Производство по делам, возникающих из публичных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Вид гражданского судопроизводства – это процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, разрешения дел в судах общей юрисдикции определяемый характером и спецификой подлежащего защите материального права.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ1, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. При рассмотрении таких споров в гражданском судопроизводстве, суд осуществляет контроль за правовыми актами исполнительной и законодательной властей, там самым способствует реализации конституционного принципа разделения властей как основного начала осуществления государственной власти.

Работа содержит 1 файл

к2.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

  В соответствии с ч. 1 ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием: гражданина (заявителя), руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

  Следует обратить внимание на то, что согласно ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г., гражданин, обратившийся в суд с соответствующим заявлением, освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

  Таким образом, из положений ст. 249 ГПК РФ и ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» следует, что, несмотря на то, что гражданин (заявитель) освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), это не означает, что указанный гражданин должен бездействовать в гражданском процессе, хотя при лом круг его обязанностей существенно ограничен по сравнению с теми, которые существуют в исковом производстве у истца.

Решение суда.

  По результатам рассмотрения заявления суд выносит решение, которое должно отвечать общим требованиям, указанным в гл. 16 ГПК РФ.

  Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

  В случае если суд признает, что заявленные требования являются обоснованными, то он принимает решение об обязанности соответствующею органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить: в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина; препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

  Суд также может:

 – обязать соответствующий  орган государственной власти, орган  местного самоуправления, должностное  лицо, государственного или муниципального служащего удовлетворить требование гражданина;

  – отменить примененные к заявителю меры ответственности (но не меры административного взыскания, т. к. глава 25 ГПК РФ не распространяется на обжалование постановлений, вынесенных по делам об административных правонарушениях);

  – иным путем восстановить нарушенные права и свободы заявителя.

  Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если в результате него (ст. 255 ГПК РФ): нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности.

  Далее необходимо указать, что решение суда направляется в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу для устранения допущенного нарушения закона: руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены; в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему12.

 

 

2.3. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации

 

  Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

  Основные гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, определяются ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ.

  Порядок производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ определен в гл. 26 ГПК РФ.

  Необходимо обратить внимание на то, что решения или действия (бездействие) органа государственной власти, нарушающие избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, обжалуется не по правилам гл. 25 ГПК РФ, а только по правилам гл. 26 ГПК РФ.

  Все дела об обжаловании решений и действии (бездействия), нарушающих избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, можно разделить на две группы, а именно:

1) дела об обжаловании  решений и действий (бездействия)  избирательных комиссий;

2) дела об обжаловании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц.

  Право обжалования решений и действий (бездействий) принадлежит: 1) избирателям; 2) кандидатам, их доверенные лицам; 3) избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам; 4) политическим партиям, их региональным отделениям, иным общественным объединениям; 5) инициативным группам по проведению референдума и наблюдателям; 6) прокурору.

  Следует также отметить, что эти субъекты вправе обжаловать действия (бездействия) избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума в соответствующие вышестоящие избирательные комиссии, комиссии по проведению референдума. Однако необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с п. 8 ст. 75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предварительное обращение в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта РФ, Центральную избирательную комиссию РФ не является обязательным условием для обращения в суд.

  Далее необходимо отметить, что правом обращения в суд с требованием о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ обладают не только субъекты, указанные в ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, но и избирательные комиссии, а именно (ч. 2 ст. 259 ГПК РФ): Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии; соответствующие комиссии референдума.

Порядок рассмотрения заявлений.

  Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении избирательного законодательства, законодательства о референдуме либо избирательных прав или права на участие в референдуме заявителя. Заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отмене регистрации кандидата (списка кандидатам), может быть подано в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума соответствующего решения. После опубликования результатов выборов, референдума заявление, касающееся нарушения избирательных прав или права на участие к референдуме, имевшего место в период избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, может быть подано в суд в течение года со дня опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено в течение трех дней со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования – немедленно.

  Заявление, поданное в суд в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, должно быть рассмотрено в течение пяти дней со дня его подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно.

 

 

Решение суда.

  По делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ суд может вынести решение: 1) об отказе в удовлетворении заявления; 2) о признании оспариваемого решения или действия (бездействия) незаконным.

  Суд отказывает в удовлетворении заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

  Суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) незаконным, если установлена обоснованность заявления.

  В решении о признании оспариваемого решения или действия (бездействия) незаконным суд: обязывает удовлетворить требование заявителя; либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

  Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте РФ, в РФ в целом также в случае нарушения: правил составления списков избирателей; порядка формирования избирательных комиссий; порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов; незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования; других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

  Далее следует указать, что в соответствии с ч. 1 ст. 261 ГПК РФ решение суда, вступившее в законную силу, направляется руководителю соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу и подлежит реализации в указанные судом сроки13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в гражданском процессе выделяется самостоятельный вид судопроизводства – производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений.

Современное российское законодательство закрепляет широкий  перечень прав и свобод человека и  гражданина. В то же время, существование одной только декларации о наличии и признании тех или иных прав и свобод не является гарантией их соблюдения. Особенно это наблюдается в публичных правоотношениях, когда один из их участников является носителем властно-управленческих правомочий и способен сам, не прибегая к помощи извне возложить и принудить к исполнению юридических обязанностей другого субъекта – гражданина или организацию либо воспрепятствовать реализации их прав, свобод и законных интересов. В такой ситуации необходимо вмешательство суда, способного в случае правонарушения со стороны властного субъекта встать на защиту субъекта, властными полномочиями не наделенного. Вмешательство суда в публично-правовые отношения, участники которых находятся в состоянии власти и подчинения, приобретает форму судебного контроля над деятельностью субъекта публичной власти.

  Российский гражданский процесс не в полной мере отвечает реалиям сегодняшнего дня, так как основная часть нормативных правовых актов, регламентирующих его, была разработана и введена в действие в абсолютно иных условиях функционирования общества и государства.

  При этом необходимость четкого и стройного механизма оспаривания нормативного правового акта, нарушающего права, свободы и законные интересы граждан и организаций состоит не только в возможности защиты нарушенного права, но и в том, что закон возлагает на него обеспечение становления и политического оформления гражданского общества, защиты прав и свобод от любых форм «публично-властного произвола».14

 Структура административного судопроизводства в гражданском процессе характеризуется тем, что ГПК содержит общие и особенные нормы, регулирующие порядок рассмотрения споров по делам, возникающим из административных, налоговых, таможенных, бюджетных и прочих подобных отношений. Общие и специальные правила рассмотрения этих категорий дел внутренне взаимосвязаны и строго последовательны. Соблюдение этих правил необходимо для правильного разрешения этих всегда сложных споров.

  С учетом всего изложенного можно дать следующее определение административного судопроизводства в гражданском процессе Административное судопроизводство в гражданском процессе – это форма осуществления судебной власти, урегулированная нормами гражданского процессуального права, направленными на установление порядка осуществления правосудия по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений

  Выделение в отдельную главу ГПК РФ административного производства связано со сложностью и многочисленностью дел возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Детальное урегулирование порядка их рассмотрения позволяет снять многие проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Российская Федерация. Конституция (2010). Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации.- К 65 Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 32 с. – (Кодексы. Законы. Нормы).
  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1, 2, 3, 4): По состояние на 20 сентября 2010 года. Таблица измерений, принятых в 2008-2010 г.г. – Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2010. – 478 с.
  3. Российская Федерация. Законы. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова. -- М.: Издательство «ИНФРА-М», 2005. - 650 с.
  4. Российская Федерация. Законы. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть третья. -- М.: Издательство «ТК Велби», 2007. - 612 с.
  5. Российская Федерация. Законы. Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. -- М.: Издательство «ТК Велби», 2005. - 657 с.
  6. Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: [принят 14.11.2002.] // Российская газета. – 2002.- 20 ноября.
  7. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. -- Ростов-на-Дону, 1995. - 475 с.
  8. Гражданский процесс Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Власова. – М.: Юрайт, 2003. – 583 с.
  9. Гражданский процесс. Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: Городец – издат, 2003. – 720 с.
  10. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 715 с.
  11. Гражданское процессуальное право России: Учебник для Вузов / Под ред. П.В. Алексия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 525 с.
  12. Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. – М.: Проспект, 2004. – 580 с.
  13. Коршунов Н.М. Гражданский процесс: Учебное пособие для вузов. – М.: Норма, 2004. – 846 с.
  14. Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. – М.: Проспект, 2004. С. 389.
  15. Гражданский процесс. Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: Городец – издат, 2003. С.589.
  16. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 490.
  17. Гражданский процесс. Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: Городец – издат, 2003. С. 557.

Информация о работе Производство по делам, возникающих из публичных правоотношений