как объекта авторского права нельзя понять без учета двойственного характера его объективной формы. Эта особенность влечет за собой различные правовые последствия, в частности, она имеет значение для определения порядка использования музыки при создании нового, творчески самостоятельного произведения.

     Теория  музыки знает разные основания классификации  музыкальных произведений. Не все из них имеют значение для права, правовая классификация не обязательно должна совпадать с музыковедческой. Классификация музыкальных произведений, с точки зрения права, имеет две задачи. Во-первых, необходимо установить, является ли произведение объектом авторского права. Во-вторых, классификация имеет значение для определения ставок авторского гонорара. Этим правовые задачи классификации ограничиваются, ибо объем авторских правомочий на все произведения, являющиеся объектом авторского права, одинаков. Такая классификация имеет в основе два критерия: характер творчества и жанр.

     Содержанием критерия творчества является характер работы по созданию про- изведения. В соответствии с этим критерием, прежде всего, следует различать оригинальное произведение и произведение, созданное с большим или меньшим использованием фрагментов уже существующих музыкальных произведений.

     Оригинальным  признается произведение, основанное на совершенно новом материале, нигде не использованном ранее, или созданное на основе тем другого произведения, принципиально иначе трактуемое с учетом существенных отличий в драматургии произведения (относящееся к другому жанру), как правило, более сложной. В последнем случае для квалификации произведения в качестве оригинального может потребоваться проведение экспертизы. Оригинальное произведение обладает творческим характером, бесспорно позволяющим отнести его к объектам авторского права, к какому бы жанру оно ни принадлежало. На это решение не может повлиять использование в нем в качестве отдельных составных элементов фрагментов из других произведений. Здесь может возникнуть лишь вопрос о правомерности такого использования.

     Вместе  с тем существует большое число  произведений, созданных на основе одного или нескольких произведений. Закон не запрещает использование произведений, не являющихся объектами авторского права (например, произведений народного творчества, авторы которых неизвестны). Возникает проблема — какие из вновь созданных произведений должны считаться объектами авторского права? В музыке особенно трудно отграничить творческий труд от технического.

     В праве (и в теории музыки) выделены такие виды произведений как: 1) обработка; 2) переложение; 3) оркестровка; 4) монтаж; 5) собирание; 6) реставрация. Каждый из этих видов нуждается в особом рассмотрении.

     Музыкальную обработку музыковеды и юристы понимают по-разному. Музыканты различают обработку и транскрипцию. При обработке в их понимании сохраняется конструкция сочинения в целом, с основными элементами гармонии, ритма, оркестра, более фигурационным украшением мелодии. Транскрипция — это создание на основе тем какого-нибудь сочинения нового произведения, как правило, другого вида. С этой точки зрения, транскрипция может быть отнесена к оригинальным произведениям.

     Юристы  говорят об обработке музыкального произведения как о всяком изменении  фактуры оригинального произведения. Это — более широкое понятие, которое включает в себя и транскрипцию произведения. Закон выделяет два вида музыкальных обработок: к первому принадлежит свободная обработка мелодий (оригинальная музыкальная фактура обработок); ко второму — обработка, вносящая в фактуру оригинального произведения «новые творческие элементы».1 Но в обоих случаях подчеркивается творческий характер труда обработчика. Поэтому и та, и другая формы обработки, если они отвечают указанным требованиям, должны признаваться объектом авторского права. Обработка является объектом авторского права и охраняется независимо от того, откосятся ли сами обрабатываемые произведения к объектам авторского права.

     В абзаце 2 пункта 1 статьи 1245 ГК указывается, что перечень оборудования и материальных носителей, а также размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются Правительством Российской Федерации. Как уже отмечалось, положения ст. 1245 ГК возникли на основе норм Закона об авторском праве (ст. 26 и 39). Однако системные противоречия в конструкции коллективного управления, которые содержатся в этом Законе и были отмечены выше, не позволяли реализовать нормы о сборе вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Из-за пассивной позиции правообладателей и невозможности достичь компромисса между разными ОКУ по вопросам сбора и распределения средств за свободное воспроизведение в Правительство РФ так и не поступил проект перечня указанных объектов. С введением аккредитации ОКУ в указанной сфере ситуация должна измениться.

     В целях способствования решению  проблемы по распределению средств  между получателями вознаграждения в п. 3 ст. 1245 ГК определены пропорции  распределения вознаграждения в  личных целях: 40% - авторам, 30% - исполнителям и 30% - изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений. Суммы конкретных выплат зависят от фактического использования фонограмм или аудиовизуальных произведений5.

     Осуществление прав исполнителей и изготовителей  фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подп. 5 и 6 п. 1 ст. 1244 ГК).

     Конструкция коллективного управления рассматриваемыми правами аналогична конструкции, указанной  в подп. 1 п. 1 ст. 1244 ГК. Более того, использование исполнений и фонограмм (подп. 5 и 6 п. 1) происходит одновременно с использованием музыкальных произведений (подп. 1 п. 1). Следовательно, деятельность аккредитованных ОКУ, управляющих авторскими правами, правами исполнителей и правами производителей фонограмм, имеет параллельную направленность. Это также является основой для их взаимодействия и заключения между собой соглашений о сборе и распределении средств на выплату вознаграждения.

     Следует подчеркнуть, что в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 1244 ГК речь совершенно определенно идет об управлении исключительным правом исполнителей и изготовителей фонограмм. Как указано в пункте 1 статьи 1326 ГК, "публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой вознаграждения".

     С учетом того, что в пункте 3 статьи 1326 ГК пропорции распределения вознаграждения между обладателем исключительного права на исполнение и обладателем исключительного права на фонограмму установлены 50/50.

     О непризнании законодателем произведения объектом авторского права свидетельствуют либо прямое указание закона в общей форме, либо отказ в признании всех авторских правомочий (во всяком случае, права авторства), а не одного из них, хотя бы и весьма важного (права на вознаграждение). В остальных случаях надо исходить из общих критериев, установленных законом.

     Хотя  вознаграждение за переложение предусмотрено  актами об авторском гонораре, лицо, осуществившее переложение, получает его не в качестве субъекта авторского права, а как своеобразный подрядчик, выполнивший определенную работу по заданию заказчика и передавший ему результат своей работы. Автор переложения не получает вознаграждения за его повторное использование. Не возникает у него и других авторских правомочий (права на имя, права воспроизведения и распространения и т. п.).

     Таким образом, правовой режим обработок и переложений совершенно различен, поэтому их разграничение практически очень важно. Встречаются случаи, когда определить, является это произведение обработкой или переложением, весьма трудно, и тогда приходится прибегать к экспертизе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

     Итак, подводя итоги хотелось бы отметить, следующие:

     Один  из видов произведений - музыкальные  произведения с текстом или без  текста. В комментируемой статье не раскрывается понятие данного вида произведений.

     Музыкальным можно считать такое произведение, когда действительность, определенные образы отражаются при помощи звуков. Музыкальные произведения воспринимаются на слух как при их исполнении, так  и при помощи технических средств. Музыкальная форма состоит из нескольких компонентов, к которым относятся мелодия, фактура, полифония, гармония, ритм, композиция и др.

     Определение аудиовизуального произведения раскрыто в ст. 1263 ГК РФ (см. комментарий к  ст. 1263).

     Следующим видом произведений являются произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства. Особенность названных произведений состоит в том, что они неразрывно связаны с материальными носителями, на которых они выражены.

     Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна представляют собой разновидность произведений изобразительного искусства. Отличительный признак данных произведений - их одновременное утилитарное и художественное использование, т.е. данные произведения одновременно решают практические и художественные задачи.

     Под сценарием понимается литературно-драматическое  произведение, написанное как основа для постановки, кино- или телефильма, балета, пьесы и т.д.

     Виды  и понятие произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, раскрыты в ст. 1294 Кодекс

     Проблемы  с защитой авторских прав на музыкальные  произведения не исчезнет сама собой  ее нужно решать и для этого  российскими законодателями была разработана   IV часть Гражданского кодекса. Которая охватила данную область права. А что касается практического решения данной проблемы то она еще впереди при за судебной практикой по конкретным делам. 
 
 
 

    Список  литературы 
 

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. -1993.-№ 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2008 г. - № 3. - Ст. 3301.
  3. Авторское  и патентное право / Под ред. А. В. Петровского, - М.: Юнити, 2008. – 341 с.
  4. Мухина, В. С. Комментарий к Части IV Гражданского кодекса РФ / В.С.Мухина,  - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 234 с.
  5. Урунтаева, Г. А. Авторское право / Г.А.Урунтаева, - М.: Аспект, 2008.- 272 с.
  6. Филиппова Г.Г. Комментарий к Части IV Гражданского кодекса РФ/ Г.Г.Филиппова,  — М.: АРКТИ, 2008. — 296 с.

Информация о работе Проблемы авторского права на музыкальные произведения