Законность и правопорядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Правовой порядок (правопорядок) – это состояние общественных отношений, складывающихся между субъектами государственно-правовой жизни и характеризующихся своей упорядоченностью, внутренней согласованностью на основе норм права.
Признаки правопорядка заключаются в следующем:
- это упорядоченное состояние общественных отношений;
- предусмотрен и реализуется на основ норм права;
- является результатом законности;

Работа содержит 1 файл

Правоведение.doc

— 99.00 Кб (Скачать)


2

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

 

РЫБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. П.А.Соловьёва

 

Тутаевский филиал

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине "Правоведение"

 

Тема работы: «Законность и правопорядок».

 

 

 

 

 

 

Выполнила                          Любова А.В.

                                                                               

Группа                                        ЗЭУ – 04

 

Преподаватель                   Виноградов А.С.

 

Оценка                    ____________________

 

Подпись преподавателя_________

 

Дата «____» ______________ 2005г.

 

         

 

 

 

Тутаев

2005 г.

План работы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Понятие законности и правопорядка.

Правовой порядок (правопорядок) – это состояние общественных отношений, складывающихся между субъектами государственно-правовой жизни и характеризующихся своей упорядоченностью, внутренней согласованностью на основе норм права.

Признаки правопорядка заключаются в следующем:

-         это упорядоченное состояние общественных отношений;

-         предусмотрен и реализуется на основ норм права;

-         является результатом законности;

-         характеризуется соблюдением субъективных прав и юридических обязанностей всеми участниками общественных отношений.

Одна из главных функций государства состоит в охране правопорядка, поскольку это является необходимым условием нормального функционирования общества. Правопорядок представляется как конечный результат реализации правовых норм, обеспечения интересов субъектов государственно-правовой жизни.

Законность – это точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права.

В содержании законности находят свое отражение верховенство права над государством, высшая юридическая сила и прямое действие конституции страны, иерархическая система законодательства, где каждый нормативно-правовой акт принимается на основе и во исполнение вышестоящего и не должен ему противоречить.

Требования законности находят свое выражение в следующем:

-         деятельность государства подчинена предписаниям закона;

-         все участки общественных отношений обязаны соблюдать нормы права, их деятельность должна сообразовываться с законом;

-         законы должны быть правовыми, т.е. не нарушать права человека, соответствовать общим представлениям о моральных и культурных ценностях, приниматься в установленном порядке уполномоченными органами;

-         нормативно-правовые акты принимаются на основе и в соответствии с конституцией.

Основными принципами законности являются:

1)     верховенство права;

2)     приоритет прав и свобод личности;

3)     юридическое равенство и равноправие;

4)     справедливость и гуманизм;

5)     целесообразность и обоснованность юридической ответственности, и т.д.

Реализация законности возможна только в правовом государстве. При этом необходимо создание системы гарантий законности (политических, социально-экономических, и т.д.)

 

 

 

2.      Обеспечение и охрана законности и правопорядка.

Различие между «обеспечением» и «охраной», по моему мнению, состоит в том, что обеспечение законности, правопорядка связано с гарантированием положительной реализации законов (юридических норм), с их упрочением, профилактикой возможных правонарушений, а охрана (защита) законности, правопорядка — с нарушениями последних, с восстановлением законности, правопорядка.

Обеспечение законности, правопорядка. Система обеспечения законности, правопорядка представляет собой структуру мер, направленных на гарантирование (создание условий) положительной реализации законов (юридических норм) как должностными лицами, так и гражданами, на упрочение законности, правопорядка и, наконец, на профилактику нарушений законности, правопорядка, т.е. состоит из трех блоков: а) гарантирование законности, правопорядка, б) упрочение законности, правопорядка, в) профилактика нарушений законности, правопорядка. Такое деление обусловлено характером системы влияющих на функционирование должностного лица и поведение граждан условий и факторов социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными (причем самого разного свойства и содержания — материально-производственные, экономические, политические, духовные, правовые и др.).

Гарантирование и упрочение законности, правопорядка предполагает формирование, создание; и совершенствование, развитие гарантий законности, правопорядка и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, их должностных лиц. Под гарантиям! законности, правопорядка понимаются положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной госструктуры, так и вне ее.

Надзор и контроль за состоянием законности, правопорядка включают: контроль в системе органов государственной власти, в том числе внутриведомственный контроль; конституционный и другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль.

Профилактика нарушений законности, правопорядка означает выявление причин и условий правонарушений, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к правонарушениям. В числе такого рода факторов — экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация профессионального правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности перед законностью и т.д.

Система охраны законности, правопорядка включает выявление несоответствий праву (правовым принципам, международным стандартам) законов и подзаконных нормативных актов, правонарушений в законо(нормо)творчестве и в правоприменении, ин немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты и восстановления права, законности и правопорядка, привлечение к юридической ответственности виновных правонарушителей.

Нарушения законности, правопорядка. На вопрос о том, всякое ли правонарушение должностного лица является нарушением законности, в литературе дается однозначно утвердительный ответ. Однако с позиций предлагаемого нами понимания законности ответ этот не может быть столь однозначно положительным, поскольку не всякое нарушение закона, а тем более подзаконного нормативного акта, можно квалифицировать как нарушение законности. Свидетельством этого служит ряд положений действующего российского законодательства. Например, не влекут отмену приговора суда несущественные нарушения норм уголовно-процессуального законодательства (п. 3 ст. 342 и ст. 345 УПК РСФСР). В Гражданском процессуальном кодексе предусмотрены ситуации, когда нарушение норм процессуального и материального права не является основанием к отмене решения (см. ст. 310 ГПК РСФСР).

На мой взгляд, нарушением законности следует признавать не просто нарушение закона, которое может быть ошибкой в правоприменении, а тенденцию, линию в противозаконном поведении должностного лица.

Нарушениями закона и одновременно нарушениями законности сотрудниками государственных, в том числе правоохранительных органов, органов местного самоуправления, по моему мнению, являются: нарушения норм Конституции и других законов (наиболее распространенным видом здесь выступают нарушения конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и других лиц, незаконное предоставление гражданам и другим лицам льгот и преимуществ, незаконное освобождение граждан и других лиц от несения обязанностей); преступления должностных лиц, совершенные при исполнении служебных обязанностей (получение взятки, злоупотребление должностным положением и др.). В то же время отдельные нарушения закона должностными лицами, как представляется, не следует признавать нарушениями законности, а именно: несущественные нарушения норм закона, например, процедурного характера; преступления и другие правонарушения, совершенные должностными лицами вне связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, т.е. когда они выступают в качестве граждан. Такого рода преступления, к примеру, в практике органов внутренних дел и других правоохранительных органов квалифицируются как чрезвычайные происшествия.

Также  не  являются  нарушениями  законности:   нарушения должностными лицами  норм,  содержащихся  в ведомственных актах; нарушения служебной дисциплины, т.е. нарушения правил несения службы и невыполнение приказов начальников; отдельные случаи проявления грубости, нетактичности, невнимания должностных лиц к людям и т.д., т.е. нарушения норм морали, этики должностного поведения и т.п.

С управленческих позиций организация системы обеспечения и защиты законности, правопорядкам означает, во-первых, определение состояния законности, правопорядка в той или иной структуре государственного аппарата, звене местного самоуправления, во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику правонарушении, защиту законности, правопорядка и их упрочение. Речь идет о планировании, координации, об осуществлении принятых решений и контроле за их выполнением.

Большое теоретическое и практическое значение имеет выработка единых критериев оценки состояния законности, правопорядка, а также системы показателей для ее определения применительно к деятельности государственного аппарата и его отдельных органов, подразделений и служб, звеньев местного самоуправления. Следует знать и уметь пользоваться разнообразными источниками информации о правонарушениях, выявлять их, если они не были учтены официально, к примеру, в статистической отчетности. Для анализа динамики и структуры правонарушений важно выработать методику обнаружения, выявления в ходе инспектирования, контрольных и иных проверок такого рода нарушений со стороны руководителей подразделений.

Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает также: анализ допущенных нарушении законности, причин и условий их совершения, разработку мер по профилактике таких нарушений; совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; включение в перспективные и годовые планы комплексных мер по обеспечению законности в служебной деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения законности в процессе как обучения, так и выполнения служебных обязанностей. Правильно организовать систему защиты и обеспечения законности можно лишь при обязательном учете уровней, иерархии той или иной системы государственных органов, ее внутренних и внешних связей.

Если быть реалистичным, то надо признать, что отраслевая система управления в целом, как и составляющие ее органы и подразделения, не всегда заинтересованы в раскрытии объективной картины состояния законности, тем более и выявлении ее нарушений, т.е. в самоизобличении. Поэтому очень важное значение в защите и упрочении законности имеет внешний по отношению к отраслевой системе надзор и контроль, осуществляемый органами государственной власти, прокуратуры, суда и др. В то же время объективная необходимость упрочения отраслевой системы требует, чтобы с нарушениями законности внутри нее велась борьба собственными силами и средствами. Особую роль и этой связи имеют вышестоящие органы, а также внутриведомственный контроль.

Система обеспечения и охраны правопорядка в целом наряду с системой обеспечения и охраны законности должна быть дополнительно сориентирована на граждан и других физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Конституционная законность и судебный

конституционный контроль.

 

Конституционная законность (конституционность) есть система реально действующего права, предполагающая наличие правовой конституции, ее полное действие, верховенство, прямое действие на всей территории государства обеспечение и охрану (защиту).

Конституционная законность (конституционность) означает следующее.                                            

 

А. Правовой характер самой     конституции как основного (высшего) закона государства.                                                      

Информация о работе Законность и правопорядок