Автоматизированная система планирования и регулирования пассажарских перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:30, доклад

Описание работы

Система «Экспресс» была разработана как автоматизированная система управления продажей билетов и бронированием мест на поезда дальнего следования. Первая ее модификация введена в эксплуатацию в 1972 г. на базе Московского железнодорожного узла. Основные функции, выполняемые системой, состояли в централизованном учете мест, печатании проездных документов, составлении финансовой и статистической отчетности о работе касс. В 1982 г. началось внедрение типовой АСУ «Экспресс-2».

Работа содержит 1 файл

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ.docx

— 130.04 Кб (Скачать)
 

 АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ  СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ  И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК  

   3.1. Автоматизированная  система управления  «Экспресс»  

   Система «Экспресс» была разработана как  автоматизированная система управления продажей билетов и бронированием  мест на поезда дальнего следования. Первая ее модификация введена в эксплуатацию в 1972 г. на базе Московского железнодорожного узла. Основные функции, выполняемые системой, состояли в централизованном учете мест, печатании проездных документов, составлении финансовой и статистической отчетности о работе касс. В 1982 г. началось внедрение типовой АСУ «Экспресс-2». На Российских железных дорогах функционировало 14 взаимодействующих между собой вычислительных комплексов «Экспресс», а всего в странах СНГ и Балтии действовало 27 центров. В соответствии с Программой информатизации железнодорожной отрасли осуществлен поэтапный переход железных дорог на более производительную АСУ «Экспресс-3», который был закончен в 2005 году.

   АСУ «Экспресс-3» является человеко-машинной системой коллективного пользования, включающей совокупность административных, технологических, программных и  технических средств, позволяющих  производить в реальном масштабе времени как обслуживание пассажиров, так и управление пассажирскими  перевозками, и относится к информационно-управляющей  системе. В структурном плане  система представлена Головным региональным центром и региональными центрами «Экспресс».

   Региональный  центр «Экспресс» Московской железной дороги является Головным центром системы  «Экспресс-3». Он выполняет задачи по обслуживанию поездов своего региона, а также обеспечивает создание и  ведение аналитической базы данных по пассажирским перевозкам в масштабе всей сети РЖД.

   Каждый  региональный центр системы «Экспресс» хранит информацию о поездах, отправляющихся с региона. При необходимости  получить информацию о поездах других дорог происходит взаимодействие систем «Экспресс» между собой, что обеспечивает выдачу клиенту требуемой информации.

   Система «Экспресс-3» должна решить проблему автоматизации основных технологических  процессов пассажирского хозяйства  и создать в конечном итоге  на дорогах механизм управления пассажирскими  перевозками. В соответствии с функциональной направленностью деятельности технологических  звеньев пассажирского комплекса  в АСУ «Экспресс» созданы, внедрены и развиваются восемь подсистем:

   1)   автоматизированная подсистема «билетно-кассовых операций» (БКО): автоматизация процессов оформления и учета проездных документов во внутригосударственном, международном и пригородном видах сообщений;

   2)   автоматизированная информационно-справочная подсистема «ЭКАСИС»: информационно-справочное обслуживание пассажиров (расписание и маршруты поездов, стоимости проезда, возможность обеспечения поездки без пересадки и т. д.);

   3)   автоматизированная подсистема нормативно-справочной информации «РАСПИСАНИЕ»: ведение классификаторов, эталонных и рабочих файлов поездов, справочных таблиц составление служебных расписаний;

   4)   автоматизированная подсистема финансового, статистического учета и взаиморасчетов за пассажирские перевозки «ЭФИС»: автоматизация процессов составления финансовой и статистической отчетности о перевозках пассажиров, корпоративной отчетности ОАО «РЖД» о доходных поступлениях и доходах по основным и прочим видам деятельности пассажирского комплекса, взаиморасчеты РЖД;

   5)   автоматизированная подсистема управления багажной работой «ЭСУБР»: автоматизации технологических процессов перевозки багажа, грузобагажа и почты;

   6)   автоматизированная подсистема управления парком пассажирских вагонов АСУ ПВ: процессы планирования потребности дорог в пассажирских вагонах, прогноз плановых видов ремонта (капитальных и деповских), слежение за качеством ремонтов, контроль браков в поездной и маневровой работах, ведение отчетности о наличии и использовании вагонов;

   7)   автоматизированная подсистема «СЕРВИС»: обеспечение взаимодействия системы «Экспресс» с другими (не железнодорожными) системами резервирования мест, бронирование мест в гостиницах, заказ такси и др.;

   8)   автоматизированная подсистема регулирования пассажирских перевозок АСУ-Л: информационно-аналитическое обеспечение процесса управления пассажирскими перевозками с учетом меняющейся конъюнктуры спроса на перевозки.

   В рамках системы «Экспресс» создана  и функционирует аналитическая  база данных (АБД), отражающая, в масштабе времени близком к реальному, информацию о процессах продажи  проездных документов и нормативно-справочные данные по поездам дальнего следования. Использование АБД в практической деятельности железных дорог позволяет  на качественно новом уровне планировать  работу пассажирского комплекса, организовывать процесс перевозочной работы и осуществлять контроль за эффективностью использования  пассажирского подвижного состава.

 

   3.2. Идеология создания и этапы внедрения подсистемы  планирования и регулирования пассажирских перевозок  

   Подсистема  планирования и регулирования пассажирских перевозок (АСУ-Л) начала разрабатываться  в рамках системы АСУ «Экспресс-2». Для сетевого и дорожного уровня управления за отчетный месяц система  «Экспресс» формировала справки, позволяющие  определять динамику эксплуатационных показателей и доходных поступлений  по местному и прямому видам сообщений. Характеристика эксплуатационной работы поездов дальнего следования была представлена в АРМах «Автоматизированная  система учета и контроля населенности поездов» и «Система показателей, связанных  с перевозкой пассажиров в поездах  дальнего следования».

   Переход России на рыночные принципы хозяйствования поставил перед пассажирским транспортом  новые задачи, решить которые без  коренного изменения в системе  информатизации отрасли было невозможным. Значение и области применения информационных технологий стали намного шире, увеличились  требования к объемам информации, необходимым для выработки управленческих решений. Нацеленность на увеличение доходности пассажирского комплекса за счет роста конкурентоспособности с  другими видами транспорта и необходимость  снижения эксплуатационных расходов обусловили принципиальное изменение идеологии  формирования базы данных АСУ «Экспресс». Был осуществлен поэтапный переход  дорог на новые технические средства АСУ «Экспресс-3», и введена в  действие аналитическая база данных, позволяющая на качественно новом  уровне разрабатывать информационные технологии в сфере управления пассажирскими  перевозками. На современном этапе  АСУ-Л является системой поддержки  принятия решений и выполняет  задачи накопления, анализа, обработки, контроля и оценки эксплуатационных и экономических показателей  перевозок пассажиров и работы подвижного состава (рис. 3.1). Этапы развития АСУ-Л  и возможности решаемых задач  на каждом уровне представлены в табл. 3.1.

   На  третьем этапе АСУ-Л должна стать  информационно-управляющей системой пассажирских перевозок и обеспечивать выполнение функций проведения причинно-следственного  анализа убыточности работы поездов, прогноза пассажиропотока для оперативного и долгосрочного планирования, моделирования  работы подвижного состава. Решающая роль в стратегии совершенствования  работы пассажирского комплекса  отводится информатизации (рис. 3.2).

   На  современном этапе информационные технологии АСУ-Л:

   ·          обеспечили оперативный доступ пользователей к информации АБД, характеризующей качество использования подвижного состава и объемы выполненной эксплуатационной работы по железнодорожным направлениям, железным дорогам, поездам, группам и типам вагонов;

   ·          создали информационную базу проведения маркетингового анализа рынка пассажирских перевозок;

   ·          обеспечили процессы контроля за использованием производственного потенциала пассажирского комплекса;

   ·          решили вопросы оперативного отслеживания экономической эффективности назначения пассажирских поездов дальнего следования.  

   Таблица 3.1

Этапы внедрения АСУ-Л  

Этапы Назначение Возможности и уровни решаемых задач
I Информационно-справочное обеспечение процессов управления

перевозками

Разработана и внедрена на железных дорогах технология автоматизации  получения отчетных данных об объемах  пассажирских перевозок, использовании  перевозочных средств, доходных поступлениях
II Система поддержки  принятия решений Созданы методическая, технологическая, информационные базы системы аналитического анализа  пассажирских перевозок. Внедрены в  постоянную эксплуатацию новые информационные технологии, обеспечивающие проведение маркетинговых исследований, оперативной  оценки качества использования подвижного состава, прогнозирования объемов  перевозок, отслеживания экономической  эффективности назначения поездов
III Информационно-управляющая система Автоматизация процессов  проведения причинно-следственного  анализа убыточности работы поездов  и вагонов; прогноза пассажиропотоков; моделирования работы подвижного состава; выработки и принятия управленческих решений в сфере управления пассажирскими  перевозками
 

 

   В соответствии с международными принципами менеджмента комплексы АСУ-Л относятся  к инновациям в области пассажирского  транспорта. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1993 г. в итальянском городе Фраскати принят документ международного стандарта (Россия является членом ОЭСР), разграничивающий сущность понятий «новшество» и «инновация».   

  

Рис. 3.1. Комплексы  задач АСУ-Л  

   Новшество − оформленный результат фундаментальных прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; научных подходов или принципов; ноу-хау, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. д.), результатов маркетинговых исследований и т. д. Вложение инвестиций в разработку новшества − половина дела. Главное − внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т. е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты. Инновация − конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического и другого вида эффекта.

  

Рис. 3.2. Основные направления совершенствования  пассажирского комплекса  

   Инновационная деятельность − это процесс по организации и выполнению стратегического маркетинга, НИОКР, производству и оформлению новшеств, их внедрению и распространению в другие сферы.

   Интегральный  эффект от внедрения новых информационных технологий АСУ-Л на РЖД выражается через экономическую, научно-техническую, социальные составляющие. Создание новых технологий направлено на повышение степени автоматизации процессов управления пассажирскими перевозками, обеспечение функционирования единого аналитического центра сбора информации о состоянии транспортного рынка и использовании перевозочных средств, интенсификацию процедур обработки первичных данных и организацию доступа пользователей всех уровней управления пассажирского комплекса к информации АБД АСУ «Экспресс».

Информация о работе Автоматизированная система планирования и регулирования пассажарских перевозок