Проблемы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что выработка и реализация научно обоснованной, социально ориентированной государственной кадровой политики и кадровой деятельности стала насущной потребностью развития российского общества, важной предпосылкой укрепления государства и действующих в нем органов управления. Государственная кадровая политика представляет собой систему официально признанных целей, задач, приоритетов и принципов по организации и регулированию административных процессов и отношений в государственном аппарате. Она имеет сложную структуру субъектов, объектов, средств реализации, уровней и видов. Анализ этой структуры учитывается в реализации административной реформы в России, для установления в государстве демократического правопорядка.

Работа содержит 1 файл

курсовик исправленный.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

 

3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что выработка и реализация научно обоснованной, социально ориентированной  государственной кадровой политики и кадровой деятельности стала насущной потребностью развития российского общества, важной предпосылкой укрепления государства и действующих в нем органов управления. Государственная кадровая политика представляет собой систему официально признанных целей, задач, приоритетов и принципов по организации и регулированию административных процессов и отношений в государственном аппарате. Она имеет сложную структуру субъектов, объектов, средств реализации, уровней и видов. Анализ этой структуры учитывается в реализации административной реформы в России, для установления в государстве демократического правопорядка.

Ведущим фактором, обуславливающим необходимость  исследования основ государственной  кадровой политики и кадровой деятельности, в современных условиях выступает  характерная для нынешнего этапа  развития страны дезориентация общественного  сознания в данной области. Отказ от прежних идеологических парадигм кадровой политики привел к тому, что в качестве ее доминирующей основы стала рассматриваться - фактически на всех уровнях государственного управления - борьба за власть. Однако объективный анализ показывает, что кадровая политика государства представляет собой деятельность, детерминированную процессом усложнения административного труда, развития его профессионализации во взаимосвязи с глубокими социально-политическими переменами в современной России.

В условиях реформирования российского общества формируется  новая модель кадровой политики: из средства борьбы за власть она все  более превращается в существенное условие социального и политического  развития, в основной ресурс управления, который требует анализа и теоретического осмысления.

Существенно обогащают  научное знание о сущности государственной  кадровой политики, процессах, протекающих  в государственном аппарате, возникающих  при этом общественных связях.

В то же время  одной из проблем реформирования системы государственной службы России является недооценка важности формирования системы управления государственной службой именно на этапе становления новой системы государственной службы Российской Федерации. Опыт становления государственной службы России в начале 90-х годов показал, что ее становление осуществлялось недостаточно эффективно и в середине 90-х годов она фактически оказалась на грани самораспада.

 Одной из  причин этого можно считать  отсутствие единой системы управления  государственной службой Российской Федерации и, что самое важное, - субъекта управления этой системой — федерального государственного органа управления государственной службой Российской Федерации. Сферой деятельности такого органа в Российской Федерации могли бы стать: разработка стратегии развития государственной службы России; разработка государственной кадровой политики в системе государственного управления; совершенствование правовых основ государственной службы; взаимодействие с институтами гражданского общества; оценка заслуг и социальной защиты государственных служащих; разработка экономических основ государственной службы; оценка эффективности организации государственной службы; научное сопровождение развития государственной службы; международное сотрудничество государственной службы.

В настоящее  время кадровой деятельность субъектов  РФ должна обеспечивать дальнейшую профессионализацию и рационализацию кадрового корпуса  государственных гражданских служащих российских регионов. В числе первоочередных мер для реализации этой задачи можно выделить:

-расширение  горизонта планирования кадровой  деятельности с учетом разрабатываемых  социальных, демографических и экономических  прогнозов, комплексной программы  развития кадров, региональных целевых  кадровых программ;

-рационализацию процессов кадрового планирования, обеспечение согласованности и увязки, последовательно подготавливаемых плановых материалов, обеспечение единства процесса планирования при осуществлении кадровой деятельности;

- создание целевых  комплексных программ по важнейшим кадровым проблемам;

-совершенствование  системы плановых показателей  подготовки, распределения и использования  квалифицированных кадров государственной  службы;

-приведение  нормативной базы кадровой деятельности  в соответствие с требованиями, определяющими: обеспечение возможности расчетов плановых показателей развития кадров на всех стадиях; высокое качество нормативных документов на основе максимального отражения в них современных методов организации управления кадрами; разработка нормативов для различных структурных подразделений органов государственной власти; систематическое обновление нормативов на основе учета новейших достижений отечественного и зарубежного кадрового менеджмента, прогрессивных изменений в научной организации управления персоналом.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКМЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 

 1.1 Понятие, направление и сущность  кадровой политики 

Под государственной  кадровой политикой понимается общенациональная стратегия формирования, развития, востребованности и рационального использования профессионального потенциала общества, кадров (персонала).

Государственная кадровая политика и деятельность РФ - одно из приоритетных направлений деятельности государства по координации мероприятий, проводимых в целях развития и совершенствования всего трудового потенциала страны. Она ориентируется на социальное регулирование, охватывающее все общество и общественные отношения, оказывает влияние на установление приоритетов социальных ценностей и общественные устремления в профессиональной сфере. Государственная кадровая политика РФ направлена на формирование дееспособных трудовых коллективов, целесообразное и рациональное использование трудовых ресурсов страны, включает разработку общих принципов работы с людьми, их воспитание, обучение, общеобразовательную, специальную профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации. Важнейшей функцией государства при реализации его руководящей роли в кадровой политике является оптимальный подбор и расстановка кадров, их развитие, создание условий для поддержания необходимого профессионального уровня во всех сферах хозяйственного и культурного созидания.

Государственная кадровая политика РФ охватывает совокупность социально-экономических и политических задач, решение которых осуществляется на правовой основе. Вопросы государственной кадровой политики РФ находят свое отражение в законодательных и иных правовых актах, содержащих нормы и положения, регулирующие те или иные кадровые аспекты. К ним относятся Конституция РФ, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления, программные и методические документы Правительства РФ, а также иные нормативные правовые акты, относящиеся к данной сфере государственного регулирования. Государственная кадровая политика РФ ведется, главным образом, по трем основным направлениям: 1) в области государственных предприятий, учреждений, организаций (объединений, фирм, концернов, компаний и т.д.); 2) в системе государственной службы (на уровне федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления); 3) в области негосударственных предприятий (акционерных, частных, арендных предприятий, фирм).

Сущностное  содержание государственной кадровой политики РФ заключается в непосредственной деятельности государственных органов, кадровых служб и должностных лиц, которые воплощают на практике и проводят в жизнь конкретные мероприятия по ее осуществлению.

Современная государственная  кадровая политика РФ должна базироваться на науке об обществе, управлении, руководствоваться  демократическими принципами, учитывать мировоззренческие и идеологические представления людей, состояние государства, возможности осуществления намеченных целей его развития. Выбор целей государственной кадровой политики РФ должен производиться исходя из интересов личности, общества и государства, особенностей демографического и культурно-исторического развития, а также уровня занятости, безработицы, образования и других факторов.

На основе государственной  кадровой политики РФ в каждом государственном  органе, на государственном и частном предприятии может разрабатываться своя конкретная кадровая политика, вытекающая из целей задач и основных функций соответствующего органа управления. Здесь кадровая политика проводится через аппарат (администрацию), его структуры и персонал.

Кадровая политика государственной службы - это деятельность органов власти, их руководителей, работников кадровых подразделений по реализации кадровой стратегии, направленная на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию и стимулирование к выполнению задач, стоящих перед государственными органами.

Основные направления  ее включают в себя:

- выработку  стратегических направлений в  развитии госслужбы с учетом  тенденций и перспектив развития  общества и государства и в  интересах личности; 
   - установление системы обеспечения госслужбы надежными, профессиональными специалистами, которые в своей повседневной деятельности не только могли бы выполнять стоящие перед ними задачи, но и своим поведением способствовали бы росту уважения и авторитета органов государственного управления и государства в целом, добиваясь понимания и поддержки народа;

- создание необходимых  социальных и материальных условий  деятельности, а также правового  регулирования в соответствии  с нормами законодательства, контроля за выполнением должностных функций, исключая всякую возможность нарушений трудовой дисциплины, злоупотреблений служебным положением и коррумпированности госаппарата;

- поддержание  в коллективах государственных  органов такого морально-психологического климата, который бы не только обеспечивал эффективное выполнение обязанностей по госслужбе, но и способствовал бы развитию позитивных личностных качеств работников, формировал бы рациональные служебные отношения;

- создание и  обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации персонала госаппарата, формирование условий для творческого роста на рабочем месте;

- определение  порядка и регулирования процесса  подбора, перемещения, продвижения,  оценки, стимулирования и ответственности госслужащих.

Из содержания кадровой политики видно, что исследование и реализация могут быть осуществлены с различных позиций, в частности  институциональной, функциональной, нормативной, технолого-управленческой; только совокупность результатов и комплексный анализ дают системность кадрового обеспечения государственной службы.

Кадровое обеспечение - это активная созидательно-организующая деятельность по реализации мер организационного, образовательного, экономического, управленческого  характера, направленная на удовлетворение потребности госорганов в кадрах определенной специализации и квалификации; система целенаправленных кадровых процессов по прогнозированию, планированию подготовки кадров, по обновлению и сохранению преемственности государственных служащих, их профессиональному развитию, стимулированию качества труда и служебного продвижения.

Глава государства  по своему конституционному статусу  является гарантом соблюдения Конституции  РФ на всей территории страны, прав и  свобод граждан независимо от места их проживания в России. С этим связана и его конституционная ответственность за формирование института госслужащих, способных исполнять и обеспечивать исполнение Конституции, законодательства, прав граждан повсеместно в стране.

Утвержденному в марте 1996 г. Указом Президента РФ Главному управлению Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров было поручено вместе с ГГПУ (Главным государственно-правовым управлением) обеспечить: - деятельность Президента по определению основных направлений государственной кадровой политики и развития государственной службы; - деятельность Президента по решению им кадровых вопросов, относящихся к его ведению; - деятельность Совета по вопросам госслужбы при Президенте и Совета по кадровой политике при Президенте в соответствии с положениями об этих советах; - единую организационно-кадровую политику, осуществляемую Администрацией Президента.

1.2 Цели, приоритеты, методы и источники изучения государственной кадровой политики и механизма ее реализации

Государственная кадровая политика является частью, определенной сферой социальной политики, через  которую она включается в общий  комплекс внутренней и внешней политики Российской Федерации. Приоритеты и  цели ГКП определяются в зависимости  от государственного устройства, уровня развития и состояния общества. Поскольку и государственное устройство, и организация российского общества находятся в стадии реформирования, постольку приоритеты и цели ГКП не приобрели пока достаточной определенности и конкретности, высказываются, в частности, различные взгляды на объем и пределы государственного регулирования кадровых процессов, на уровень централизации государственной службы, на соотношение платного и бесплатного обучения в системе подготовки и переподготовки кадров.

Вместе с  тем в процессе теоретической  и практической деятельности все  более отчетливо вырисовываются основные черты ГКП, ее главные цели и приоритетные направления.

В концепции  ГКП предусматриваются следующие  главные цели:

  • обеспечение высокого профессионального уровня управленческого и исполнительного труда;
  • эффективное использование интеллектуального потенциала трудовых ресурсов страны;
  • создание благоприятных условий для развития и проявления способностей работников, системы стимулирования профессионального роста и служебного продвижения.

Приоритетными стратегическими направлениями  достижения указанных целей следует  считать:

  • обеспечение высококвалифицированными, компетентными кадрами государственной службы Российской Федерации;
  • формирование системы обеспечения рыночной экономики соответствующими кадрами специалистов массовых профессий, предпринимателей, менеджеров, фермеров и др.;
  • реформу средней и высшей школы, специального профессионального образования, в том числе послевузовского, с учетом социальных и экономических преобразований, требований современного этапа научно-технического прогресса и организации труда;
  • обеспечение рациональной трудовой занятости населения, предотвращение массовой безработицы, особенно среди молодежи, уволенных в запас военнослужащих и специалистов ВПК;
  • создание новой нормативно-правовой и информационной базы кадровой работы в целях научного обеспечения государственного регулирования кадровых процессов.

Информация о работе Проблемы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России