Анализ особенностей женской речи

Автор: a****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении и определении гендерных особенностей женского речевого поведения в процессе общения (на примере форумов, посвящённых книгам «Одиннадцать минут» и «Алхимик»).
Объектом исследования является речь и речевая деятельность человека.
Предмет исследования – женская речь.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Изучение истоков возникновения и особенностей развития гендерной лингвистики; гендерных исследований в отечественной лингвистике.
Исследование особенностей женского речевого поведения.
Определение степени значимости биологических особенностей и социальных стереотипов женской речи.

Работа содержит 1 файл

Особенности женской речи.docx

— 60.01 Кб (Скачать)
="justify">     Понятие гендер означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин.

     Гендер  создается (конструируется) обществом  как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.).

     Понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление «мужского» и «женского» и подчинение женского начала мужскому началу.

     Теория  социального конструирования  гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.). Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли.

     Все лингвистические исследования гендера  взаимообусловлены и взаимодополняемы, тем не менее можно выделить несколько основных направлений развития лингвистической гендерологии в российском языкознании: социо- и психолингвистическое, лингвокультурологическое, коммуникативно-дискурсивное.

     В практической части курсовой работы рассматривались особенности реализации женской речи при общении на форумах.

     Анализ  речи женщин показал, что она отличается от мужской на всех трех уровнях  языка: фонетическом, морфологическом  и лексическом. Что касается содержательной стороны, то темы разговоров, предлагаемые мужчинами, касаются их профессиональной деятельности, т.е. в мужской речи, по сравнению с женской, обнаруживается более сильное влияние фактора «профессия». Это проявляется, в частности, в тенденции широкого употребления при непринужденном общении профессиональных терминов. Особенно это касается лиц, занимающихся актерским мастерством: певцов, танцоров, актеров, режиссеров, которые очень любят говорить о своем творчестве.

     Были  установлены, например, некоторые отличительные  черты женского речевого поведения:

     - женщины чаще прибегают к уменьшительным  суффиксам;

     - для женщин более типичны косвенные  речевые акты; в их речи больше  форм вежливости и смягчения, например, утверждений в форме вопросов, иллокуции неуверенности при отсутствии самой неуверенности.

     - в речевом поведении женщин  отсутствует доминантность, они  лучше умеют слушать и сосредоточиться на проблемах собеседника;

     - в целом речевое поведение  женщин характеризуется как более  "гуманное". 
Однако именно этот факт, на взгляд представителей феминистской лингвистики, имеет при общении в смешанных группах отрицательные последствия для женщин. Их предупредительное, неагрессивное и вежливое речевое поведение укрепляет сложившиеся в обществе пресуппозиции и ожидания того, что женщины слабее, неувереннее и вообще менее компетентны.

     Таким образом, важность особенностей языка, его выразительных средств в  целом и выразительных средств  для концепта пола и связанных  с ним семантических областей чрезвычайно важна. 
 

 

Список  использованной литературы:

  1. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. М., 2001.
  2. Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы. М., 1980.
  3. Бондалетов В.А. Социальная лингвистика. М., 1987. [С. 3-96, 112-158].
  4. Вайнрайх У. Языковые контакты: Состояние и проблемы исследования. Киев, 1979.
  5. Вейлерт А. А. О зависимости количественных показателей единиц языка от пола говорящего лица // Вопросы языкознания. N 5. 1976. С. 138-143.
  6. Гомон Т. В. Исследование документов с деформированной внутренней структурой : дис. … канд. юрид. н. / Т. В. Гомон. – М., 1990. – 148 с.
  7. Горошко Е. И. Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ). Дис. ... канд. филол. наук. М., 1996. 138 с.
  8. Горошко Е. И. Особенности мужского и женского стиля письма // Гендерный фактор в языке и коммуникации. Иваново, 1999. С. 28-41.
  9. Горошко Е. И. Языковое сознание: гендерная парадигма. — М.: 2003.
  10. Гриценко Е. С. Язык. Дискурс. Гендер. — Н.Новг.: 2005.
  11. Земская Е. А., Китайгородская М. А., Розанова Н. Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. Под Ред. Е. А. Земской и Д. Н. Шмелева. — М.: 1993. — С. 90-136.
  12. Каменская О.Л. Гендергетика - междисциплинарная наука. // Тезисы докладов Второй Международной Конференции "Гендер: язык, культура, коммуникация", МГЛУ, Москва, 22-23 ноября 2001г., - М: МГЛУ, 2001, с.с. 62-63.
  13. Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999. 189 с.
  14. Крейдлин Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации: культурно-универсальные и культурно-специфические особенности невербального коммуникативного поведения // Гендер: язык, культура, коммуникация: Материалы Третьей Международной конференции. – М., 2003. С. 67-69.
  15. Крейдлин Г. Е. Просодика, семантика и прагматика невербального коммуникативного поведения: жесты, позы и знаковые телодвижения женщин и мужчин // Гендер: язык, культура, коммуникация: Доклады Второй Международной конференции. – М., 2002. С. 14–26.
  16. Крючкова Т. Б. Некоторые экспериментальные исследования особенностей использования русского языка мужчиной и женщиной // Проблемы психолингвистики. М., 1975. С. 186-200.
  17. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998

Информация о работе Анализ особенностей женской речи