Деловые и общественные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:51, методичка

Описание работы

Целью изучения дисциплины "Деловые и общественные отношения" является формирование у будущих специалистов социально-культурного сервиса и туризма коммуникативного компонента деловой культуры. Он знакомит обучаемых со спецификой деловых отношений как внутри организации, так и за ее пределами.
Предметом изучения дисциплины «Деловые и общественные отношения» являются базовые понятия деловой коммуникации, позволяющие специалистам социально-культурного сервиса и туризма успешно решать профессиональные задачи.

Содержание

1. Рабочая учебная программа дисциплины ………………………….4-18
2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины……………………. ……………………………… ….…19-33
3. Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям……………………………………………………………….34-43 4.Методические рекомендации по выполнению контрольных работ……………………………………………………………………44-48
5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы……………………………………………………………………49-66
6. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов ……………67-82

Работа содержит 1 файл

деловые и общественные отношения.doc

— 429.50 Кб (Скачать)


16

 

 
 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра «Связи с общественностью»

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

 

ДЕЛОВЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

 

Для специальности  100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

 

 

рок обучения: 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2007


                          Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

               кафедрой «Связи с общественностью».

              Протокол от  23 октября 2007 г. №  3.

                 Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией

                 факультета социального управления.

                                 Протокол от 15 ноября 2007 г. № 3.

 

Дугин И. М.

Деловые и общественные отношения. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007.– c. 82.

Учебно-методический комплекс подготовлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Он включает основные требования и организационно-методические указания по изучению курса дисциплины, рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по семинарским и практическим занятиям, методические рекомендации по выполнению контрольных работ, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, а также порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине.


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Рабочая учебная программа дисциплины ………………………….4-18

2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины……………………. ……………………………… ….…19-33

3. Методические рекомендации к семинарским и практическим  занятиям……………………………………………………………….34-43 4.Методические рекомендации по выполнению контрольных работ……………………………………………………………………44-48

5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы……………………………………………………………………49-66

6. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов ……………67-82

 

 

 

 

 

 


1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины

 

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И  ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

1. Цели и задачи обучения по дисциплине

Целью изучения дисциплины "Деловые и общественные отношения" является формирование у будущих специалистов социально-культурного сервиса и туризма коммуникативного компонента деловой культуры. Он знакомит обучаемых со спецификой деловых отношений как внутри организации, так и за ее пределами.

Предметом изучения дисциплины «Деловые и общественные отношения» являются базовые понятия деловой коммуникации, позволяющие специалистам социально-культурного сервиса и туризма успешно решать профессиональные задачи.

Задачи обучения по дисциплине:

- усвоить основные понятия в области деловых отношений;

- развить у студентов навыки и умения эффективного делового общения в сфере СКС и Т;

- развить у обучаемых стремление повышать качество делового общения;

- ознакомить студентов с основами управления конфликтами в сфере деловых отношений.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:             

- о методике подготовки и проведения основных форм реализации деловых отношений (деловые беседы, совещания, переговоры и т.д).

-.о влиянии индивидуальных особенностей личности (психологических, возрастных, половых, социальных, культурных и т. д.) на характер ее делового общения;

- о деятельности руководителя по управлению конфликтами в организации.

знать:

- сущность, структуру, особенности и функции делового общения;

- психологическую структуру личности;

- особенности и функции вербальной и невербальной коммуникации в сфере деловых отношений;

- виды слушания в ходе деловой коммуникации и условия их эффективности;

- закономерности межличностного восприятия и понимания в процессе делового общения;

- типичные ошибки первого впечатления в ходе деловых контактов;

- социально-психологические механизмы влияния на партнера по деловому общению и условия их эффективности;

- основные характеристики чувств и эмоций и способы управления ими в процессе делового общения;

- знать структуру, причины, функции и социальные последствия конфликтов в организации.

 

уметь:

- учитывать индивидуальные психологические особенности партнера по деловому общению;

- правильно интерпретировать невербальное поведение партнера по деловому общению;

- используя приемы эффективного слушания, осуществлять обратную связь с партнером по деловому общению;

- управлять эмоциями и чувствами в ходе делового общения;

- успешно применять различные виды социально-психологического влияния на партнера по деловому общению (убеждение, внушение, подражание, психологическое заражение, конструктивная критика);

- определять причины конфликтов в организации, анализировать их объективные и субъективные составляющие.

-         владеть навыками:

- формирования межличностной аттракции;

- самопрезентации;

- оценки качества деловых отношений в организации;

- распознания и защиты от манипуляции;

- преодоления психологических барьеров в ходе делового общения;

- управления конфликтами в организации.

 

2. Организационно-методические указания

Дисциплина «Деловые и общественные отношения» входит в цикл общеобразовательных дисциплин.

Основная цель обучения в процессе преподавания учебной дисциплины "Деловые и общественные отношения" достигается ее содержанием и применением методически обоснованных видов и форм учебных занятий, а также дидактических приемов и средств.

Дисциплина состоит из двух разделов «Общение как основа деловых отношений» и «Управление конфликтами в сфере деловых отношений», которые включают в свое содержание девять тем.

Учебная дисциплина "Деловые и общественные отношения" базируется на учебном материале следующих дисциплин: «Философия», «Социология», «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме», «Речевые коммуникации», «Профессиональная этика и этикет». В свою очередь, знания и умения по дисциплине «Деловые и общественные отношения» будут востребованы при изучении дисциплин «Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма», «Технология обслуживания иностранных туристов», «Реклама в социально-культурном сервисе и туризме».

Основными видами занятий при изучении дисциплины «Деловые и общественные отношения» являются: лекции, семинары, практические занятия.

На лекциях в систематизированной научной форме излагаются наиболее сложные проблемы делового общения, его закономерности, разъясняется прикладное значение полученных знаний для решения профессиональных задач специалистами СКС и Т.

Семинары по дисциплине предназначены для углубления, систематизации и закрепления знаний, полученных студентами в ходе лекций и самостоятельной работы, а также для развития у них творческого мышления и осуществления контроля качества освоения учебного материала. На семинарах используются активные формы обучения: защита рефератов, дискуссии, круглые столы, фиксированные выступления, обсуждения докладов и другие.

Практические занятия по дисциплине предназначены для закрепления знаний, полученных студентами в ходе лекций, семинаров, самостоятельной работы, а также для формирования у них навыков и умений эффективного делового общения.

В этих целях на практических занятиях активно используются упражнения с элементами тренинга, решение ситуационных задач, самооценка студентами своих индивидуальных психологических особенностей, влияющих на характер делового общения. На практических занятиях осуществляется контроль за качеством освоения студентами учебного материала.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится на всех видах учебных занятий в форме устного опроса, а также по итогам выполнения студентами индивидуальных заданий в ходе подготовки и проведения практических и семинарских занятий.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенной теме учебной дисциплины. Проводится в форме собеседования после изучения первого раздела.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей дисциплины. Проводится в форме зачета.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, могут использоваться при написании выпускной квалификационной работы.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 1. Общение как основа деловых отношений

Тема 1. Вводная лекция. Роль учебной дисциплины в профессиональном становлении специалиста социально-культурного сервиса и туризма

Коммуникативный характер профессиональной деятельности специалиста СКС и Т. Предмет, цель и задачи учебной дисциплины, ее взаимосвязь с другими изучаемыми дисциплинами. Прикладной характер дисциплины. Понятие коммуникативной компетентности специалиста СКС и Т. Общие рекомендации по изучению курса. Условия успешного овладения учебным материалом.

Тема 2. Общение как способ актуализации деловых отношений

Концепция психологии отношений в отечественной науке (В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Я.Л. Коломинский, В.Н. Куницина, В.М. Соковнин и другие). Формирование отношений как важнейшая функция общения. Особенности делового общения. Структурный анализ делового общения: субъекты; средства; потребности, мотивация и цели; способы взаимодействия и влияния; результаты. Коммуникативный, перцептивный, интерактивный аспекты делового общения. Функции делового общения, их реализация в профессиональной деятельности специалиста СКС и Т.

 
Тема 3. Психические особенности личности и их влияние на характер

делового общения

              Личностно-ориентированный характер делового общения.

              Психологическая структура личности. Краткая характеристика психических процессов, состояний, свойств, образований.

              Понятие темперамента. Типология темперамента. Основные свойства темперамента. Психологические различия между экстравертом и интровертом. Характеристика основных видов темперамента. Учет особенностей темперамента в процессе делового общения.

              Понятие о характере. Структура характера. Классификация черт характера. Типология характера. Акцентуированный характер. Влияние характера на деловое общение.

              Способности человека. Задатки как предпосылки развития способностей. Классификация способностей. Условия развития способностей. Коммуникативные и организаторские способности специалиста СКС и Т, условия их развития.

              Мотивация в деловом общении.

Природа, функции и виды эмоций Эмоциональный строй человека. Уровень интенсивности эмоций. Способы управления эмоциями и чувствами в входе делового общения. Факторы стабильности эмоциональных отношений между деловыми партнерами.

Тема 4. Восприятие и понимание в структуре делового общения

Понятие и особенности социальной перцепции. Значение социальной перцепции в сфере СКС и Т.

Первое впечатление и точность его интерпретации. Типичные ошибки первого впечатления: эффект ореола, проекция, эффект снисходительности, искажающее влияние эмоциональных состояний и предрассудков. Условия, повышающие точность первого впечатления. Влияние социальных стереотипов на точность восприятия партнера по деловому общению. Роль установки в восприятии человека.

Характеристика направленного формирования первого впечатления. Социальный интеллект, природное обаяние, способность к мобилизации и переключению, манипулятивные умения как факторы, способствующие успешности самопрезентации в деловой сфере. Факторы, затрудняющие самопрезентацию.

Информация о работе Деловые и общественные отношения