Занятость и безработица: проблемы и пути их решения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Одной из коренных социально-экономических проблем современного развития российского общества является проблема безработицы. Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Понятия: занятость, безработица. Признание граждан Российской Федерации занятыми, безработными
2. Безработица. Уровень безработицы. Сравнительная характеристика занятого и безработного населения по России
3. Типы безработицы
4. Занятость и безработица в Российской Федерации на 2011 год
5. Государственная политика в области содействия занятости населения
Заключение
Приложение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Занятость и безработица в РФ.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

     Основная  задача проводимой высшими органами власти России социальной политики – максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы в 1991 году была создана Государственная служба занятости населения, являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы.

     Основными направлениями деятельности службы занятости населения являются:

  1. регистрация безработных;
  2. регистрация вакантных мест;
  3. трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
  4. изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
  5. тестирование лиц, желающих предложить работу;
  6. профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  7. выплата пособий по безработице.

     Правительственная программа содействия занятости  населения должна опираться на государственную  политику занятости. Согласно российскому  закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. [5]

     В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

     Ни  для кого уже не секрет что сегодня  на рынке труда сложилась довольно таки напряженная ситуация связанная  с мировым финансовым кризисом. Но российское правительство не сидит  в «розовых очках» и не исключает, что ситуация может измениться к худшему, и нужно быть к этому готовым.

     В настоящее время в России примерно 4 млн. человек работают в режиме неполной занятости и считаются  резервом для пополнения армии безработных.

       Российский рынок труда характеризуется интенсивным движением кадров. Ежегодно меняют работу до 14 млн. человек, или каждый пятый работник. Рынок страны является достаточно гибким даже по международным стандартам. О состоянии активности на рынке труда России в 1995 г. Свидетельствуют следующие данные (в млн. человек):

     1. Трудовые ресурсы — всего 84,7 В том числе экономически активное  население 72,8

     2. Спрос на рабочие места: занятые  67,1   безработные 5,7

     3. Экономически неактивное население 9,8

     В том числе обучающиеся с отрывом  от производства, занятые в домашнем хозяйстве и др. 7,9

     Сегодня экономисты изучают безработицу  для определения ее причин, а также  для совершенствования мер государственной  политики, влияющих на занятость. Некоторые  из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов (в отличие от профсоюзных лидеров) считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.[4]

     Проблема  безработицы нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.

     Регулирующая  роль государства должна состоять в  постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и  приоритетов занятости в программах экономических преобразований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В Росси идет формирование конкретных механизмов государственного регулирования  рынка трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон  о занятости, создана государственная  служба занятости, развертывается система  переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Впрочем, пока два последних индикатора являются в России (в отличие от высокоразвитых стран с рыночной экономикой) лишь условными показателями. Дело в том, что минимальная заработная плата установлена на столь низком уровне, что любая – даже откровенно грабительская ставка – легко укладывается в этот норматив.

     Хочется закончить работу словами Стадса Теркеля из книги «Тяжелые времена»: «Работа дает надежду на материальное и социальное продвижение. Она обеспечивает детям более благоприятный старт в жизни. Она означает единственный честный способ жить не так бедно, как родители. Она помогает преодолевать расовые и другие социальные барьеры. Короче говоря… работа – это пропуск к свободе и к лучшей жизни. Лишить людей работы это значит вычеркнуть их из нашего общества». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1. 

 
 
 

Приложение  №2.

Приложение  №3.

 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
  2. Глазырин В.В., Надвикова В.В., Сытинская М.В., Шкатула В.И.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации - М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  3. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С.: Экономическая теория. Учебник для вузов. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ; Питер, 2008.
  4. Ресурсы Интернет.
  5. Российская газета № 237 (4794) за 19.11.2011, № 241 (4798) за 25.11.2011, № 245 (4802) за 28.11.2011.
  6. Ханчук Н.Н.: Экономика для неэкономистов: Учебник [Электронный ресурс] / Н.Н. Ханчук – 76,9 Мб – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002 CD-ROM

Информация о работе Занятость и безработица: проблемы и пути их решения в России