Роль государства в обеспечении гарантий конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:45, доклад

Описание работы

Государство проявляет постоянную заботу об укреплении правовых гарантий свободной конкуренции. Главным методом служит контроль, проводимый им в этой сфере общественных отношений. Государственный контроль за реализацией правовых гарантий конкуренции, прежде всего тех, что закреплены в антимонопольном законодательстве, составляет одно из обязательных условий формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики, свободы конкуренции на товарных рынках.
Особая акт

Работа содержит 1 файл

роль государства в обеспечении гарантий конкуренциии.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Роль  государства в  обеспечении правовых гарантий конкуренции

     Государство проявляет постоянную заботу об укреплении правовых гарантий свободной конкуренции. Главным методом служит контроль, проводимый им в этой сфере общественных отношений. Государственный контроль за реализацией правовых гарантий конкуренции, прежде всего тех, что закреплены в антимонопольном законодательстве, составляет одно из обязательных условий формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики, свободы конкуренции на товарных рынках.

     Особая  актуальность контроля обусловлена  тем, что государственное антимонопольное регулирование — дело совершенно новое для кыргызской экономической, социальной и политической практики. Далеко не всеми хозяйствующими субъектами, государственными и муниципальными служащими осознается значение неуклонного проведения антимонопольного законодательства в жизнь. Еще не сложилось традиций и даже сколько-нибудь устойчивых навыков в реализации этого законодательства. Не упрежденные же мерами государственного контроля острые конфликты, которые нередко возникают между конкурентами, подчас разрешаются в жестких междоусобных разборках с привлечением наемных убийц и иных опаснейших противоправных средств.

   Государственный контроль призван охватить весь массив нормативно-правовой основы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Главное в антимонопольном контроле — не допустить, предупредить, а если сделать это своевременно не удалось, то решительно пресечь обман потребителей, любые другие формы недобросовестной конкуренции и разного рода проявления монополистической деятельности — антиконкурентные соглашения, согласованные действия и т. п., повлекшие или могущие повлечь ущемление интересов хозяйствующих субъектов и граждан, а значит, и интересов общества и государства. Конечный результат государственного контроля выражается в восстановлении нарушенных прав и законных интересов участников рыночных отношений, возмещении причиненных им убытков, привлечении к юридической ответственности виновных.

   Государственный контроль за осуществлением антимонопольного законодательства — общая задача всех, в пределах предоставленных им полномочий, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Надзор за его соблюдением, исполнением и применением от имени КР осуществляют органы прокуратуры. Созданы, как уже говорилось, и особые федеральные антимонопольные органы контроля — Министерство КР по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные управления. О них и пойдет речь ниже.

   Функции, которыми наделены антимонопольные органы., позволяют им комплексно воздействовать на всю систему правовых гарантий свободной конкуренции.

    Во-первых, они могут действенно влиять на содержание антимонопольного законодательства, добиваясь адекватного отражения в нем реального состояния рынка, происходящих на нем изменений. С этой целью министерство направляет в Правительство КР, которому принадлежит право законодательной инициативы, предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения по проектам законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции.

   Во-вторых, антимонопольные органы обладают значительным потенциалом по повышению активности властных органов в формировании и развитии рыночных отношений, конкуренции на товарных рынках. Они дают рекомендации органам исполнительной власти и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции.

   В-третьих, им предоставлены большие возможности  для того, чтобы непосредственно  самим путем контроля за соблюдением  антимонопольного законодательства, разработки и осуществления мер по демонополизации производства и обращения вмешиваться в процессы, происходящие в экономике, предпринимательстве и вносить в них позитивные коррективы.

   Антимонопольные органы вправе принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства. Из указанного полномочия сделано одно исключение.

   Антимонопольные органы не вправе налагать штрафы за нарушения установленного порядка ценообразования в соответствии с законодательством о естественных монополиях. Сами они окончательных мер по их пресечению, устранению последствий выявленных нарушений антимонопольного законодательства, а также по привлечению к ответственности виновных принимать не могут, они лишь вносят предложения, направляют собранные материалы компетентным государственным органам.

    Реализуя  эти полномочия, антимонопольные органы вправе:

    а) вносить в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предложения о введении или об отмене лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о введении или об отмене квот, а также о предоставлении налоговых льгот, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки;

    б) направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства;

    в) обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства.

   Контроль  антимонопольных  органов охватывает все антимонопольное законодательство и, таким образом, служит одним из самых действенных средств, обеспечивающих реализацию правовых гарантий свободной конкуренции в целом. Вместе с тем закон особо выделил несколько наиболее ответственных и имеющих определяющее значение для развития конкуренции участков контроля, конкретизировав применительно к каждому из них формы и методы осуществления контроля.

   Участок, который по праву может быть назван базовым, составляет государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений. Прежде всего обратим внимание на то, что контроль распространяется не на все хозяйствующие субъекты, а лишь на имеющие статус коммерческих организаций — хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также на их объединения. Базовое значение этого контроля вытекает из его цели — предотвратить с самого начала, еще в момент "рождения" возможные в будущем злоупотребления коммерческими организациями доминирующим положением на рынке или ограничения конкуренции. Целью контроля является и недопущение сходных вредных последствий от ликвидации коммерческих организаций и их объединений.

   Контроль  здесь бывает предварительный и последующий. При этом надо сразу оговориться, что он осуществляется далеко не за всеми создаваемыми, реорганизуемыми или ликвидируемыми коммерческими организациями и их объединениями. Предварительный контроль антимонопольные органы осуществляют в случаях, когда создание, реорганизация или ликвидация коммерческих организаций и их объединений способны даже в течение короткого времени оказать существенное отрицательное влияние на экономику, рыночные отношения — усилить монополизм на рынке, вытеснить с него свободную конкуренцию. В этих случаях государственная регистрация коммерческих и некоммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из единого Государственного реестра юридических лиц коммерческих организаций осуществляются регистрирующим органом только с предварительного согласия антимонопольного органа. Государственная регистрация коммерческих организаций и их объединений, созданных или реорганизованных без предварительного согласия антимонопольного органа, может быть признана в судебном порядке недействительной по иску антимонопольного органа.

   Лица  или органы, принимающие решения  о создании, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций (: под некоммерческими организациями здесь имеются в виду объединения коммерческих организаций), подают в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующие органы в соответствии с законодательством КР, ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию коммерческих и некоммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности и объемах производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг). Антимонопольный орган вправе запросить иную информацию. Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.

   Антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующей организации и (или) ограничению конкуренции либо если при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной. Антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции. При этом указанные требования, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении антимонопольного органа. Антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство даже при возможности наступления указанных неблагоприятных последствий в случае, если лица или органы, принимающие решение о создании, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

   Последующий контроль осуществляется при создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда, а также при слиянии или присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда. В указанных случаях о создании, слиянии или присоединении коммерческих организаций их учредители (один из учредителей) обязаны специальным заявлением уведомить антимонопольный орган в 15-дневный срок со дня государственной регистрации (внесения изменений в Государственный реестр) этой акции. При уведомлении заявитель предоставляет в антимонопольный орган ту же информацию, что предусмотрена для предварительного контроля и о которой только что говорилось выше.

   Если  антимонопольный орган после  предварительного изучения информации придет к выводу, что создание (слияние, присоединение) организации, о котором его уведомили, может привести к ограничению конкуренции, он принимает решение о дополнительной проверке соответствия создания (слияния, присоединения) коммерческой организации требованиям антимонопольного законодательства. Указанное решение направляется заявителю в 15-дневный срок со дня получения антимонопольным органом заявления об уведомлении. Окончательное решение принимается антимонопольным органом, как и при предварительном контроле, не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов, о чем сообщается заявителю в письменной форме. В случаях, если создание (слияние, присоединение) коммерческой организации может привести к ограничению конкуренции, учредители коммерческой организации, лица или органы, принявшие решение о слиянии, присоединении, обязаны по требованию антимонопольного органа принять меры по восстановлению необходимых условий конкуренции.

   Резкой  грани между последующим и  предварительным контролем законодательство не проводит. И в случаях, когда оно допускает последующий контроль, лица или органы, принимающие решение о создании, слиянии, присоединении, вправе до принятия таких решений запросить согласие антимонопольного органа на создание коммерческих организаций. Антимонопольный орган обязан рассмотреть соответствующие ходатайства в порядке, установленном для предварительного контроля.

   Еще один большой участок государственного контроля — контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при осуществлении хозяйствующими субъектами отдельных предпринимательских сделок, прямо указанных в законе КР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Здесь также контроль бывает предварительный и последующий. С предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:

    • приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
    • получение в собственность или пользование, например путем аренды, одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;
    • приобретение лицом (группой лиц) прав, в том числе посредством соглашений и договоров, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Информация о работе Роль государства в обеспечении гарантий конкуренции