Защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период - законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. 6
1.1. Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей 6
1.2. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей» 9
1.3 Роль государства в защите прав потребителей 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ г.Иркутска 17
2.1 Общее положение отдела защиты прав потребителей в г. Иркутске. 17
2.3 Прогноз обращений в защиту прав потребителей г. Иркутска на 2010-2011г. 20
Глава 3. Проблемы в ЗПП и пути их решения 22
3.1 Проблемы в системе защиты прав потребителей 22
3.2 Пути решения проблем защиты прав потребителей 24
Заключение 25
Список использованной литературы: 30

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 57.08 Кб (Скачать)

Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре.

Сроки предъявления требований по поводу недостатков  товара.

Право потребителя на обмен товара надлежащего  качества.

Права потребителя при обнаружении  недостатков в выполненной работе (оказанной услуге)

 Право  потребителя на расторжение договора  о выполнение работы.

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).

      Если  вы считаете, что ваши права нарушены, вы всегда можете обратиться в общественную организацию потребителей, если таковая  есть в вашем городе или районе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ г.Иркутска

2.1 Общее положение отдела защиты  прав потребителей в г. Иркутске. 

Стандарт  муниципальной услуги разработан в  соответствии с Планом реализации мероприятий  по реформированию муниципальных финансов города Иркутска на 2009-2010 (2009-2011) годы, утвержденным постановлением мэра города Иркутска от 30.03.2009 № 031-06-1157/9-1 с изменениями  от 18.03.2010 № 031-06-673/10.

       Настоящий Стандарт распространяется  на муниципальную услугу «Предоставление  консультаций по вопросам защиты  прав потребителей, оказание правовой  помощи в составлении претензий,  исковых заявлений» (далее – Услуга), предоставляемую населению города  Иркутска органом местного самоуправления, включенную в Реестр (перечень) муниципальных  услуг города Иркутска, по которым  производится учет потребности  в их предоставлении.

           Стандарт устанавливает  обязательные требования, обеспечивающие необходимый уровень качества и  доступности Услуги в целом, а  также на каждом этапе ее предоставления, включая обращение за муниципальной  услугой,  оформление и регистрацию, получение Услуги, оценку качества  Услуги и рассмотрение жалоб (претензий) получателей Услуги.

           Единица измерения  Услуги – 1 обращение.

           Предоставление Услуги осуществляется бесплатно.

            Основными целями  разработки и применения настоящего  стандарта являются:

           - обеспечение качества  и доступности Услуги;

           - определение измеряемых  требований к качеству и доступности  Услуги;

           - обеспечение возможности  обращения в орган, оказывающий  Услугу, с заявлением об оказании  Услуги в письменном виде или  с использованием информационных  технологий;

           - повышение эффективности  деятельности органа местного  самоуправления.

       Нормативные правовые акты, непосредственно  регламентирующие предоставление  муниципальной Услуги:

           - Конституция Российской  Федерации;

           - Гражданский кодекс  Российской Федерации;

           - Закон Российской  Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

           - Федеральный закон  Российской Федерации от 02.05.2006 года  № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения  обращений граждан Российской  Федерации»;

           - Иные федеральные  законы и нормативные правовые  акты, регулирующие отношения в  области защиты прав потребителей;

           - Устав города  Иркутска, принятый решением городской  Думы г. Иркутска от 20.05.2004 №  003-20-430537/4;

           - Положение о комитете  по потребительскому рынку администрации  г. Иркутска, утвержденное распоряжением  мэра г. Иркутска от 24.03.2006  №  031-10-293/6;

           - Положение об  отделе защиты прав потребителей  управления бытового обслуживания, общественного питания и защиты  прав потребителей комитета по  потребительскому рынку администрации  г. Иркутска, утвержденное распоряжением  мэра г. Иркутска от 24.03.2006  №  031-10-293/6;

            Орган, ответственный  за организацию предоставления  Услуги, – отдел защиты прав  потребителей управления бытового  обслуживания, общественного питания  и защиты прав потребителей  комитета по потребительскому рынку администрации города Иркутска (далее – Отдел). Отдел находится по адресу: г. Иркутск, ул. К. Маркса, 37; тел.: 520-207; факс: 520-220; E-mail: otd_zpp@goradm.irkutsk.ru.

       Соблюдение настоящего стандарта муниципальной услуги должно обеспечиваться в соответствии с административным регламентом муниципальной услуги. 

2.2 Статистические  данные обращений в отдел защиты  прав потребителей

     На  основе годовых отчетов отдела защиты прав потребителей, можно составить диаграмму. Она отражает основную структуру обращений потребителей по видам деятельности: торговля, бытовые услуги, коммунальные услуги, услуги риелторов, услуги кредитования, услуги связи, деловое строительство и прочее.

     На  рис.1 мы можем увидеть, что большую  часть обращений, составляет обращение  в сфере торговли. 

    
 
 

 В таблице  №2 мы можем увидеть всю структуру  обращений с 2005 по 2009г

Вид деятельности 2005 год % 2006 год % 2007 год % 2008 год  %  
Торговля 73 72 65 72 67
Бытовые услуги 13 11 13 14 14
Коммунальные  услуги 3 2 3 2 3
Услуги  риэлторов 3 3 2 1 2
Услуги  кредитования 1 1 2    
Связь 1 6,5 3 1 2
Деловое строительство 1 3 2 2 4
Прочие  виды деятельности 5 6,5 8 6 6
Количество  обращений всего 4406 5129 5578 5000 3600

    
 

  2.3 Прогноз обращений в защиту прав потребителей г. Иркутска на 2010-2011г.

    На основе имеющиеся данных на период 2005-2009г, мы можем составить прогноз на последующие два года. Было отмечено, что в 2005г – 4406 обращений; в 2006г – 5129 обращений; 2007г – 5578 обращений; 2008г – 5000 обращений; в 2009г – 3600 обращений. 

    

На графики  мы видим, что Количество обращений в отдел защиты прав потребителей Иркутска в 2009 году снизилось в сравнении с 2008 годом. Снижение обусловлено тем, что в 2009 году в Иркутске граждане приобретали значительно меньше товаров. В прогнозируемых нами годах мы можем отследить то, что  количество обращений потребителей снизится. А значит прогноз весьма положительный. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Проблемы в ЗПП  и пути их решения

3.1 Проблемы  в системе защиты прав потребителей

     В настоящее время к большой  радости потребителя предлагается огромный выбор товаров, услуг и  работ. Однако, к сожалению, производители, изготовители, продавцы чаще всего  в погоне за максимумом выгоды, предоставляют  минимум качества потребителю.

     Одним из распространенных нарушений прав потребителей на рынке товаров является предоставление недостоверной информации относительно предлагаемых товаров  покупателям.

     Особенно  сильно эту тенденцию можно проследить на мебельном рынке, на рынке пластиковых  окон, когда рекламные вывески  повествуют о качественных кухнях и  окнах из Италии, гостиной мебели из Германии и так далее. Но в большинстве  случаев даже при поверхностной  проверке документов оказывается, что  сырье для мебели берется из ближайших  производственных фирм, а собирают её в том, же магазине, где расположена  вывеска.

     Ст. 8 ФЗ «О защите прав потребителей» дает право потребителям требовать достоверной  информации о предоставляемых товарах, работах и услугах, а также  предусматривает ответственность  за неисполнение такой обязанности, в том числе и за недостатки товаров, работ и услуг, которые  возникли вследствие недостоверной  информации (п.1-4 ст.18 и п.1 ст.29 ФЗ).

     Также наблюдаются серьезные нарушения  и относительно качества товаров. В  этом случае потребитель вправе потребовать  полного возмещения убытков, причиненных  ему вследствие продажи товара ненадлежащего  качества. В результате нарушений  существующих на рынке пищевых товаров  причиняется большой вред здоровью потребителя. Если столкнулись с  подобными нарушениями в Челябинской  области можно обратиться в Центр  гигиены и эпидемиологии, расположенный  по адресу: г. Челябинск, ул. Ферросплавная д.8, а также в суд, тем более что кроме гражданской ответственности, законодатель предусматривает также и уголовную.

     Что касается гражданской ответственности, то гражданин, право которого, как  потребителя нарушено, имеет полное право обращаться за судебной защитой  и взыскивать материальный и моральный  ущерб, в полном соответствии с действующим  гражданским законодательством.

     Также большое количество нарушений можно  встретить и на рынке предоставления услуг или выполнения работ. Например, часто обращаются потребители, поручившие по договору Исполнителю изготовить окна или двери, а Исполнитель  нарушает срок. В этом случае можно  смело требовать выплаты законной неустойки (п.5 ст.28 ФЗ она составляет 3%). Кроме того, чтобы уклониться от ответственности Исполнители  высылают своим клиентам уведомления  о том, что фирма либо закрывается, либо вообще просто съезжают со своего юридического адреса и потребитель  не знает куда обращаться. Если столкнулись  с такой ситуацией, то можно обратиться в милицию.

             В любом случае нарушений Ваших прав и свобод согласно ст. 46 Конституции РФ Вам гарантируется их судебная защита.

     Самой большой проблемой до сих пор остается то, что граждане не знают о всех своих правах, иногда пассивно относятся к ущемлению своих прав и ленятся обращаться за защитой в муниципальные комитеты по защите прав потребителей, которые оказывают юридическую помощь совершенно бесплатно.

     До  сих пор многие граждане не требуют  заключения договора об оказании услуг, не сохраняют чеки после покупок, что затрудняет защиту их прав в  суде. Появилось также много "предпринимателей", которые оказывают различного рода услуги как физические лица, как  частники. Рычагов воздействия в  таком случае на недобросовестного  продавца товаров и услуг нет.

     Претензии к таким лжепредпринимателям  трудно предъявить. Во-первых, обычно с  ними не заключаются письменные договоры; во-вторых, если мастер, например, устанавливал двери как физическое лицо, то на его отношения с клиентом не распространяются действия Закона "О защите прав потребителей", так как закон регулирует отношения  только между предпринимателями  и юридическими лицами с одной  стороны и гражданами

      Всем  понятно, что на рынке сталкивается продавец-профессионал и потребитель-дилетант. А в чью пользу обычно заканчивается  «матч» дилетантов с профессионалами  – понятно. Конечно, многое зависит  от нас, потребителей. Насколько грамотно мы будем себя вести в различных  потребительских ситуациях, насколько  хорошо мы знаем свои права –  все это влияет на наше положение  на рынке.

Информация о работе Защита прав потребителей