Производство по гражданским делам у мирового судьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 06:04, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Производство по гражданским делам у мирового судьи» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Производство по гражданским делам у мирового судьи»;
2. Сказать об актуальности проблемы «Производство по гражданским делам у мирового судьи» в современных условиях;
3. Охарактеризовать институт мировых судей и его создание в Российской Федерации.
4. Изучить и проанализировать подсудность гражданских дел мировым судьям.
5. Изучить и проанализировать процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел.
6. Изучить и проанализировать процесс обжалования актов мировых судей.
7. Провести анализ и современное состояние проблем в мировой юстиции.
8. Изучить и исследовать направления совершенствования порядка рассмотрения гражданских дел мировыми судьями

Работа содержит 1 файл

Диплом Производство по гражданским делам у мирового судьи.docx

— 135.42 Кб (Скачать)

Предпосылки необходимости  создания мировой юстиции возникли в связи с развитием в стране демократии, рыночных отношений, возникновением социальных проблем в условиях «молодого» российского законодательства. Всё  это порождало много споров и  конфликтов и требовало быстрого цивилизованного разрешения возросшего количества споров. Следует отметить, что с начала судебной реформы  районные (городские) суды были перегружены  уголовными, административными, а особенно гражданскими делами. По данным судебной статистики за 1998 год, нагрузка судей  районных (городских) судов составляла 55 дел и материалов в месяц. Большие  нагрузки негативно влияли на сроки  и качество рассмотрения дел.

Сразу после принятия Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. Управлением  совместно с областным судом  была начата работа по расчету необходимой  численности мировых судей и  подготовке проекта закона области  «О порядке назначения и деятельности мировых судей Челябинской области».

Расчет необходимого числа  должностей мировых судей в городах  и районах области производился не только исходя из требований Федерального закона – численности населения  на одном судебном участке от 15 до 30 тысяч, но и предположительной  нагрузки мировых судей, которая  высчитывалась с учетом категорий  дел, отнесённых к подсудности мировых  судей.

Однако эти предложения  не были поддержаны на федеральном  уровне, и в расчет была принята  только численность населения (22.5 тысячи на 1 судебный участок), поэтому Федеральным  законом «Об общем числе мировых  судей и количестве судебных участком и субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г. для Челябинской  области было определено 164 мировых  судьи, вместо предлагаемых 182.

Разработанные областные  законопроекты были обсуждены на коллегии при Губернаторе области, на которой главными вопросами были объемы финансировании, количество должностей аппарата мировых судей и орган, который возьмет на себя обязанности  по организационному обеспечению деятельности мировых судей. В результате обсуждения было принято решение о финансировании первоначального материально-ресурсного оснащения мировых судей и  о численном составе аппарата: помощник мирового судьи, секретарь  судебного заседания и специалист, чтобы обеспечить надежную работу мировых  судей. В федеральных судах институт помощников судей начал вводиться только с 2002 года, тогда как мировые судьи в нашей области были ими уже обеспечены. Во многих регионах России сейчас пытаются увеличить численность аппарата мировых судей, однако решение этого вопроса идет сложно, так как административная реформа предусматривает сокращение численности государственных служащих всех уровней.

По предложению областного суда, согласованному с Судебным департаментом  при Верховном Суде РФ, организационное  обеспечение деятельности мировых  судей было взято на себя Управлением  как единственным в области органом, профессионально осуществляющем организационное  обеспечение деятельности судов. Но поскольку Федеральным законом  «О мировых судьях в РФ» на Управление возлагалось только финансирование зарплаты и социальных гарантий мировых  судей, то между Губернатором и Управлением  было заключено Соглашение о делегировании  функций по обеспечению деятельности мировых судей в полном объеме с созданием при Управлении отдельной  структуры, финансируемой из областного бюджета.

Важным вопросом при подготовке законопроекта стали разработка принципов определения и описании границ судебных участков. В целях  четкого определения территориальной  подсудности дел мировых судей  было принято решение по описанию границ судебных участков аналогично описанию границ административно-территориальных  образований, дополнительно перечислялись  населенные пункты, улицы, а при необходимости  дома и указывалась численность  населения, проживающего на территории судебного участка, это позволило  избежать случаев пропуска домов, улиц и необходимости внесения изменений  при введении новостроек.

Создание судебных участков и их распределение по городам  и районам области (с учетом численности  населения и предполагаемой нагрузки мировых судей) осуществлялось законом  области, а определение границ судебных участков и их номера производилось  решениями глав муниципальных образований, принятыми на основе предложений  Управления, согласованных с председателем  областного суда. Это позволило оптимизировать и ускорить процедуру «нарезки»  судебных участков, а следовательно  и начало работы мировых судей.

Параллельно с законотворческим процессом Управлением совместно  с председателями районных (городских) судов велась активная работа по формированию резерва мировых судей и работников их аппаратов, которое проводилось  в соответствии с квалификационными  требованиями, предусмотренными федеральным  законодательством о статусе  судей и об основах государственной  службы после обязательного собеседования  с начальником Управления, что  обеспечило достаточно высокий уровень  качества подбора кадров.

Законы области «О создании судебных участков и должностей мировых  судей» и «О порядке назначения и  деятельности мировых судей Челябинской  области» были приняты Законодательным  собранием области 31 августа 2000 года, а первое назначение 34 мировых судей  состоялось 28 сентября того же года. Активная подготовительная работа позволила  до конца 2000 года назначить на должности 74 мировых судьи, а в 2001 году завершить  комплектование мировых судей и  их аппарата.[15]

За пять лет работы мировых  судей Челябинской области сложилась  практика рассмотрения дел, в том  числе по определению подсудности, устоялась нагрузка: ежегодно ими  рассматривается около 100 тысяч гражданских, 8 тысяч уголовных и 70 тысяч административных дел, что значительно «разгрузило» районные (городские) суды, позволило  сократить сроки и улучшить качество рассмотрения дел, тем самым обеспечив  доступность правосудия в Челябинской  области.

Более того, за 5 лет уже 70 мировых судей назначены на должности  федеральных, а с сентября 2004 года началось назначение мировых судей  на второй, уже пятилетний, срок полномочий, переназначено 65 мировых судей. Таким образом, мировая юстиция области не только полностью сформировалась, заняла свое место в судебной системе, приобрела опыт работы, но и стала надежным резервом для районных судов. [16]

1.2 Сущность института  мирового судьи в РФ, его цели  и задачи

 

Издавна предпринимались  попытки определить сущность мирового судьи. К сожалению, смысл термина  «мировой судья» до сих пор непонятен  многим гражданам, особенно тем, кто  не имеет отношения к юриспруденции. Они воспринимают термин «мировой»  как синоним слову «всемирный», полагая, что речь идет о каком-то международном органе. Не могут похвастать точными представлениями о его  формах и содержании даже юристы-профессионалы, поскольку мировой судья был  на протяжении десятилетий обделен  вниманием российских ученых. Тем  более что для обозначения  одного явления используется несколько  терминов: justice, magistrate (мировой судья); Justice of the Реace, Lay justice (мировая юстиция); magistrates court (мировой суд).[17]

Чаще всего эти термины  употребляются как синонимы, хотя и имеют свои индивидуальные смысловые  оттенки. Так, например, в Англии термин magistrate противопоставляется термину justice как, соответственно, платный мировой  судья – мировому судье, выполняющему свои обязанности без вознаграждения. В юридической литературе также  правомерно утверждалось, что термин «мировой» следует считать производным  от понятия «мир» в значении «порядок, спокойствие» (английское peace, французское paix).[18]

В действующем законодательстве сформулировано определение термина  «мировой судья»: мировые судьи в  Российской Федерации являются судьями  общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей  и порядок создания должностей мировых  судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными  федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей  устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Мировые  судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления  правосудия мировыми судьями устанавливается  федеральным законом. Вступившие в  силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными  для всех без исключения федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц  и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. (ст. 1 Закона «О мировых судьях в  Российской Федерации»).[19]

По мнению В.В. Дорошкова  данная характеристика мирового судьи  имеет двойственный характер. С одной  стороны, он является судьей общей юрисдикции субъекта Федерации, его введение зависит  от содержания регионального законодательства, а с другой – законодатель признает его полноценным носителем судебной власти, элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации, принимающим  судебные постановления от имени  Российской Федерации.[20]

В связи с этим возникают  следующие резонные вопросы. А кто  же такой современный мировой  судья в России? Чем он отличается от мировых судов и мировых  судей, существующих в иных государствах? Почему в состав судебной системы  включены мировые судьи, а не мировые  суды? Представляется, что для ответа на такие непростые вопросы потребуется  не только выявление, но и всесторонний анализ всех основных признаков мирового судьи.

В юридической литературе под мировым судьей принято понимать физическое (должностное) лицо, принадлежащее  к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое избирается или назначается  центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривает дела в мировом  суде и способствует установлению мирных отношений между спорящими сторонами.

Таким образом, при определении  учеными сущности института мирового судьи отмечаются характеризующие  его организационные и процессуальные признаки, но они не разграничиваются.

Результаты исследования российского законодательства позволяют  обозначить следующие доминирующие признаки мирового судьи.

1. Мировой судья является  носителем судебной власти. Он  наделяется полномочиями осуществлять  правосудие, исполняя свои обязанности  на профессиональной основе, выступать  от имени судебной власти. Способом  осуществления правосудия закон  признает разбирательство и разрешение  дел в судебных заседаниях, где  наиболее полно реализуются все  демократические принципы судебной  деятельности.

2. Мировой судья – судья  общей юрисдикции, т.е. относится  к судьям, которые рассматривают  и разрешают дела в порядке  гражданского, уголовного и административного  судопроизводства. Он является частью  судебной системы, судьей общей  юрисдикции, чьи решения обжалуются  в апелляционном, кассационном, надзорном  порядке.

3. Мировые судьи одновременно  признаются судьями субъектов  Федерации и судами субъектов  Федерации.

В юридической литературе справедливо обращалось внимание на то, что в одном случае законодатель под мировым судьей подразумевает  физическое лицо, обладающее определенным статусом (ч. 1 ст. 1 Закона «О мировых  судьях в Российской Федерации»), в  другом – звено судебной системы (ч. 4 ст. 4 Закона «О судебной системе  Российской Федерации»).[21]

4. Мировые судьи провозглашаются  элементом (звеном) единой судебной  системы Российской Федерации.

5. Мировой судья является  должностным лицом, наделенным  полномочиями осуществлять правосудие, исполняющим свои обязанности  на профессиональной основе, обладающим  специальным статусом. В действующем  законодательстве мировой судья  упоминается в различных значениях,  а именно: 1) суд субъекта Федерации; 2) состав суда; 3) участник процесса.

Вместе с тем «суд»  в русском языке толкуется  весьма расширительно, включая в  себя не только полномочие, но и учреждение одновременно.

В одном из решений Верховного Суда РФ по гражданскому делу отмечалось, что мировой судья и его  аппарат не являются юридическим  лицом, казенным предприятием либо учреждением, а поэтому им не может быть передано имущество на праве оперативного управления.[22]

Как и любой субъект  процессуальных правоотношений, мировой  судья характеризуется своими отличительными признаками, в которых выражается его сущность. Многие из этих признаков  организации и деятельности мирового судьи отражены не только в законах  «О судебной системе Российской Федерации» и «О мировых судьях в Российской Федерации», но и в процессуальном законодательстве (УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ). Выделяя общие и частные  признаки, затрагивающие вопросы  судоустройства и судопроизводства, можно составить следующий перечень признаков, характерных для института  российского мирового судьи:

1)         выполнение только судебных функций  суда низшей судебной инстанции;

2)         профессионализм (наличие высшего  юридического образования и пятилетнего  стажа работы по юридической  профессии);

3)         статус местного (локального) суда  субъекта Федерации;

4)         особый, более демократичный порядок  наделения властными полномочиями  путем выборов населением участка  или законодательным органом  субъекта Федерации;

5)         небольшие сроки осуществления  своих полномочий (сменяемость);

6)         специальная ограниченная юрисдикция (т.е. рассмотрение гражданских  и уголовных дел о малозначительных  спорах, правонарушениях, административных  проступках);

7)         осуществление судопроизводства  только единолично;

8)         склонение сторон к примирению, ликвидации конфликта как важная  цель любого вида судопроизводства;

9)         использование отдельных упрощений  юридических процедур в гражданском  и уголовном судопроизводстве (суммарный  процесс);

Информация о работе Производство по гражданским делам у мирового судьи