Заключение договора поставки товаров для государственных нужд

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:12, статья

Описание работы

. Если государственным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных нужд, государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).

Работа содержит 1 файл

GP osob.docx

— 37.79 Кб (Скачать)

Статья 529. Заключение договора поставки товаров  для государственных  нужд

1. Если государственным  контрактом предусмотрено, что  поставка товаров осуществляется  поставщиком (исполнителем) определяемому  государственным заказчиком покупателю  по договорам поставки товаров  для государственных нужд, государственный  заказчик не позднее тридцатидневного  срока со дня подписания государственного  контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение  о прикреплении покупателя к  поставщику (исполнителю).

Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным  контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных  нужд.

2. Поставщик (исполнитель)  обязан направить проект договора  поставки товаров для государственных  нужд покупателю, указанному в  извещении о прикреплении, не  позднее тридцати дней со дня  получения извещения от государственного  заказчика, если иной порядок  подготовки проекта договора  не предусмотрен государственным  контрактом либо проект договора  не представлен покупателем.

3. Сторона, получившая  проект договора поставки товаров  для государственных нужд, подписывает  его и возвращает один экземпляр  другой стороне в течение тридцати  дней со дня получения проекта,  а при наличии разногласий  по условиям договора в этот  же срок составляет протокол  разногласий и направляет его  вместе с подписанным договором  другой стороне.

4. Сторона, получившая  подписанный проект договора  поставки товаров для государственных  нужд с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в тридцатидневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

5. Если поставщик  (исполнитель) уклоняется от заключения  договора поставки товаров для  государственных нужд, покупатель  вправе обратиться в суд с  требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор  на условиях разработанного покупателем  проекта договора.

Комментарий к статье 529

1. Комментируемая  статья направлена на урегулирование  отношений, складывающихся между  тремя сторонами (госзаказчик, поставщик и покупатель) в тех случаях, когда удовлетворение государственных нужд осуществляется путем заключения самостоятельного государственного контракта и договора поставки. При этом правоотношения между госзаказчиком и поставщиком регулируются государственным контрактом, между поставщиком и покупателем - договором поставки, а между госзаказчиком и покупателем - извещением о прикреплении и ранее (при разработке целевых программ и пр.) поданной заявкой.

Основанием для  запуска механизма взаимодействия сторон в пределах гражданско-правового  регулирования является государственный  контракт, содержание которого предопределяет содержание договора поставки и процедуру  его заключения. 

2. Если госконтракт не установил иного порядка, то с предложением о заключении договора поставки должен выступить поставщик, разрабатывающий проект договора и направляющий его покупателю. Для этого ему предоставлен 30-дневный срок, исчисляемый с момента получения извещения о прикреплении. Извещение о прикреплении является давно и хорошо известным инструментом налаживания структуры договорных связей в российской практике. Но в отличие от ранее применявшегося извещения, указанный в комментируемой статье документ следует рассматривать, с одной стороны, как информационное сообщение, но не плановый акт, а с другой - как основание для заключения договора. Но оно не является основанием для понуждения к заключению договора.

В качестве такого основания  в отношении поставщика может  выступать только государственный  контракт, который закрепил добровольно  принятое на себя поставщиком обязательство  заключить договор. Именно к поставщику, а не покупателю, могут применяться  процедуры принудительного заключения договора.

3. При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта.

Одним из видов купли-продажи  является поставка товаров для государственных  нужд. Выступая в качестве покупателя товаров, необходимых для удовлетворения потребностей государства, Российская Федерация и ее субъекты действуют  как участники гражданско-правовых отношений.

Особенности данных правоотношений вызваны участием в  них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство.

Следует отметить, что  для российского законодательства весьма характерно и даже традиционно  особое регулирование отношений, связанных  с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства. Так, еще  в дореволюционном гражданском  законодательстве такие правоотношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках, предусматривавшим  особенности заключения договоров  поставки и подряда с казной (т.е. с государством).

Такие договоры могли  быть заключены только посредством  торгов или запечатанных объявлений. Торги проводились путем записи предложений желающих вступить в  договор с казной относительно цены товаров или подрядных работ. Казенное учреждение принимало то предложение, которое было наиболее выгодно государству. Заключение договоров посредством  запечатанных объявлений состояло в  том, что казенное учреждение публиковало  объявление, в котором содержалось  указание о предмете договора и некоторых  его условиях, а также приглашение  потенциальным поставщикам и  подрядчикам делать свои предложения.

Такие предложения  предъявлялись в запечатанных пакетах, которые вскрывались одновременно. Расчет был на то, что каждый желающий вступить в договор с казной, опасаясь более привлекательных предложений  со стороны конкурентов, будет стараться  предложить наиболее выгодные для государства  условия. 

Законодательные акты о государственных подрядах и  поставках принимались также  после революции, в период нэпа. Можно  назвать, в частности, Закон 1923 г. "О  государственных подрядах и поставках", который в целях защиты интересов  государства устанавливал специальные  правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий.

В дальнейшем с формированием  административно-командной системы  управления экономикой, когда практически  все поставки продукции и товаров  осуществлялись на основе плановых актов (фондовых извещений, планов прикрепления, нарядов), нужда в особом регулировании  отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала.

Переход к рыночным методам регулирования экономических  отношений вновь вызвал необходимость  разработки специальных законодательных  актов, учитывающих специфику отношений  по поставкам товаров для удовлетворения государственных потребностей. В  настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для  государственных нужд - это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей Российской Федерации и ее субъектов, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан.

Потребности государства  определяются исходя из необходимости  реализации федеральных государственных  программ; обеспечения необходимого уровня обороноспособности; формирования государственных материальных резервов; реализации экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.

К отношениям по поставке товаров для государственных  нужд субсидиарно применяются сначала нормы о договоре поставки товаров, а затем (при отсутствии соответствующих специальных правил) общие положения о купле-продаже. Но эти отношения в приоритетном перед нормами ГК о договоре поставки и общими положениями о купле-продаже порядке регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных нужд.

В настоящее время  действует несколько федеральных  законов, регламентирующих поставки товаров  для государственных нужд (которые  подлежат применению в части, не противоречащей нормам, содержащимся в § 4 гл. 30 ГК).

К их числу относятся:

Федеральный закон  от 13 декабря 1994 г. "О поставках  продукции для федеральных государственных  нужд", действие которого распространяется на отношения по поставкам товаров для федеральных нужд;

Федеральный закон  от 29 декабря 1994 г. "О государственном  материальном резерве", регулирующий отношения, связанные с поставками товаров для создания и поддержания  государственных материальных резервов;

Федеральный закон  от 2 декабря 1994 г. "О закупках и  поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных  нужд", которым регламентируются отношения по закупкам и поставкам  сельскохозяйственной продукции и  продовольствия, причем как для федеральных, так и для региональных государственных  нужд;

Федеральный закон  от 27 декабря 1995 г. "О государственном  оборонном заказе". 

Кроме того, отношения, связанные с порядком проведения конкурсов при размещении заказов  на поставку товаров для государственных  нужд, регулируются Положением об организации  закупки товаров, работ и услуг  для государственных нужд, утвержденным Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. Данный Указ подлежит применению в  части, не противоречащей ГК и названным  Федеральным законам.

Поставка товаров  для государственных нужд должна осуществляться на основе государственного контракта, а также разрабатываемых  в соответствии с ним договоров  поставки товаров для государственных  нужд, заключаемых между организациями - исполнителями заказа для государственных  нужд и потребителями выпускаемых  товаров. 

При поставке товаров  для государственных нужд могут  использоваться как простая, так  и сложная структура договорных связей. В первом случае поставка осуществляется поставщиком (исполнителем) в соответствии с условиями государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд непосредственно государственному заказчику либо указанным им получателям без заключения с последними поставщиком (исполнителем) каких-либо договоров на поставку товаров для государственных нужд. 

Во втором случае (при сложной структуре договорных связей) государственным контрактом на поставку товаров для государственных  нужд предусматривается прикрепление государственным заказчиком поставщика-исполнителя  к конкретным покупателям для  заключения с ними договоров поставки товаров для государственных  нужд на основании извещения о  прикреплении, выдаваемого заказчиком. При заключении таких договоров  между поставщиком-исполнителем и  покупателями согласовываются условия  о количестве и качестве товаров, порядке их доставки и принятии покупателем  и т.п. 

Федеральный закон "Об оборонном заказе" предусматривает  особую структуру договорных связей: государственный контракт заключается  между государственным заказчиком и головным исполнителем оборонного заказа, который, в свою очередь, заключает  договоры (контракты) с поставщиками (исполнителями) сырья, материалов и  комплектующих изделий для обеспечения  оборонного заказа. 

Государственный контракт заключается на основе принятого  исполнителем заказа на поставку товаров  для государственных нужд (государственного заказа). Причем в некоторых случаях, предусмотренных законом, заключение государственного контракта будет  являться для исполнителя (поставщика) обязательным.  

Однако при этом в отношении всякого исполнителя (поставщика), за исключением казенного  предприятия, должно быть соблюдено  предусмотренное ГК требование о  возмещении государственным заказчиком всех убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в результате выполнения им условий  государственного контракта. 

Федеральные законы о поставках товаров для государственных  нужд устанавливают порядок определения  потребностей государства в тех  или иных товарах, а также порядок  формирования соответствующих этим потребностям государственных заказов  и их размещения среди организаций, производящих (закупающих) указанные  товары. Основной способ размещения государственных  заказов - проведение открытых или закрытых торгов (конкурсов). Однако допускается  и прямое доведение государственных  заказов до поставщиков-исполнителей.

Информация о работе Заключение договора поставки товаров для государственных нужд