Теоретические аспекты правового нигилизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Проблема отношения к праву является одной из наиболее важных и актуальных. Данное явление глубоко коренится в правосознании людей и отмечено многими выдающимися писателями, публицистами, общественными и политическими деятелями. Сущность данного феномена заключена в общем отрицательном, неуважительном, пренебрежительном отношении к праву, законам, нормативному порядку: они откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают. Проявления правового нигилизма носят антиобщественный характер, попирают права граждан, посягают на устои и порядок, препятствуют экономическому, культурному, правовому, политическому развитию общества.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие правового нигилизма
Понятие правового нигилизма
Источники правового нигилизма
Формы проявления правового нигилизма
Глава 2. Пути преодоления правового нигилизма
2.1 Правовое воспитание
2.2 Факторы преодоления правового нигилизма
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Теоретические аспекты правового нигилизма.rtf

— 287.61 Кб (Скачать)

     Для повышения правовой культуры общества одну из главных ролей играет правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомить населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а значит, и уровень правовой культуры имеет высокую планку. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

     В деле воспитания у граждан уважительного и заботливого отношения к людям, честности, требовательности к себе и окружающим, строгой ответственности за соблюдение правил поведения, установленных в правовых нормах, большую помощь также должна оказать правовая пропаганда. Правовая пропаганда -- это целенаправленный, управляемый процесс, успешное осуществление которого требует стройной динамичной системы и информационного обеспечения. В ней должны быть четко определены субъекты и объекты управления, их функции, основные и промежуточные цели, соответствующие средства их достижения.20

     Существует ряд важных теоретических проблем, и, прежде всего связанных с дальнейшим повышением эффективности правовой пропаганды. Можно выделить такие критерии эффективности, как интерес к праву и потребность в ознакомлении с его предписаниями, знание (правовая осведомленность), отношение к праву (ценностно-правовая ориентация). В то же время неясно, почему к рассматриваемым критериям не отнесены привычка соблюдать правопорядок и активная жизненная позиция. Именно по данным «поведенческим» критериям и следует в первую очередь судить об эффективности правовой пропаганды. Иной вопрос, что их достаточно сложно установить при помощи конкретно-социологических исследований.21

     Профессор С. С. Алексеев выделяет правовое воспитание в широком и узком смысле. В первом случае он говорит, скорее, «не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц -- представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом».22

     Одной из главных целей правового воспитания - выработать у гражданина здоровое чувство права, прогрессивного юридического мировоззрения. Правовое воспитание подготавливает социально активного члена общества, который знает свои права и обязанности, умеет отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу, а, следовательно, и самому правовому нигилизму. 

     
    1. Факторы преодоления правового нигилизма
 

     Как уже было показано, современный юридический нигилизм - серьезная, запущенная болезнь. Соответственно и преодоление данного недуга - сложная задача. Интересы укрепления законности и правопорядка в стране требуют неустанного совершенствования правового воспитания, в том числе и других не менее важных факторов преодоления данного недуга.

     Факторы преодоления правового нигилизма -- это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических мер. В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновленную социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право.

     Преодоление правового нигилизма невозможно без мировоззренческого осмысления права, которое подразумевает исследование правовых ценностей как составляющих мировоззрения. Существенным фактором преодоления правового нигилизма является утверждение глубокой взаимосвязи правовых и нравственных ценностей, их взаимообусловленности и взаимодополняемости. В формирующемся мировоззрении правовые и нравственные ценности не должны рассматриваться как противоположные, взаимоисключающие образования. Мировоззренческая позиция, противопоставляющая право и мораль, на наш взгляд, несет в себе основания правового нигилизма; понимание права исключительно как «внешней» формы общественной жизни, не основанной на общественных ценностях, находится в рамках нигилистической тенденции.23

     Важнейшая политическая предпосылка преодоления правового нигилизма - формирование новой структуры политических ценностей, в частности предпочтение ценностей порядка, способных установить целесообразное функционирование и развитие социальной системы. Такая целесообразность предполагает, в свою очередь, последовательную реализацию основных задач социальной системы, согласованность действий элементов управления делами общества, эффективные гарантии и средства поддержания всех аспектов безопасности в социальной системе.

     Определяющий фактор в системе правовых средств преодоления правового нигилизма -- юридическая политика правового государства, которая создает у граждан и должностных лиц правовой настрой (тонус). Существует необходимость комплексного подхода к решению исследуемой проблемы, где основное место должна занимать единая, последовательная, достаточно радикальная политика государства, направленная прежде всего на личность, ее права и законные интересы; предлагаются и исследуются в качестве возможных средств профилактики и преодоления правового нигилизма средства массовой информации (СМИ) и правовое образование.24 Принципиальное значение в этой связи имеет, выделенная основоположником античной политической науки Аристотелем, идея господства права и правовой законности, идея права как критерия справедливости, он говорил о необходимости господства справедливых законов в обществе.25 Однако от осознания идеи до ее воплощения -- огромные расстояния. И любые политико-юридические просчеты чреваты осложнениями. Поэтому поспешные или недостаточно обоснованные решения правотворческих органов, создание ведомствами искусственных помех действию закона, нерешительное или неумелое использование правоохранительными учреждениями юридических средств в борьбе с опасными преступными проявлениями способны подтолкнуть отдельные силы в обществе к решению неотложных социальных и острополитических проблем неправовыми средствами. Значит, юридическая политика должна быть последовательной и достаточно радикальной. Только в этом случае она вызовет доверие и поддержку масс.

     В плане рассматриваемой проблемы важно подчеркнуть, что стратегия правового развития должна быть сориентирована на личность, ее права и законные интересы должны занять центральное место в правовой системе. Личностная направленность юридической политики, несомненно, придаст авторитет правовой системе, будет способствовать восприятию ее населением как социально ценностного института гражданского общества, а, значит, будет преодолена и правовая отчужденность граждан, преодолен или значительно ослаблен правовой нигилизм.

     Кардинальная реорганизация системы нормативного и индивидуально-юридического регулирования в обществе, где главное значение будет иметь «очищение» правового пространства от обилия запретных зон, чрезмерной юридической закрепощенности личности, предоставления ей максимума юридической свободы для самовыражения. Известно, что рамки юридической свободы личности определяются правовыми нормами. «Юридически признанная свобода, -- писал К. Маркс, -- существует в государстве в форме закона»26. В связи с этим актуальное значение приобретает переход от декларирования к повсеместному воплощению в правотворческую практику общедозволительного принципа правового регулирования поведения граждан и их законных объединений.

      Большое значение для преодоления правового нигилизма, укрепления у граждан доверия к праву имеет повышение авторитета закона. Необходимо, как советовал профессор И.А. Ильин, сделать все, «чтобы приблизить право к народу, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретности и лояльно пользовался своими полномочиями. Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души»27.

     Изучение проблемы показывает, что доверия у граждан к закону можно добиться при условии, если закон:

     

  • соответствует представлениям о справедливости, принят на основе достигнутого консенсуса и, таким образом, учитывает интересы больших групп людей (значит, осуществление такого закона будет выгодным для адресатов, позволит с помощью предусмотренных в нем правовых средств решать те задачи, для обеспечения которых он принят);
  •      

  • не имеет расхождений с передовыми моральными воззрениями и принципами, прогрессивными национальными и историческими традициями, соответствует достигнутому в обществе уровню культуры (значит закон доступен для восприятия и использования в практической деятельности граждан);
  •      

  • имеет надлежащее организационное и материальное обеспечение, отвечает международно-правовым стандартам (значит, соизмерение такого закона с международными пактами не вызывает у адресатов чувства неудовлетворенности национальным правом и потому отпадают мотивы, по которым закон может быть отвергнут массовым сознанием);
  •      

  • действует стабильно, а при его отмене или изменении не ухудшает фактического и юридического положения добросовестных участников правоотношений.
  •      Соответствие принимаемых законов отмеченным требованиям укрепит у людей веру в то, что не человек существует для закона, а закон для него.

         Политика правового государства в сфере правового регулирования, юридическая практика должна строиться так, чтобы в обществе, в сознании людей утверждалось отношение к праву как к ценности, без которой невозможно добиться социального порядка, основанного на справедливости, утверждения прав и свобод личности. Необходимо формировать отношение к праву как к средству гармонизации отношений в обществе, защиты прав человека, смягчение возможных конфликтов, как к механизму, устраняющему произвол и насилие. Поэтому очень важно изменить представления людей о праве только как о принудительном средстве.

         Немецкий правовед Рудольф фон Иеринг писал: "Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеяниями права, должен, в свой черед, также поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона - словом, каждый есть прирожденный борец за право в интересах общества".28 

     

          Заключение 

         Правовой нигилизм приобрел качественно новые свойства, которым он не обладал ранее. Изменились его природа, причины, каналы влияния. Он заполнил все поры общества, принял повальный, неистовый характер.

         Изучив правовой нигилизм, рассмотрев истоки и формы его выражения, мы убедились в том, что это явление на всех этажах государственного здания и среди населения не знает пределов, потому и называется беспределом, что его проявления можно увидеть практически везде и всюду. Бороться с ним обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры.

         Совершенно очевидно, что бурному росту преступности необходимо противопоставлять не только организационно-правовые изменения в деятельности государственных структур (особенно в деятельности правоохранительных органов), но и меры по улучшению правового воспитания, повышения уровня правовой культуры по преодолению искажений правового сознания.

         Основные пути преодоления правового нигилизма -- это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и другие. Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать мгновенно. Это трудный и длительный процесс.

         В конечном счете, все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса -- социального, экономического, политического, духовного, нравственного. Однако многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла.

         Очевидно, что изменение отношения общества и индивидов к праву -- это трудоемкая задача, растянутая во времени. Вполне возможно, что для этого потребуется не одно десятилетие, напряженные усилия нескольких поколений. Существующие в социуме проблемы и сложности не должны отодвигать решение указанной выше задачи на второй план. Напротив, ее успешное решение должно рассматриваться в качестве стратегической цели в политике государства, стремящегося к статусу правового.  

    Информация о работе Теоретические аспекты правового нигилизма