Заключение договора поставки товаров для государственных нужд

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:12, статья

Описание работы

. Если государственным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных нужд, государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).

Работа содержит 1 файл

GP osob.docx

— 37.79 Кб (Скачать)

Также важным моментом является форма договора и оплата товаров.

Данный договор  заключается в письменной форме.

При поставке товаров  покупателям по договорам поставки товаров для государственных  нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом, если иной порядок определения цен  и расчетов не предусмотрен государственным  контрактом. При оплате покупателем  товаров по договору поставки товаров  для государственных нужд государственный  заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.

Порядок заключения государственных  контрактов

По государственному контракту на поставку товаров для  государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному  лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Сторонами государственного контракта на поставку товаров для  государственных нужд являются государственный  заказчик и поставщик (исполнитель).

В качестве государственных  заказчиков в соответствии с Федеральным  законом "О поставках продукции  для федеральных государственных  нужд" могут выступать федеральные  органы исполнительной власти, федеральное  казенное предприятие или государственное  учреждение.

Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей  в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным  резервом, а государственными заказчиками  на поставку материальных ценностей  в мобилизационный резерв признаются также и иные федеральные органы исполнительной власти. В качестве государственного заказчика по оборонному заказу выступает орган исполнительной власти, имеющий в своем составе  войска или вооруженные формирования.

Поставщиками (исполнителями) являются организации, признанные победителями торгов, проводившихся в целях  размещения государственных заказов, либо принявшие доведенный до них  государственный заказ к исполнению.

В случаях размещения государственного заказа путем проведения конкурса и определения его победителя либо принятия поставщиком (исполнителем) доведенного до него государственного заказа для государственного заказчика  заключение государственного контракта  с указанными поставщиками является обязательным. Поставщик (исполнитель) также обязан заключить государственный  контракт, если он принял доведенный до него госзаказчиком государственный заказ либо стал победителем конкурса, проведенного для размещения государственного заказа.

В некоторых случаях  принятие доведенного до поставщика (исполнителя) государственного заказа является обязательным для последнего. Например, федеральное казенное предприятие ни при каких условиях не вправе отказаться от доведенного до него государственного заказа. Коммерческие организации, действующие в иных организационно-правовых формах, обязаны принять доведенный до них государственный заказ, а следовательно, и заключить государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, если они занимают доминирующее положение на рынке соответствующего товара, при условии возмещения государственным заказчиком убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) исполнением государственного заказа.

Проект государственного контракта разрабатывается государственным  заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого  заказ на поставку товаров для  государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект государственного контракта и в тридцатидневный  срок со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем  решении.

Возможны три варианта такого решения:

во-первых, согласие заключить государственный контракт на условиях, предложенных государственным  заказчиком. В этом случае поставщик (исполнитель) подписывает государственный  контракт и один подписанный экземпляр  возвращает государственному заказчику;

во-вторых, согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что предложены государственным заказчиком. При таких обстоятельствах поставщик (исполнитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям;

в-третьих, отказ  от заключения государственного контракта, о чем поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика  в тот же тридцатидневный срок.

Государственному  заказчику предоставляется тридцать дней для рассмотрения протокола  разногласий к государственному контракту, составленному поставщиком (исполнителем). Здесь возможны следующие  варианты: государственный заказчик в течение указанного срока может  сообщить поставщику (исполнителю) о  принятии его редакции спорных условий  государственного контракта либо об отклонении протокола разногласий.

В последнем случае, а также при истечении тридцатидневного срока разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для государственного заказчика или поставщика (исполнителя), могут быть переданы другой стороной в срок не позднее тридцати дней на рассмотрение арбитражного суда.

Если же сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона  может обратиться в арбитражный  суд с иском о понуждении к  заключению государственного контракта.

Основным же правилом, как и в других цивилизованных странах, должно стать размещение заказа на поставку товаров для государственных  нужд (государственного заказа) путем  проведения соответствующих конкурсов. И в этом случае заключение государственного контракта с победителем конкурса становится для государственного заказчика  обязательным. Государственный контракт должен быть оформлен не позже чем  через двадцать дней со дня проведения конкурса.

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется конкретному  покупателю, который государственным  заказчиком прикрепляется к поставщику (исполнителю). Выданное государственным  заказчиком извещение о прикреплении будет служить основанием для заключения непосредственно между поставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки товаров для государственных нужд.

Получив извещение  о прикреплении, поставщик (исполнитель) должен в тридцатидневный срок направить  проект договора покупателю. Если поставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект договора с протоколом разногласий, он должен принять меры к их согласованию и в тридцатидневный  срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия  могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда в тридцатидневный срок.

Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе уклоняться от заключения с  покупателем договора поставки товаров  для государственных нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением  покупателю права обратиться в таком  случае в арбитражный суд с  иском о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Что касается покупателя, то он может отказаться полностью  или частично от товаров, указанных  в извещении о прикреплении, и  от заключения договора в целом. При  таких обстоятельствах вопрос о  прикреплении поставщика (исполнителя) к другому покупателю должен быть решен государственным заказчиком в течение тридцати дней со дня  получения соответствующего уведомления  поставщика (исполнителя). В противном  случае поставщик (исполнитель) получает право требовать от государственного заказчика принятия и оплаты товаров  либо возмещения расходов, связанных  с реализацией этих товаров другому  потребителю.

§ 4. Поставка товаров  для государственных  нужд

1. Понятие и сфера  применения. Выделение поставки  товаров для государственных  нужд (§ 4 гл. 30 ГК) в отдельный вид  купли-продажи преследует цель  установление специального правового  режима, учитывающего участие в  этих отношениях такого своеобразного  субъекта гражданского права,  как государство - Российская  Федерация и ее субъекты (ст.  124 ГК). Сфера применения поставок  товаров для государственных  нужд определяется понятием таких  нужд. В ГК не упоминаются муниципальные  нужды, однако заказы для удовлетворения  таких нужд существуют, что нашло  отражение, в частности, в Федеральном  законе от 21 июля 2005 г. "О размещении  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд"*(16) (далее - Закон о размещении  заказов). Кроме того, согласно ст.  3 этого Закона среди государственных  нужд необходимо различать федеральные  нужды и нужды субъектов РФ.

 Понятие "государственные  и муниципальные нужды" характеризуется  следующими признаками. Во-первых, сущность  нужд, т.е. потребности Российской  Федерации, ее субъектов или  муниципальных образований в  товарах, работах, услугах. Во-вторых, источник их покрытия - средства  соответствующих бюджетов и внебюджетных  источников финансирования. В-третьих,  преследуемые цели. Ими могут  быть: осуществление функций органа  публичной власти, реализация целевых  программ, решение вопросов местного  значения (муниципальные нужды); исполнение  международных обязательств (только  федеральные нужды).

2. Источники правового  регулирования. Отношения, связанные с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства, принято регулировать специальными актами гражданского законодательства. Специфика правового регулирования поставок для государственных нужд состоит в установлении специальных правил, направленных на стимулирование принятия заказа государства и обеспечение государственного влияния на исполнение таких договоров. Переход к рыночным методам регулирования экономики вызвал необходимость разработки ряда специальных законодательных актов в этой области.

 Отношения по  поставке товаров для государственных  нужд регулируются: положениями  § 4 гл. 30 ГК, посвященными этому  договору и субсидиарно нормами о договоре поставки (§ 3 гл. 30 ГК); общими положениями о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК). Изданы специальные федеральные законы о поставках товаров для госнужд: Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"*(17); Закон о закупках; Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. "О государственном материальном резерве"*(18); Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. "О государственном оборонном заказе"*(19). Особое значение имеет Закон о размещении заказов. С момента вступления его в силу (с 1 января 2006 г.) иные федеральные законы в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд применяются в части, не противоречащей этому Закону.

3. Основания поставок  товаров для государственных  нужд. Поставка товаров для государственных  нужд осуществляет на основании  государственного контракта на  поставку товаров для госнужд, а также договоров поставки товаров для госнужд, заключаемых между организациями - исполнителями заказа и потребителями товаров (п. 1 ст. 525 ГК). Таким образом, структура договорных связей в этой области может быть простой или сложной. В первом случае в соответствии с условиями госконтракта поставщик поставляет товары непосредственно госзаказчику либо указанным им получателям. При этом поставщик не заключает каких-либо договоров поставки товаров с получателями. Во втором случае госконтрактом предусматривается прикрепление поставщика к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных нужд.

 Государственный  контракт. По государственному контракту  на поставку товаров для государственных  нужд поставщик (исполнитель)  обязуется передать товары государственному  заказчику либо по его указанию  иному лицу, а государственный  заказчик обязуется обеспечить  оплату поставленных товаров  (ст. 526 ГК). Закон о размещении  заказов содержит более общее  определение государственного и  муниципального контракта: это  договор, заключенный заказчиком  от имени РФ, ее субъекта или  муниципального образования в  целях обеспечения государственных  или муниципальных нужд (ст. 9).

 В качестве  государственных и муниципальных  заказчиков могут выступать (ст. 4 названного Закона): органы государственной  власти РФ или ее субъектов  и органы местного самоуправления, а также уполномоченные ими  на размещение заказов получатели  бюджетных средств (при размещении  заказов за счет бюджетных  средств). Госконтракт заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для госнужд - государственного заказа. Исходя из способов размещения госзаказов, перечисленных в ст. 10 Закона о размещении заказов, поставщиками-исполнителями могут быть: 1) победители торгов (конкурса или аукциона); 2) победители по результатам запроса котировок; 3) единственные поставщики (субъекты естественных монополий, учреждения уголовно-исполнительной системы, органы исполнительной власти и т.п.), принявшие предложение госзаказчика; 4) лица, заключившие контракт по результатам биржевых торгов.

 В предусмотренных  законом случаях заключение государственного  контракта будет являться для  поставщика обязательным при  условии, что государственным  заказчиком будут возмещены все  убытки, которые могут быть причинены  поставщику (за исключением казенного  предприятия) в связи с выполнением  госконтракта. Государственный заказчик обязан заключить госконтракт с лицом, победившим на конкурсе или принявшим заказ к исполнению (ст. 527 ГК). Проект государственного контракта разрабатывается госзаказчиком и направляется поставщику, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Сторона, получившая проект госконтракта, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне, либо при наличии разногласий составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным госконтрактом другой стороне, или уведомляет ее об отказе от заключения госконтракта.

Информация о работе Заключение договора поставки товаров для государственных нужд