Этика деловых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.
Жизнь постепенно убеждает, что бизнес на нравственной основе в конечном счете оказывается более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения..
Данная область знаний отнюдь не является искусственно привнесенным продуктом западной теории и практики. Важность учета психологических аспектов хозяйственной деятельности, необходимость укрепления ее нравственных основ четко осознавались уже в дореволюционный период многими представителями отечественной экономической и философской мысли. Духовная жизнь России не исчерпывалась революционно-радикальными идеями, согласно которым капитализм — это строй, обреченный на неминуемую и скорую гибель. В общественной мысли России было сильно и умеренное реформистское крыло, признававшее жизнеспособность рыночных отношений, возможность их совершенствования, реформирования, в том числе с помощью психологических и нравственных средств.

Содержание

. Покажите на конкретных примерах взаимообусловленность правил этики в общем смысле и деловой этики.
2. Назовите причины, приводящие к неэтичным действиям организации.
3. Каким инструментарием этики деловых отношений должен владеть руководитель?
4. Что такое управление деловым общением?
5. Каковы принципы делового характера дискуссии?
6. Какую информацию можно получить, наблюдая за движе¬нием глаз?
7. Какова последовательность и взаимосвязь действий, на¬правленных на реализацию подготовки и проведения де¬ловой беседы?
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

План работы.docx

— 47.60 Кб (Скачать)

     Применение  метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим  состояниям. Подражание как сознательное или бессознательное имитирование чьих-то действий, манеры поведения  и мышления, широко распространено в жизни, в том числе и деловой  практике.

     Более сложным является метод внушения. Это приведение путем слова или  каким-то другим способом в определенное психологическое состояние (настроение, впечатление, действия) другого лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.

     Отличие внушения от подражания состоит в  том, что при подражании достижение цели обеспечивается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа —  основа восприятия информации. А при  внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет  слово.

     Принуждение по сравнению с предыдущими методами — это наиболее насильственный метод  воздействия на людей, так как  предполагает стремление заставить  человека вести себя вопреки его  желанию и убеждениям. В основе принуждения лежит страх перед  наказанием и другими нежелательными для индивида последствиями. Этически принуждение может быть оправдано  в исключительных случаях, в частности, если дело доходит до нарушения правопорядка или установленных в обществе моральных норм.

     В общении убеждение, внушение, подражание и принуждение применяются как  взаимосвязанная система методов. Руководитель призван умело их использовать во время проведения рабочих собраний, различных публичных встреч, совещаний.

     Как бы ни был профессионально подготовлен  руководитель, он обязан постоянно  совершенствовать свою технологию общения  с людьми, как на массовом, так  и на индивидуальном уровне. Найти  свой стиль в общении с людьми — важное условие успеха. Назовем  факторы, влияющие на выбор стиля  общения.

     Во-первых, состав аудитории. Здесь полезно  принимать во внимание все то, что  характеризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные, психологические  и профессиональные качества. Различные  аудитории предполагают специфические  подходы к достижению наилучшего коммуникационного воздействия.

     Во-вторых, содержание и характер материала  выступления. Например, в выступлении, в котором рассматриваются актуальные вопросы профессиональной деятельности, недопустим авторитарный тон, безаппеляционность высказываний. Необходимо проявлять  больше доверия к людям, советоваться с ними в процессе выступления. Здесь  допустим доверительный обмен мнениями, открытое желание взаимно обогатиться  знаниями — надежный вариант коммуникационного  общения.

     В-третьих, объективная самооценка выступающего своих личностно-деловых качеств, научной компетенции в тех  проблемах, с которыми он вышел к  людям. Важно не переоценивать и  не занижать свою научно-экономическую  и практическую подготовленность. Следует  самокритично оценить свои коммуникабельные качества. Выступающему следует серьезно задумываться над техникой общения, контролировать себя в процессе общения.

     Существуют  несколько видов делового общения: менторский — поучительный, назидательный; одухотворяющий — возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества; конфронтационный — вызывающий у  людей желание возражать, не соглашаться; информационный — ориентированный  на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-то знаний.

     Следует стремиться всячески освободиться от менторского общения, остерегаться появления у руководителя ноток  поучающего общения. Не должно быть позы, какого-либо проявления своего интеллектуального  превосходства над людьми, игнорирования  их реакций на излагаемый материал.

     Сейчас  популярно одухотворяющее общение. В его процессе люди проникаются  достоинствами интеллектуального  общения. У них актуализируется  потребность в совершенствовании  своего духовного мира. Одухотворяющее общение — наглядный показатель высокой культуры общения.

     Конфронтационное  общение в ряде случаев дидактически необходимо. Бывают пассивные аудитории  или аудитории, которые, как говорят, ничем не удивишь. Бывают темы выступления, которые не вызывают у людей по самым разным причинам живого интереса. Конфронтационная манера общения используется для активизации внимания людей, втягивая их в обсуждение проблемы, она наиболее предрасполагает к  возникновению дискуссий, к противоборству различных точек зрения. 

     5. Каковы принципы делового характера  дискуссии?

     Деловому  характеру дискуссии способствует использование принципов, которые  должны быть положены в основу ее проведения:

     1.Содействие возникновению альтернатив, множественности мнений, путей решения проблемы; конструктивность критики;

     2.Обеспечение социальной и психологической защищенности личности; адекватность восприятия и высказываний. Эти принципы формируют нормы взаимодействия сторон, регламентируют деятельность участников дискуссии.

     3.Содействие возникновению альтернатив, множественности мнений, путей решения проблемы также трактуется как принцип децентрической направленности в дискуссии.

     Этот  принцип говорит о необходимости  анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека и интересов дела, а не исходя только лишь из личных целей. Децентрическая направленность развивается в условиях альтернатив, т. е. при рассмотрении нескольких точек зрения на проблему со стороны участников дискуссии.

     4.Конструктивность критики является одним из важнейших принципов в этике деловых отношений. Критика определяется как отрицательное суждение, указание недостатков в работе и поведении человека. Отсюда, критика воспринимается людьми изначально болезненно и негативно, хотя есть способы несколько снизить остроту этой проблемы. Критика должна быть конструктивной, не должна ущемлять чувства собственного достоинства критикуемого человека.

     5.Обеспечение социальной и психологической защищенности личности в процессе дискуссии часто трактуется как принцип равной безопасности. Он гласит: не причиняйте психологического ущерба ни одному из участников дискуссии. Если кто-то нарушает этот принцип, то происходит подмена цели достижения истины; дискуссия переходит от процесса противоборства различных логик развития мысли к процессу п• Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, гласит: не причиняйте ущерба мысли вашего собеседника намеренным или ненамеренным искажением сказанного. Одной стороне следует стремиться к простоте и точности высказываний, другой — развивать у себя навыки эффективного восприятия путем рефлексивного слушания. При этом типе слушания воспринимающая сообщение сторона предоставляет говорящему некоторую обратную связь, не включающую элементов оценки или суждения. Эта обратная связь может дополняться нерефлексивным слушанием, которое использует такие несложные инструменты, как внимательное молчание и минимальная нейтральная словесная реакция.

     Как уже было сказано ранее, культура поведения в процессе дискуссии  предполагает в качестве одного из главных своих элементов умение участников дискуссии слушать своих  собеседников. Как правило, тот, кто  владеет навыками эффективного слушания, тот и держит в своих руках  нити управления дискуссией. Более  того, человек, умело выслушивающий  другую сторону, выглядит в ее глазах интересным собеседником, личностью  высокой культуры и интеллекта.  

     6. Какую информацию можно получить, наблюдая за движением глаз?

     Наблюдая  за движением глаз можно получить много полезной информации, ведь очень  трудно скрыть эмоции во взгляде. Визуальный контакт во время деловой дискуссии  очень важен, поскольку занимает особое место среди невербальных средств общения. Взгляд наиболее адекватно выражает эмоциональное состояние партнера, что выражается в изменении ширины зрачков, степени открытости глаз, направлении и движении взгляда в процессе общения.

     Область лица и тела, на которую  устремлен  взгляд, говорит о многом, но необходимо учитывать и культурную среду, в  которой вырос человек. Например, японцы  во время разговора практически всегда смотрят на шею, а не в глаза.

     Характер  и направление взгляда во время  деловой беседы могут рассказать о настроении партнёра, его отношении  к собеседнику и предмету разговора.

     Так, деловой взгляд, который устремлен в район лба собеседника, создает серьезную атмосферу, деловой настрой. Взгляд, устремленный ниже уровня глаз собеседника, способствует созданию атмосферы непринужденного общения.

     Интимный  взгляд устремлен в район между грудью и глазами. Мужчины и женщины используют такой взгляд, чтобы показать свою заинтересованность друг в друге, и тот человек, который воспринимает этот взгляд, как правило, отвечает таким же.

     Взгляд  поверх очков. Человек, на которого смотрят подобным образом, может подумать, что к нему относятся критически и пытаются каким-то образом оценить. Люди, которые носят очки, должны снимать их, когда говорят, и надевать снова, когда слушают. Это не только смягчает собеседника, но и позволяет человеку, носящему очки, держать разговор под контролем.

     Взгляд  искоса говорит об интересе или о враждебности. Когда он соединяется со слегка поднятыми  бровями или улыбкой, то это говорит об интересе и очень часто используется как сигнал ухаживания. Если же он соединяется с нахмуренными бровями или же опущенными уголками рта, то это говорит о подозрительном или критическом отношении.

     «Пустой»  взгляд, устремленный при этом в какую-то определенную точку, иногда выражает смущение, стеснение, стыд, недостаток знаний, уверенности. При этом часто «собачий», с признанием вины, взгляд снизу вверх может свидетельствовать о скрытности, коварстве, незаметном подглядывании снизу.

     Короткие, повторяющиеся взгляды — сигнал к установлению контакта. Стремление избежать взгляда — один из признаков затруднений и барьеров в общении. Пристальный, неподвижный взгляд тоже может характеризовать возникшие трудности.

     «Язык»  глаз проявляется в степени их открытости, направлении взгляда, движении.

     Особенности имеющейся ситуации и прочие мимические явления (например, оцепенение или блеск  глаз, положение уголков рта, руки в защитной позиции, общее напряжение или расслабление тела и т. п.) указывают  на подходящее в данном случае толкование.

     Степень открытости глаз может толковаться  следующим образом:

Взгляд Трактовка
Слишком широко открытые глаза удивление, неожиданность, озадаченность, удивленное восхищение; наивысшая радость, испуг, огромное любопытство
Полностью открытые глаза высокая восприимчивость  чувств, мечтательность, «сон с открытыми  глазами»; гипнотический транс; открытость в случае доверия, проявления наивности;  или специальный прием мошенников, создающих  впечатление простачка, наивного человека.
Прикрытые глаза равнодушие, покорность, инертность и даже тупость, а также  неподдельное отсутствие интереса, скуку; надутость, высокомерие, чванство, высокое  самомнение; инертность, равнодушие, слабость побуждений, покорность; сильное утомление вплоть до истощения.
Закрытые  глаза (без особого напряжения) самоизоляция от внешних воздействий, обдумывание; рассматривание с наслаждением чувственных образов или мыслей, незаметное выражение согласия или понимания
Прищуривание  только одного глаза, подмигивание достижение  тайного согласия с кем-то другим; знак кокетства между полами (при  этом склоненная набок голова и соответствующая  улыбка).
Сверкание глазами (резкое, повторяющееся мигание) неуверенность, затруднение, нервозность, повышенная возбудимость.
 

     Направление взгляда, движение глаз укажут на особенности  ситуации, подскажут, как лучше вести  себя в ней.

Информация о работе Этика деловых отношений