Уголовное право РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 07:20, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение уголовного права как отрасли права.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и функции отрасли уголовного права;
- изучить предмет и методы регулирования отрасли уголовного права;
- проанализировать принципы отрасли уголовного права;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика уголовного права как науки…………………...5
1.1. Понятие и задачи уголовного права……………………………………….5
1.2. Система уголовного права………………………………………………..10
1.3. Взаимосвязь уголовного права с другими отраслями национального
права…………………………………………………………………………….12
Глава 2. Источники и принципы уголовного права как науки…………..……..15
2.1. Формальный источник уголовного права……………………..................15
2.2. Материальные источники уголовного права…………………………….21
2.3. Принципы уголовного права, базирующиеся на Конституции РК…….23
Заключение.………………………………………………………………………..29
Список использованных источников…………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

реферат уголовное право Полещук Михаил.docx

— 40.60 Кб (Скачать)

     Официальное опубликование законов  является обязательным условием  их применения. Прекращение действия  уголовного закона означает, что  его нормы не могут применяться  к деяниям, предусмотренным в  нем, они не влекут уголовную  ответственность.

      Уголовный закон прекращает свое  действие при следующих обстоятельствах:

        а) когда он отменяется другим  законом;

       б) когда действовавший закон  заменяет вновь принятым законом;

       в) когда истек срок, указанный  в законе , или в связи с изменением  условий или обстоятельств, в   соответствии с которыми этот  закон принят.

     Исключением из общего правила  действия уголовного закона во  времени являются предусмотренные  законом правила об обратной  силе уголовного закона[6 с.217].

     В соответствии с ч.1 ст.5 УК  РК «закон, устраняющий преступность  или наказуемость деяния, смягчающий  ответственность или наказание,  или иным образом улучшающий  положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть  распространяться на лиц, совершивших  соответствующее деяние до вступления  такого закона в силу, в том  числе и на лиц отбывающих  наказание или отбывших наказание,  но имеющих судимость».

     Новый уголовный закон всегда  имеет обратную силу в следующих  случаях:

    1) когда устраняет преступность  или наказуемость деяния;

    2) когда он смягчает ответственность  или наказание;

    3) когда иным образом улучшает  положение лица, совершившего преступление;

     Правило об обратной силе уголовного  закона распространяется и на  лиц, уже осужденных и отбывающих  наказание или отбывших наказание  по старому, более строгому  закону, но имеющих судимость.  Если новый уголовный закон  смягчает наказуемость деяния, за  которое лицо отбывает наказание,  то назначенное наказание подлежит  сокращению в пределах санкции  вновь изданного уголовного закона [ч. 2; ст. 5]

     В соответствии с ч.3 ст.5 УК  уголовный закон не имеет обратной  силы в следующих случаях:

    1) если он устанавливает преступность  или наказуемость деяния;

    2) если он усиливает ответственность  или наказание;

    3) если он иным образом ухудшает  положение лица, совершившего преступление.

     Применять уголовный закон можно  только тогда, когда он действует  в конкретных пределах времени  и пространстве. Действие уголовного  кодекса в пространстве определяется  статьями 6, 7 УК РК, в которых закреплены  два принципа: территориальный и  гражданства.

     Территориальный принцип заключается  в том, что все лица, совершившие  преступления на территории Республики  Казахстан, несут уголовную ответственность  по уголовному кодексу республики [2; ст. 6]. Преступление признается  совершенным на территории Республики  Казахстан, если оно начато  или продолжалось, либо окончено  на территории Республики Казахстан,  в том числе в пределах ее  территориальных вод или воздушного  пространства. На суше – по  характерным точкам и линиям  рельефа или ясно видимым ориентирам, а на море – по внешнему  пределу территориального моря  Республики Казахстан. Границей  воздушного пространства является  вертикальная поверхность, проходящая  над сухопутной и водной территориями, в том числе и над территориальными  водами.

     Единственное изъятие из территориального  принципа действия уголовного  закона сделано на началах  взаимности для глав и челенов дипломатического персонала представительств иностранных государств. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случаях совершения преступления на территории нашей страны разрешается на основе норм международного права [2; ст. 6].

     Иммунитет представительства иностранного  государства заключается в том,  что неприкосновенными являются  помещения дипломатического представительства.  Власти государства пребывания  не имеют права проникать в  эти помещения иначе как с  согласия главы дипломатического  представительства.

     Вторым принципом является принцип  гражданства. Граждане Республики  Казахстан, совершившие преступление  за границей, подлежат ответственности  по законодательству республики, если совершенное деяния признано  преступлением в том государстве,  на территории которого оно  было совершенно, и если эти  лица не были осуждены в  другом государстве.  Действие  уголовного закона в отношении  граждан Республики Казахстан,  а также лиц без гражданства,  совершивших преступление за  пределами Республики Казахстан,  определяется статьей 7 УК РК. Законом «О гражданстве Республики  Казахстан» от 20 декабря 1991 года  определенно, что гражданами Республики  Казахстан являются лица, которые  постоянно проживают в Республике  Казахстан на день вступления  в силу настоящего закона и  которые обрели гражданство в  соответствии с настоящим законом.

     Ст.8 УК РК урегулирован вопрос  о выдаче лиц, совершивших преступление. Законом закреплено, что не подлежит  выдаче иностранному государству  гражданин Республики Казахстан,  совершивший преступление на территории этого государства, если иное не предусмотрено международными договорами. Выдача преступников и осуществление уголовного преследования в отношении лиц стран Содружества регулируется Минской Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятой 22 января 1993 года. Согласно статье 56 страны – участники обязались по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнении. В статье 2 данного деяния договора предусматривается, что выдача производится за деяния, которые в соответствии с законодательством обеих сторон являются преступлениями. В выдаче может быть отказано ,если преступление, совершенно полностью или частично на территории запрашиваемой договаривающейся стороны. Без согласия запрашиваемой стороны выданное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности или подвергнуто наказанию в связи с иным преступлением, чем то, которое явилось основанием для выдачи. В течение 15 дней с момента получения просьбы о выдаче дается ответ о решении в отношении выдачи.

 

2.2. Материальные источники уголовного  права

 

     Что касается материальных источников, то таковыми, исходя из смысла  части второй этой же статьи  УК, являются Конституция Республики  Казахстан и общепризнанные принципы  и нормы международного права.

     Конституция Республики Казахстан  содержит ряд норм уголовно-правового  характера (положения о смертной  казни, праве на необходимую  оборону, об обратной силе закона, о круге лиц, не несущих ответственности   за недонесение о совершенном  преступлении, о недопустимости  применения уголовного закона  по аналогии и др.). Ст.1 Конституции  РК провозглашает Республику  Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого  являются человек, его права  и свободы. Однако пункт 5 статьи 12 Конституции однозначно на институциональном  уровне закрепляет не только  допустимость, но и необходимость  установления государством того  или иного запрета, в том  числе и уголовно-правового: «осуществление  прав и свобод человека и  гражданина не должно нарушать  прав и свобод других лиц,  посягать на конституционный  строй и общественную нравственность».  Более того, Конституция в некоторых  случаях определяет и наиболее  важные для обеспечения нормального  функционирования общества и  государства направления уголовных  репрессий. В статье 47 Конституции,  устанавливающей основания импичмента  Президента Республики Конституция  называет и конкретный состав  преступления: государственная измена, не раскрывая при этом в  отличие от Конституции США  его признаков. Признание Конституции  страны в качестве материального  источника уголовного права заставляет  суды оценивать все другие  законы, в том числе УК, в преломлении  их и свете конституционных  норм и, в первую очередь,  норм, закрепляющих права и свободы  человека и гражданина. Такой  вывод следует из положений  пункта 2 статьи 4 Основного закона  о высшей юридической силе  и прямом действии Конституции  на всей территории республики. Более того, согласно статье 78 Конституции  суд не вправе применять законы  и иные нормативные правовые  акты, ущемляющие закрепленные Конституцией  права и свободы человека и  гражданина. Если суд усмотрит, что  закон или иной нормативный  правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией  права и свободы человека и  гражданина, он обязан приостановить  производство по делу и обратиться  в Конституционный Совет с  представлением о признании этого  акта неконституционным.

     Следующим материальным источником  уголовного права являются общепризнанные  принципы и нормы международного  права. Между тем, хотя и  являясь составной частью казахстанского  права, международные договоры, содержащие  нормы уголовно-правового характера,  никогда не смогут применяться  на территории Казахстана непосредственно,  поскольку, во-первых, многие международные  договоры (конвенции) лишь выражают  намерение государств - участников  бороться с теми или иными  преступлениями, не раскрывая их  признаков; во-вторых, даже определяя  признаки того или иного преступления, договоры, как правило, не устанавливают  санкции (Конвенция по борьбе  с незаконным захватом воздушных  судов 1970 года устанавливает,  что «каждое договаривающееся  Государство обязуется применять  в отношении такого преступления  суровые меры наказания»); в-третьих,  если договоры и указывают  вид наказания, то все равно  их положения нельзя применять  непосредственно из-за отсутствия  в них указаний о размерах  и сроках наказания.

     Таким образом, нормы уголовно-правового  характера, содержащиеся в даже  ратифицированных Республикой Казахстан  международных договорах (конвенциях), на практике могут применяться  лишь в случае включения их  положений в Уголовный кодекс. Государство, присоединяясь к  той или иной конвенции, вносит  соответствующие изменения в  свое национальное законодательство. Кроме того, некоторые уголовно-правовые  нормы прямо отсылают к нормам  международного права, например, части третья и четвертая статьи 6, части вторая, третья и четвертая  статьи 7, статьи 158 и 159 УК и др. Именно поэтому нормы международного  права признаются материальным, а не формальным источником  уголовного права Казахстана.

     Отдельного обсуждения требует  вопрос о возможности признания  в качестве источника уголовного  права  Постановления Пленума  Верховного суда. Длительное время  в науке отечественною уголовного  права отстаивался тезис о  недопустимости его отнесения  к источнику уголовного права,  хотя в реальной жизни любой  следователь или судья подтвердят, что при квалификации того  или иного деяния они всегда  учитывают сложившуюся судебную  практику в их регионе, а  судья нижестоящего суда —  практику вышестоящих судебных  инстанций. Первым шагом к официальному  признанию судебного прецедента  в качестве источника уголовного  права является отнесение пунктом  1 статьи 4 Конституции к действующему  праву Республики нормативных  постановлений Верховного Суда, основу которых составляет, как  известно, обобщение судебной практики, то есть правоприменения. Нормативные постановления Верховного Суда выступают, по сути, в качестве актов официального толкования закона, в том числе уголовного. А это значит, что нет никаких препятствий для признания их в качестве материального источника уголовного права.

 

2.3. Принципы уголовного права, базирующиеся  на Конституции РК

 

     Опираясь на Конституцию, можно  сформулировать ряд принципов  уголовного права Республики  Казахстан, которые нашли свое  воплощение в новом уголовном  законодательстве и должны получить  реализацию в правоприменительной  практике. Уголовно – правовые  принципы являются основными  и обязательными правилами, необходимыми  законодателям, правоохранительным  органам и гражданам в борьбе  с преступностью.

     Для понимания сущности, природы  уголовного права, его задачи  и функции огромную важность  имеют принципы уголовного права.  Под принципами  уголовного права  надо понимать те основополагающие  идеи и начала, которые, положены  в основу уголовной политики  РК, в содержании уголовно –  правовых средств ведения борьбы  с преступностью, в практику  их применения. Принципиальной особенностью  нового УК, бесспорно, является  закрепление  в нем основных, базирующихся на Конституции страны принципов уголовно- правовой политики Республики.

      В теории принципы уголовного  права подразделяются на 2 группы:

Первая  – общие принципы, то есть принципы, присущие всему праву и приобретающие  в уголовном праве специфические  особенности; вторая – принципы, характерны для уголовного права как самостоятельной  отрасли права. Уголовный кодекс республики не содержит статей, в которых  давались бы система и содержание принципов уголовного права.

     В первую очередь, это —  принцип законности проявляется  в том, что каждый гражданин  Республики Казахстан, обязан  соблюдать ее конституцию и  законы, в том числе и уголовные,  изданные на основе и в соответствии  с Конституцией. Таки образом  преступность и наказуемость  деяния должны определяться только  уголовным законом. При этом  согласно подпункту 10 пункта 4 статьи 77 Конституции применение уголовного  закона по аналогии не допускается.  В УК этот принцип закреплен  в части первой статьи 9. В уголовном  законодательстве принцип законности  находит свое отражение во  многих положениях:

    1) преступность деяния, его наказуемость  и иные уголовно – правовые  последствия определяются только  уголовным законом. Применение  уголовного закона по аналогии  не допускается (статья 4 УК);

    2) никто не может быть признан  виновным в совершении преступления  и подвергнут уголовному наказанию  иначе как по приговору суда  в соответствии с законом;

    3) основанием уголовной ответственности  является только наличие в  поведении лица признаков конкретного  состава преступления;

Информация о работе Уголовное право РК