Информационные процессы в культуре и обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.

Работа содержит 1 файл

Информационные процессы в культуре и обществе.docx

— 18.36 Кб (Скачать)

Информационные процессы в культуре и обществе

Введение

Информация  всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека.

С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения  в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты  и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась  и дополнялась – каждое изученное  явление позволяло перейти к  чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего  общества в целом – человек  смог научится управлять различными видами вещества и энергии.

В области  теоретического понимания происходящих процессов также до сих пор  нет единого мнения относительно путей развития информационного  общества, приоритетности того или  иного его направления, ясности  и четкости формулировок и понятий, выражающих происходящее в информационной сфере. Поэтому теоретическое исследование как концептуальных, так и практических (реальных) предпосылок понимания  текущих информационных процессов  остается актуальным

1.Понятие «Информационная культура»

Культура  — уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности.

Информационная  культура — это уровень развития логичности мышления, способности к  системному анализу и синтезу.

 «Информационная  культура — умение целенаправленно  работать с информацией и использовать  для ее получения, обработки  и передачи компьютерную информационную  технологию, современные технические  средства и методы» [2, с. 21]. Очевидно, что в этом определении речь  идет о культуре работы с  данными, которую мы назовем  информатической культурой.

Информатическая культура — уровень развития информатической деятельности с данными, способами их представления человеку для правильной интерпретации.

Можно сказать, что информатическая культура проявляется в следующих аспектах:

-       в конкретных  навыках по использованию программируемых  технических устройств (от часов  и телефонов до персональных  компьютеров и компьютерных сетей);

-       в способности  использовать в своей деятельности  компьютерные технологии, в том  числе программные продукты;

-       в умении  поиска необходимых данных в  различных источниках, в том числе сети Интернет;

-       в умении  выделять в своей профессиональной  деятельности информатические процессы и управлять ими;

-       в умении  разрабатывать и использовать  простейшие информатические системы.

Общество  всегда было информационным, поскольку  человек — это мыслящее существо, живущее в общении с себе подобными. Очень хорошо сказал С. П. Капица: «Человек — информационное животное».

На наш  взгляд, когда мы говорим об информационном обществе, то в первую очередь имеем  в виду уровень развития общества:

Информационное  общество — общество, использующее все свои ресурсы, в том числе  информационные (интеллектуальные и  информатические), на благо человека и достигшее высокого уровня благосостояния народа за счет информационных ресурсов.

 

2. Роль информации в жизни человека

С течением времени  роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно  было изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия  и ценности человеческого общества – литературу, искусство, архитектуру  и т.д. Сейчас, в первой половине 21-ого  века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем  выше ценится как специалист и  сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.

Познавая  окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация — это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний. Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.

В последние  десятилетия настойчиво говорят  о переходе от «индустриального общества»  к «обществу информационному». Происходит смена способов производства, мировоззрения  людей, их образа жизни. Информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей.

Информация  стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с  ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление  составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных  сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что  не только каждому человеку становятся доступными источники информации в  любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право  на информацию и доступ к ней имеют  жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом  научного осмысления. Были выдвинуты  теории, объясняющие ее место и  значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного  общества.[5]

Новые условия  для мирового человечества в особенной  форме проявляются в России. Современная  Россия еще не является информационным обществом. Прежде всего, потому, что  часть информации недоступна широкому кругу пользователей или заменена дезинформацией. Однако информатизация отдельных сегментов социальной жизни, отдельных сфер политики и экономики рано или поздно создаст условия для появления подлинной социальной ткани нового типа, из которой способно вырасти информационное общество. Постиндустриальные тенденции могут быть достаточно органично соединены с особенностями российской цивилизации.

Информационное  общество нередко называют массовым обществом и обществом потребления. Это связано с такими процессами информатизации как развитие сферы  массовых коммуникаций. Глобальные и  локальные компьютерные сети, средства сотовой связи, система телевидения  и радиовещания, являясь компонентами информационной структуры общества, обеспечивают вместе с этим и коммуникацию между людьми. Массовая коммуникация – одно из важных явлений современного общества, которое заметно сказывается  на развитии всяких технологий, информационных технологий в частности как внутри каждой страны, так и между странами. Зачастую процессам информатизации придается негативный оттенок, который  присущ обществу потребления. Многие представители  общественной и научной мысли  видят в информатизации губительные  для духовной сферы общества процессы и ассоциируют информационную цивилизацию  с антиподом культуры и духовности. [2]

Заключение

Процессы, происходящие в сфере интеллектуальной деятельности, принципиально отличаются от процессов, происходящих в искусственных системах, уровнем формализации.

Информационная  культура в широком смысле - это  совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле слова это: оптимальные способы  обращения со знаками, данными, информацией  и представление их заинтересованному  потребителю для решения теоретических  и практических задач; механизмы  совершенствования технических  сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств  и информации.

Овладение информационной культурой - это путь универсализации  качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком  самого себя, своего места и своей  роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества. У этого специалиста необходимо вырабатывать следующие навыки и  умения: дифференциации информации; выделения  значимой информации; выработки критериев  оценки информации; производить информацию и использовать ее.


Информация о работе Информационные процессы в культуре и обществе