Этические нормы и принципы деловых коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 06:43, реферат

Описание работы

Деловые коммуникации – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Основной акцент ставится на рациональные составляющие, в то время как сам процесс стремится к выработке единых правил совместной целенаправленной деятельности. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение конкретных задач.

Содержание

1. Роль деловых коммуникаций в 21 веке. 3
2. Понятие, структура и функции деловых коммуникаций. 4
2.1 Понятие деловых коммуникаций 4
2.2.2. Интерактивная и перцептивная функции общения. 7
3. Общие этические принципы и характер деловых коммуникаций. 7
3.1 Понятие принципов делового общения. Принципы деловых коммуникаций 7
3.2 Этика деловых коммуникаций 10
3.2.1 Этика делового общения «сверху-вниз». 12
3.2.2 Этика делового общения «снизу-вверх». 14
3.2.3 Этика делового общения «по горизонтали». 16
4. Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 50.70 Кб (Скачать)

 

                         Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

Федеральное бюджетное  государственное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский экономический  университет им. Г. В. Плеханова»

 

Кафедра философии

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Деловые коммуникации»  на тему:

«Этические нормы и принципы деловых коммуникаций»

 

 

Проверил:                                                                                                                                  Выполнил:

Лычманов Д.Б.                                                                                                              студентка                                                                          

 факультета маркетинга

 группы 1107

 Белявская Д.П.

 

                                                                                     

 

 

 

Москва 2011

                                                                                        

 

Оглавление

1. Роль деловых коммуникаций в 21 веке. 3

2. Понятие, структура и функции деловых коммуникаций. 4

2.1 Понятие деловых коммуникаций 4

2.2.2. Интерактивная  и перцептивная функции общения. 7

3. Общие этические принципы и характер деловых коммуникаций. 7

3.1 Понятие принципов делового общения. Принципы деловых коммуникаций 7

3.2 Этика деловых  коммуникаций 10

3.2.1 Этика делового  общения «сверху-вниз». 12

3.2.2 Этика делового  общения «снизу-вверх». 14

3.2.3 Этика делового  общения «по горизонтали». 16

4. Заключение 17

Список литературы 18

 

 

  1. Роль деловых коммуникаций в 21 веке.

 

Деловые коммуникации –  это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Основной акцент ставится на рациональные составляющие, в то время как сам процесс стремится к выработке единых правил совместной целенаправленной деятельности. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение конкретных задач.

Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых коммуникаций является общение людей. Как определяющие конечный положительный результат коммуникаций факторы, мною будут рассмотрены этика и основные принципы деловых коммуникаций на примере общения и взаимоотношений.

Деловые отношения тесно  связаны с общением, являясь основным способом взаимодействия в производственной деятельности – это самый массовый вид социального общения. Они представляют собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений.

Деловые коммуникации сегодня  проникают во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения  вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере  деловых коммуникаций непосредственно  связана с успехом или неуспехом  в любом деле: науке, управлении, торговле, искусстве, производстве. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.

Новые экономические и  социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это  обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость  повышения лингвистической компетенции  лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей.

По характеру и содержанию отношения бывают формальные (деловые) и неформальные. Деловое общение  – это процесс взаимосвязи  и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией  и опытом, предполагающим достижение определенного результата.

Выбранная мною тема актуальна  тем, что проблеме этике коммуникаций в бизнесе в последнее время  уделяется большое внимания, повлекшее возникновение отрасли науки, определяющей себя как междисциплинарную, опирающуюся на теорию морали, менеджмент, экономику и психологию. Причина внимания к вопросам бизнес-этики прежде всего связана с экономическом ущербом, который наносит фирме  неэтичное поведение сотрудников и деловых партнеров. 

  1. Понятие, структура и функции деловых коммуникаций.
    1. Понятие деловых коммуникаций

Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые  употребил Аристотель (384-322 гг. до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна отвечать на вопрос, как следует правильно жить, придерживаясь при этом определенных норм.

Мораль – это система  этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения  людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов (социальных групп, общностей или личностей), в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и от «сверхчеловека». Поэтому «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством». 1

Специфика деловых коммуникаций обусловлена тем, что они возникают  на основе и по поводу определенного  вида деятельности, связанной с производством  какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимыми нормами и стандартами (в том числе и этическими) поведения людей. Как и всякая коммуникация, деловая коммуникация имеет исторический характер, она проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Ее отличительная черта – отсутствие самодовлеющего значения. Деловая коммуникация не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего, получение максимальной прибыли.

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между  людьми. Вечным и одним  из  главных  регуляторов этих отношений выступают  этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и  зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков  людей. И, общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником  или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но, в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы,  какое содержание в них вкладывает, в какой степени он вообще их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.2

С учетом всего вышесказанного этику деловых коммуникаций можно  определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей  в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный  случай этики вообще и содержит в  себе ее основные характеристики.

    1. Структура и функции общения

К структуре общения можно  подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура  путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон:3

> Коммуникативная сторона - состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

> Интерактивная сторона - заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями);

> Персептивная сторона - означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Рассмотрим каждую функцию  в отдельности.

      1. Коммуникативная функция общения.

Во время процесса общения  имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая  от коммуникатора информация может  быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление средств коммуникации – на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.

Невербальная  коммуникация. Установлено, что в процессе взаимодействия людей 60-80% коммуникации осуществляется путем применения невербальных выражений. Они развиваются как общественные знаки коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденны. Жесты и мимика, позы наделены семантико-экспрессивной окраской, подчиняются этическим нормам. В условиях служебного взаимодействия тональность невербального поведения должна оставаться нейтральной. Чрезмерная жестикуляция при деловом разговоре может быть расценена как проявление фамильярности.

2.2.2. Интерактивная и перцептивная функции общения.

Интерактивная функция - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.

Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом  совместной деятельности, порождается  самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.[6]

Перцептивная функция общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения  тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга  и составляют процесс общения  в целом.

  1. Общие этические принципы и характер деловых коммуникаций.

    1. Понятие принципов делового общения. Принципы деловых коммуникаций

Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые  дают возможность  тем, кто на них  опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.

Принципы делового общения  дают конкретному сотруднику в любой  организации концептуальную  этическую  платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

  Первый принцип: Общепринятым является  центральное положение так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству и коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».4

Второй  принцип: Необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.)

Третий  принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

 Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

 Логическим продолжением  четвертого принципа является пятый принцип-принцип минимума  прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Информация о работе Этические нормы и принципы деловых коммуникаций