Судебная защита избирательных прав граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой обусловлена тем, что глубокие изменения во всех сферах общественной жизни России привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов. Не все субъекты остаются довольны ходом избирательных компаний и итогами выборов что приводит к столкновению интересов и, как правило, к судебному разбирательству.

Содержание

Введение
Глава 1. Защита избирательных прав граждан.
1.1.Понятие и значение избирательных прав граждан.
1.2.Основные способы защиты избирательных прав граждан.
Глава 2. Судебная зашита избирательных прав граждан.
2.1. Понятие и сущность судебной защиты избирательных прав граждан.
2.2.Избирательные споры: понятие, политическая значимость, виды.
2.3. Судебный порядок разрешения избирательных споров.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

судебная защита курсовик.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

    Судебное разбирательство производится на основе закрепленных в Конституции принципов судопроизводства: открытости, состязательности, равноправия сторон и др. Лицу, подавшему жалобу, предоставляется право самому принять участие в судебном рассмотрении дела и обжаловать принятое решение.

     В судебном заседании могут принимать участие: избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии12.

     Граждане могут вести свои дела лично или через представителей. Дела участковых избирательных комиссий могут вести в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законом, как правило, это - должностное лицо избирательной комиссии. Довольно часто этим должностным лицом является председатель избирательной комиссии.

          Стороны при избирательных спорах пользуются равными процессуальными правами, а значит, в равной мере имеют право на отстаивание своих прав, занимаемой ими позиции в судебном заседании.          Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле, обжаловать решения и определения суда и пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными им гражданско-процессуальным законодательством.

     Если обжалуются действия избирательной комиссии, то на нее возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод решением избирательной комиссии.

     Доказательствами по избирательному спору будут являться фактические данные, на основе которых суд сможет установить наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются следующими средствами13:

1. Объяснениями  сторон и третьих лиц.

2. Показаниями  свидетелей.

3. Письменными  доказательствами ( это акты, документы, письма делового или личного характера, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела).

4. Вещественными  доказательствами (например, протокол об итогах голосования, избирательный бюллетень без печати участковой избирательной комиссии, агитационные материалы и т.п.).

.5. Заключениями экспертов (например, заключение судебно-почерковедческой экспертизы при проверке подписей в подписных листах). 

     Учитывая специфику избирательных споров, по каждому судебному делу избирательным комиссиям следует представлять полные, раскрытые письменные объяснения, позволяющие суду еще до начала судебного заседания правильно и грамотно определить предмет спора, обозначить применяемые нормы материального и процессуального права.

    На всех стадиях процесса по избирательным спорам в судебном разбирательстве участвует прокурор. Основная цель участия прокурора - это защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан. При участии в процессе прокурор выступает самостоятельно, независимо от других участников процесса14.

      При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК), то есть у суда, решающего вопрос о восстановлении нарушенного избирательного права, появляется возможность выходить за пределы тех требований, которые обозначены в заявлении, направленном в суд. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств дела. В соответствии с частью 2 статьи 249 ГПК РФ должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются значительному штрафу.

     Все эти дополнительные полномочия суда, появившиеся в связи со вступлением в силу в 2003 году нового Гражданского процессуального кодекса РФ, делают более активной роль суда в рассмотрении указанной категории дел. Кроме того, для более эффективного отправления правосудия по «избирательным делам» установлено, что суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть также подвергнуты штрафу15.

     Решение суда вступает в законную силу по истечение срока на кассационное обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано или опротестовано. В случае принесения кассационной жалобы или кассационного протеста решение, если оно не отменено, вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом.

     Что же касается сроков обжалования, их можно назвать специфической особенностью защиты избирательных прав, ведь они определяются ограниченными во времени сроками предвыборной кампании: сроки составления списков избирателей, сроки выдвижения и регистрации кандидатов и т.д., вплоть до точно определенного во времени срока самих выборов.

     В Федеральном законе от 12 июня 2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в ГПК РФ устанавливаются сроки подачи заявлений (жалоб) о нарушениях избирательных прав граждан и сроки рассмотрения этих заявлений (жалоб).

    Так, заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении избирательного законодательства либо избирательных прав заявителя. Это общий срок, установленный для подачи подобных заявлений. По заявлениям, касающимся решений избирательных комиссий о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) установлены сокращенные сроки. Такие заявления, в отличие от общего порядка, могут быть поданы лишь в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией соответствующего решения, но не позднее чем за 8 дней до дня голосования. Если нарушения избирательных прав, имевшие место в период избирательной кампании, обжалуются после опубликования результатов выборов, соответствующие заявления могут быть поданы в суд в течение одного года со дня опубликования результатов выборов16.

     Общий срок рассмотрения заявлений (жалоб), поступивших в ходе избирательной кампании, составляет пять дней как для судов, так и для избирательных комиссий. В то же время пунктом 4 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктами 1-3 статьи 260 ГПК РФ предусмотрены и специальные сроки. Так, в случае поступления жалобы менее чем за 5 дней до дня голосования решение по данной жалобе принимается не позднее дня, предшествующего дню голосования. При поступлении жалобы в день голосования или в день, следующий за днем голосования, решение принимается немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.

     Решение суда по заявлениям об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) должно быть принято не позднее чем за 5 дней до дня голосования17.

     Наиболее короткие сроки предусмотрены для рассмотрения заявлений (жалоб) о неправильности в списках избирателей. Они должны быть рассмотрены избирательной комиссией или судом в трехдневный срок, а за 3 дня до голосования или в день голосования — немедленно. Также в трехдневный срок Верховный Суд Российской Федерации обязан рассмотреть жалобу политической партии, избирательного блока в случае отказа в выдаче заверенных копий списков кандидатов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации18.

     Самые продолжительные сроки предусмотрены для рассмотрения судом жалоб на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. Такие жалобы рассматриваются не позднее чем в двухмесячный срок со дня их подачи.

     Растянутая во времени судебная процедура по защите любого субъективного права и защищаемого законом интереса становится малоэффективной с точки зрения конечного результата ввиду многомесячной отдаленности акта, восстанавливающего право, от акта его нарушения. И уж совсем неэффективна и даже бесполезна такая процедура в делах о защите избирательного права. Любые выборы, как в местные органы власти субъектов Федерации, так и в органы федерального уровня, требуют огромных финансовых затрат. Отсюда возникают естественные вопросы: во-первых, каковы будут финансовые последствия при удовлетворении жалобы, поставившей под сомнение законность уже проведенной выборной кампании; во-вторых, любые повторные выборы не только стоят новых денежных затрат, но они вообще могут не состояться из-за нежелания избирателей вновь проявлять свою политическую активность; в-третьих, ни один суд и судья, даже обладающие необходимой независимостью и принципиальностью, не смогут не учитывать реалии жизни, а именно - те два фактора, которые были отмечены выше.

     Вот почему при рассмотрении в судах дел данной категории государство, если оно действительно заботится о гарантиях и защите политических прав своих граждан, должно иметь действенный механизм, четкую правовую процедуру для разрешения сложных правовых конфликтов, возникающих при реализации избирательного права. При этом должны быть соблюдены сроки, позволяющие избежать как повторных выборов, так и разрешения таких споров уже после свершившегося факта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    

     Избирательное право - один из важнейших институтов современного конституционного права, реализация норм которого является главнейшим условием становления, развития и укрепления демократизма в обществе. В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает полного единодушия на выборах. Смысл выборов в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей.

     В данной курсовой работе дается  определение понятию «избирательные  права граждан», под которыми  предлагается понимать принадлежащие  гражданам государства конституционные  возможности избирать и быть  избранными в органы государственной  и муниципальной власти на основе свободного коллективного волеизъявления, участвовать в иных избирательных действиях.

   Право избирателей на обращение за защитой своих избирательных прав в суд, предоставленное избирательным законодательством вытекает из конституционного права граждан на судебную защиту (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

     Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации от 28.06.04 № 5 ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" раскрывает общие конституционные положения о праве граждан на судебную защиту избирательных прав: решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, комиссий референдума, их должностных лиц, нарушающие право на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами.

     Далее положения конституционного закона конкретизируются в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": согласно ст.75 указанного закона решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Информация о работе Судебная защита избирательных прав граждан