Автоматизированная система планирования и регулирования пассажарских перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:30, доклад

Описание работы

Система «Экспресс» была разработана как автоматизированная система управления продажей билетов и бронированием мест на поезда дальнего следования. Первая ее модификация введена в эксплуатацию в 1972 г. на базе Московского железнодорожного узла. Основные функции, выполняемые системой, состояли в централизованном учете мест, печатании проездных документов, составлении финансовой и статистической отчетности о работе касс. В 1982 г. началось внедрение типовой АСУ «Экспресс-2».

Работа содержит 1 файл

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ.docx

— 130.04 Кб (Скачать)

   Социальный  эффект выражается через систему качественных характеристик:

      1) комплексы задач АСУ-Л позволяют проводить конъюнктурный и статистический анализ реализованного спроса на услуги пассажирского транспорта в сетевом и локальном масштабах и на их базе принимать обоснованные решения, направленные на максимальное удовлетворение требований пассажиров к поездке;

      2)     информационные технологии АСУ-Л решили задачу информационно-аналитического обеспечения оперативно-диспетчерского аппарата и маркетинговых отделов, потенциально обусловили деятельность этих структур на современные принципы менеджмента:

      §  мобильность, т. е. проведение принятых решений в строго установленные сроки;

      §  гибкость, т. е. способность в случаях изменения рыночной ситуации расширить или сузить область аналитического анализа;

      §  маневренность, т. е. умение адекватно реагировать на неопределенность внешней среды и действие случайных факторов.

   Экономический эффект оценивается через систему показателей, характеризующих снижение эксплуатационных расходов на организацию пассажирских перевозок, повышение доходов за счет максимального удовлетворения требований пассажиров на услуги транспорта и расширения спектра дополнительных услуг на вокзалах и в поездах. Экономический эффект подсистемы АСУ-Л определяется путем умножения укрупненной стоимостной оценки измерителя эксплуатационной работы   на величину, характеризующую количественной изменение этого измерителя  , т. е. сокращение затрат:

    ,                                 (3.1)

где   − величина i-го измерителя в базовом периоде до внедрения АСУ-Л;    − величина i-го измерителя в расчетном периоде.

   Управление  пассажирскими перевозками − это непрерывный, целенаправленный организационно-технический и социально-экономический процесс, осуществляемый с помощью различных методов и технических средств и призванный обеспечить повышение качества транспортных услуг, удовлетворение рыночного спроса на перевозки и устойчивое функционирование железных дорог в условиях конкуренции с другими видами пассажирского транспорта. Выработка управляющего решения составляет одну из главных задач процесса управления. Переход на рыночную систему хозяйствования с ее жесткими требованиями к конечным результатам, дифференциация спроса клиентов на транспортные услуги многократно повысили роль и практическую значимость информационного обеспечения управления. Экономико-эксплуатационный анализ в системе управления пассажирскими перевозками выполняет связующую функцию между получением информации и принятием решений (рис. 3.3). Глубина и достоверность выводов и рекомендаций зависят от того, насколько полно и адекватно полученная информация отражает состояние анализируемого объекта или среды, в которой он функционирует.   

Рис. 3.3. Процессы принятия управленческих решений при  локальных, сетевых и комплексных  проблемах пассажирского железнодорожного транспорта  

   Главная цель анализа − подготовить варианты управленческих решений, направленные на повышение эффективности работы исследуемого объекта и его устойчивое функционирование в сложившейся ситуации.

   Промежуточные цели анализа могут быть самыми разнообразными, но в общем виде они сводятся к выявлению недостатков или «узких мест» в процессе организации перевозок, исследованию закономерностей, присущих рассматриваемому объекту, типичности средних, причин отклонений от планов и нормативов и их влияния на итоговые результаты деятельности железных дорог.

   Предмет анализа − результаты эксплуатационной работы сети, железных дорог, крупных узлов и других объектов, обеспечивающих перевозку пассажиров во внутреннем сообщении.

   В содержание анализа входят: процессы получения информации из АБД АСУ «Экспресс» об исследуемом объекте, предварительная оценка его работы на основе количественных и качественных показателей, выявление «узких мест» и слабых звеньев с выделением влияния зависящих и не зависящих от данного объекта факторов, обобщение результатов и выработка управленческих решений.

   Аналитическая база данных формируется из внутриотраслевых и внешних источников. Основными  источниками внутренней информации являются:

    ·     данные о продаже, гашении, возврате, бронировании мест на поезда дальнего следования; нормативно-справочная информация, получаемая из эталонных и рабочих файлов (календари курсирования поездов, схемы составов, оперативные корректировки в графике движения и т. д.);

    ·     показатели отчетности формы 6-жел о расходах железных дорог в части дальнего сообщения и расходах филиалов ОАО «РЖД» по капитальному ремонту локомотивного и вагонного парка;

    ·     данные отраслевой отчетности ЦО-1, ЦО-4, ЦО-5, ЦО-22 Экспресс (по утвержденному перечню).

   На  современном этапе система управления пассажирскими перевозками не может  эффективно функционировать в условиях информационной изоляции от внешней  среды. Знание конъюнктуры транспортного  рынка, его потенциала и вектора  развития − это неотъемлемые составляющие в построении фундамента стратегического  маркетинга и оперативного управления. Однако если функции сбора в едином аналитическом центре информации о  состоянии и использовании технического потенциала пассажирского комплекса  РЖД автоматизированы и внедрены в промышленную эксплуатацию, технологии, обеспечивающие процессы информационного обмена о состоянии внешней среды, находятся в стадии разработки.

   Процесс создания теоретических и методических основ функционирования аналитической  базы данных АСУ «Экспресс» включал  этапы:

    ·     определения общей потребности в информации для обеспечения функций и задач, возникающих в процессе управления пассажирскими перевозками;

    ·     обоснования объемов, содержания, видов и периодичности анализа;

    ·     определения источников и каналов информационного обмена;

    ·     разработку системы показателей, характеризующей использование пассажирского вагонного парка и системы показателей работы железных дорог, связанных с перевозкой пассажиров в поездах дальнего следования;

    ·     устранение дублирования информации на базе исследования взаимосвязи аналитических задач.

   Принципиальная  основа информационно-аналитического обеспечения процесса управления пассажирскими  перевозками – создание и функционирование программно-сегментированных баз данных, которые увязывают в единый комплекс целевые параметры управленческих решений определенного класса с условиями, в которых функционирует управляемый объект. Информационные блоки АБД обеспечивают получение эксплуатационных и экономических характеристик для проведения причинно-следственного анализа по объектам:

    ·     физический вагон и группа вагонов, включенные в состав поезда;

    ·     типы вагонов;

    ·     поезда местного сообщения;

    ·     поезда прямого сообщения;

    ·     группа поездов на заданном железнодорожном направлении;

    ·     железная дорога;

    ·     сеть РЖД.

   По  назначению представленная в АБД информация делится на следующие классы:

    ·     нормативно-справочная, которая используется как вспомогательная в процессе принятия управленческих решений;

    ·     аналитическая, которая дает возможность выполнять причинно-следственный анализ качества использования подвижного состава, обеспечивает процессы моделирования и выявления взаимосвязей при организации перевозочного процесса;

    ·     рекомендательная, которая используется в процессе технического планирования перевозок и при подготовке мероприятий, связанных с оперативной корректировкой схем составов, размеров движения поездов и передислокаций рабочего парка вагонов;

    ·     сигнальная, которая обеспечивает возможность гибкого реагирования и своевременного принятия управленческих решений в зависимости от сложившейся эксплуатационной ситуации на железнодорожных направлениях, дорогах и в крупных узлах в периоды роста и спада пассажиропотоков (табл. 3.2).  

   Таблица 3.2  

Принципы  группировки информации АБД АСУ «Экспресс»  
по назначению 
 

Тип

информации

Назначение Режим

получения

Программно-аналитический  комплекс
Нормативно-справочная Процессы принятия решений в системе оперативного управления перевозками, стратегического  и оперативного маркетинга, анализа  и планирования работы пассажирского  комплекса Оперативный «Населенность», «Ход продажи»
Статистический «Поезд-мониторинг», «Информация  
о поезде»
Аналитическая Процессы моделирования  и исследования характера формирования пассажиропотоков, оценка использования  подвижного состава и экономических  результатов курсирования поездов Оперативный «Справка-доклад», «Справка 3960», «Корреспонденции»
Статистический «Поезд-мониторинг», «Эффективность»
Рекомендательная Процессы подготовки решений по изменению схем составов, периодичности курсирования и размеров движения поездов Оперативный «Населенность», «Отчет  
о свободных 
местах»
Статистический «Эффективность»
Сигнальная Краткосрочный прогноз пассажиропотоков, анализ отклонений от выполнения плана, мониторинг использования  вагонного парка Оперативный «Отчет о свободных  местах», «Справка-доклад», «Ход продажи»
Статистический «ЦО-22 Экспресс». «Эффективность»
 

 

   Пользователями  аналитической отчетности АСУ-Л «Экспресс» являются специалисты сетевого, дорожного, отделенческого, линейного уровней управления, в компетенцию которых входит решение вопросов маркетинга перевозок, организации работы пассажирских станций и вокзалов, планирования работы подвижного состава, оперативно-диспетчерского управления, составления графика движения поездов, нормирования эксплуатационной работы.

   Специалисты сетевого уровня управления пассажирскими перевозками, отвечающие за вопросы маркетинга, начинают аналитический анализ деятельности филиалов и подразделений пассажирского комплекса с логической детализации, то есть с детализации итоговых результатов, переходя от общих характеристик к более частным. Второе направление дедуктивного анализа структурная детализация. Ее цель − оценка вклада каждого подразделения в общие результаты и выявление слабых и сильных сторон деятельности анализируемых объектов, а также определение резервов на всех этапах технологического процесса организации пассажирских перевозок. Решение вопросов стратегического развития пассажирского комплекса базируется на индуктивном методе анализа, т. е. на обобщении выводов и характеристик, которые аналитик делает на основе комплексной оценки реальных возможностей дорог, отделений, станций.

   Пользователями  аналитической отчетности АСУ-Л «Экспресс» являются специалисты сетевого, дорожного, отделенческого, Пользователями аналитической отчетности АСУ-Л «Экспресс» являются специалисты сетевого, дорожного, отделенческого, линейного уровней управления, в компетенцию которых входит решение вопросов маркетинга перевозок, организации работы пассажирских станций и вокзалов, планирования работы подвижного состава, оперативно-диспетчерского управления, составления графика движения поездов, нормирования эксплуатационной работы.

   Специалисты сетевого уровня управления пассажирскими перевозками, отвечающие за вопросы маркетинга, начинают аналитический анализ деятельности филиалов и подразделений пассажирского комплекса с логической детализации, то есть с детализации итоговых результатов, переходя от общих характеристик к более частным. Второе направление дедуктивного анализа структурная детализация. Ее цель − оценка вклада каждого подразделения в общие результаты и выявление слабых и сильных сторон деятельности анализируемых объектов, а также определение резервов на всех этапах технологического процесса организации пассажирских перевозок. Решение вопросов стратегического развития пассажирского комплекса базируется на индуктивном методе анализа, т. е. на обобщении выводов и характеристик, которые аналитик делает на основе комплексной оценки реальных возможностей дорог, отделений, станций.

Информация о работе Автоматизированная система планирования и регулирования пассажарских перевозок