Этика деловых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.
Жизнь постепенно убеждает, что бизнес на нравственной основе в конечном счете оказывается более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения..
Данная область знаний отнюдь не является искусственно привнесенным продуктом западной теории и практики. Важность учета психологических аспектов хозяйственной деятельности, необходимость укрепления ее нравственных основ четко осознавались уже в дореволюционный период многими представителями отечественной экономической и философской мысли. Духовная жизнь России не исчерпывалась революционно-радикальными идеями, согласно которым капитализм — это строй, обреченный на неминуемую и скорую гибель. В общественной мысли России было сильно и умеренное реформистское крыло, признававшее жизнеспособность рыночных отношений, возможность их совершенствования, реформирования, в том числе с помощью психологических и нравственных средств.

Содержание

. Покажите на конкретных примерах взаимообусловленность правил этики в общем смысле и деловой этики.
2. Назовите причины, приводящие к неэтичным действиям организации.
3. Каким инструментарием этики деловых отношений должен владеть руководитель?
4. Что такое управление деловым общением?
5. Каковы принципы делового характера дискуссии?
6. Какую информацию можно получить, наблюдая за движе¬нием глаз?
7. Какова последовательность и взаимосвязь действий, на¬правленных на реализацию подготовки и проведения де¬ловой беседы?
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

План работы.docx

— 47.60 Кб (Скачать)

     План  работы

1. Покажите  на конкретных примерах взаимообусловленность  правил этики в общем смысле  и деловой этики.

2. Назовите  причины, приводящие к неэтичным  действиям организации.

3. Каким инструментарием этики деловых отношений должен владеть руководитель?

4. Что такое  управление деловым общением?

5. Каковы  принципы делового характера  дискуссии?

6. Какую информацию  можно получить, наблюдая за движением глаз?

7. Какова последовательность  и взаимосвязь действий, направленных на реализацию подготовки и проведения деловой беседы?

Список использованной литературы

     1. Покажите на конкретных примерах взаимообусловленность правил этики в общем смысле и деловой этики

     Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических  нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых  отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические  нормы служебных отношений имеют  некоторые отличительные особенности.

     Жизнь постепенно убеждает, что бизнес на нравственной основе в конечном счете  оказывается более выгодным, чем  бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий  деловые, партнерские отношения..

     Данная  область знаний отнюдь не является искусственно привнесенным продуктом  западной теории и практики. Важность учета психологических аспектов хозяйственной деятельности, необходимость  укрепления ее нравственных основ четко  осознавались уже в дореволюционный  период многими представителями  отечественной экономической и  философской мысли. Духовная жизнь  России не исчерпывалась революционно-радикальными идеями, согласно которым капитализм — это строй, обреченный на неминуемую и скорую гибель. В общественной мысли России было сильно и умеренное  реформистское крыло, признававшее жизнеспособность рыночных отношений, возможность их совершенствования, реформирования, в том числе с  помощью психологических и нравственных средств.

     Так известный русский философ конца XIX в. Владимир Соловьев (1853—1900) считал, что "несостоятельность ортодоксальной политической экономии... заключается в том, что она отделяет принципиально область хозяйственную от нравственной".

     Один  из последователей В. Соловьева экономист  и философ Сергий Булгаков (1871—1944) писал: "Преследуя цель экономического оздоровления России, не следует забывать и о духовных предпосылках, именно о выработке соответствующей хозяйственной психологии".

     Развивая  эти мысли, другой русский ученый, экономист П.Н. Савицкий (1895—1965) писал  в своей статье "Хозяин и хозяйство": "Нужно различать предпринимательство  как определенную эмпирическую хозяйственно-экономическую  функцию и как особую духовно-экономическую  сущность".

     Деловая этика неотделима от морали и нравственности в общем смысле, поэтому использование  норм и правил этики деловых отношений  воспринимается окружающими благожелательно  в любом случае.  Но эффект восприятия усиливается многократно, если этичное  поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека, а также отработаны в  процессе систематического тренинга. Изучив правила проведения деловой беседы или телефонных переговоров, можно использовать любую беседу в качестве тренинга.

     Необходимо  отметить, что указанный подход следует  распространить не только на сферу  служебных взаимоотношений, но и  использовать соответствующие жизненные  ситуации в отношениях с друзьями, родственниками, случайными собеседниками.

     Еще раз следует подчеркнуть, что  этика включает в себя систему  универсальных и специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений  в деловой обстановке справедливы  для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных  взаимоотношений находят свое отражение  в служебной этике.

     Вряд  ли можно считать правильным такое  положение, когда один и тот же человек ведет себя принципиально  по-разному в деловой и домашней обстановке. Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Сказанное не исключает, например, определенную твердость и организаторские навыки во взаимоотношениях с близкими, равно как и чуткое отношение к личным проблемам коллег по работе.

     Известна  древняя мудрость: «относись к  другому так, как ты хочешь, чтобы  относились к тебе». Дальнейшее описание норм и правил этики деловых отношений  раскрывает сущность приведенного высказывания, т. е., другими словами, отвечает на вопрос: какого отношения к себе мы хотим?

     Вряд  ли подвергается сомнению тот факт, что отношение окружающих к конкретному  человеку (и наоборот) в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Желательные проявления отношения  других к себе в повседневной жизни  мы естественным образом переносим  и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и  умения воплощать их на практике.

     Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой  этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем  восприятия людьми друг друга. Благоприятная  основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается  в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик  человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет в данном случае этика  приветствия, рукопожатия и представления  человека человеку. Эти начальные  нюансы взаимоотношений важны как  в повседневной, так и в деловой  жизни.

     Для установления приятных и полезных деловых  взаимоотношений необходимо уметь  заинтересовать человека своими четкими  и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти  проблемы решаются при отработке  навыков риторики, важных в повседневной жизни и особенно в служебной  обстановке. Эти навыки должны найти  свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения мы сталкиваемся повсеместно. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием как в бытовой, так и в деловой обстановке.

     Частным вариантом беседы выступает телефонный разговор. Общие правила этики (такие, как, например, вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу и т.п.) дополняются в данном случае некоторыми специальными, определяемыми  спецификой телефонного разговора. Использование этих правил позволит составить положительное мнение о собеседнике вне зависимости  от того, какой разговор происходил — личный или деловой.

     Проведение  любых бесед подводит к необходимости  высказывания в адрес своих собеседников критических замечаний или суждений, поскольку нас не всегда устраивают поступки и высказывания нашего окружения. Общая и деловая этика критических  замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений.

     Итак, практически все направления  деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком  смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К  ним можно отнести уважение чувства  собственного достоинства и личного  статуса другого человека, понимание  интересов и мотивов поведения  окружающих, социальную ответственность  за их психологическую защищенность и т. п. 

     2. Назовите причины, приводящие  к неэтичным действиям организации

     Для любого предприятия на первом месте  стоит выживание и только потом  — проблемы общества. Если предприятие  не способно вести дело с прибылью, вопрос о социальной ответственности  становится по преимуществу академическим. Но как бы то ни было, организации  должны вести свои дела в соответствии с общественными ожиданиями. Иначе говоря, социальная ответственность для предприятия означает нечто большее, чем просто филантропическую деятельность. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Однако этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания — и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими.

     К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:

     1) конкурентную борьбу, которая оттесняет  на обочину этические соображения;

     2) усиливающееся стремление указывать  уровень прибыльности каждые 3 месяца, т.е. в квартальных отчетах;

     3) неудачи с обеспечением должного  вознаграждения руководителей за этичное поведение;

     4) общее снижение значения этики  в американском обществе, что  исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте;

     5) нажим со стороны организации  на рядовых работников в целях  нахождения ими компромисса между  собственными личными ценностями и ценностями управляющих.

     Существование этой последней причины подтверждается результатами проведенного более 20 лет  назад исследования, в котором  было установлено, что основное влияние  на принятие неэтичных решений служащими  имело поведение их руководителей. В широком смысле «то, что делает, и как ведет себя хозяин» —  основной фактор влияния на поведение  подчиненного.

     С другой стороны,  причины неэтического поведения организации  и внутри её необходимо рассматривать на различных  уровнях:

    1.На уровне личности  

     Различные индивидуальные характеристики указываются в качестве причин неэтичного поведения. Например, стремление к реализации личных интересов приводит к тому, что руководитель в условиях неопределенности использует сложившуюся ситуацию для достижения личных целей. Данные цели при этом могут противоречить организационным целям. Когда становится непонятен механизм ответственности, остается полагаться на личность человека, его ценности и принципы. Здесь важным оказывается умение оценить свое поведение. Отсутствие рефлексии ценностей, стоящих за тем или иным выбором, также может приводить к неэтичному поведению. «В чужом глазу соломинку видит, а в своём – бревна не замечает», – говорится о такой личностной позиции в пословице.

     Стремление  выглядеть лучше, чем ты есть, также может привести к нарушению этических принципов, считают опрошенные менеджеры. Люди не хотят говорить о своих неуспехах и ошибках. Они могут использовать все средства, для того чтобы сохранить репутацию. Возникает замкнутый круг: для того чтобы скрыть последствия неэтичных поступков, приходится совершать другие.

     2. На уровне социальной группы / организации  

     Играет  роль и зависимость менеджеров от собственников. Если добавить к этому  непрозрачность систем финансового  менеджмента, то это порождает проблемы сокрытия информации в корпоративных интересах. Иностранные исследователи также отмечают влияние опыта советского прошлого: необходимость «выживать» в условиях жесткой плановой политики государства порождает свой тип «неэтического» поведения, ориентированного на достижение результата в независимости от используемых для этого средств.

Информация о работе Этика деловых отношений