Межгрупповая коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является описание понятия и сущности кмежгрупповой коммуникации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить понятие и специфику межгрупповой коммуникации.
2.Рассмотреть теоретические подходы к изучению межгрупповой коммуникации.
3.Рассмотреть экспериментальные исследования и выводы М. Шерифа и Тэшфела
4. Изучить межгрупповую дифференциацию.
5. Найти факторы межгрупповой дифференциации и интеграции.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения межгрупповой коммуникации.
1.1. Понятие, специфика и каналы межгрупповой коммуникации.
1.2. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповой коммуникации.
1.3 . Экспериментальные исследования и выводы М. Шерифа и Г. Тэшфела
Глава 2. Межгрупповые характеристики.
2.1 Межгрупповая дифференциация
2.2 . Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции
2.3 Факторы детерминации межгрупповых отношений
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

КР по Отк Межгр. Коммун.docx

— 55.26 Кб (Скачать)

2.3 Факторы детерминации межгрупповых  отношений

Для исследований, выполненных в отечественной  социальной психологии, характерно особое внимание к проблеме взаимосвязи  и взаимной обусловленности субъективных, психологических аспектов межгрупповых отношений и объективных социальных условий, в которых эти отношения  складываются. При этом в качестве главного фактора детерминации межгруппового  взаимодействия и восприятия рассматриваются  характеристики совместной деятельности групп и возникающие на ее основе социальные связи и зависимости  между ними. Такой подход предполагает выход за рамки лабораторного  эксперимента и изучение взаимоотношений, складывающихся между группами в  реальных социальных общностях: учебных (B.C. Агеев) и трудовых (И.Р. Сушков, В.П. Позняков) коллективах.

В.С.Агеев (1983) исследовал особенности межгруппового  восприятия в условиях разных видов  межгруппового взаимодействия. В  первом эксперименте исследователь  организовывал соревнование между  группами учащихся техникума за право  получения зачета. По условиям эксперимента победить (т.е. получить зачет по результатам  выступлений на семинарском занятии) могла только одна из групп. В экспериментальных  группах по сравнению с контрольной, где зачет проставлялся не группе в целом, а индивидуально (наиболее успешно выступившим студентам), было зафиксировано значительно  большее проявление реплик и выступлений, направленных на поддержку своей  группы и обеспечение ее победы в  соревновании. По результатам межгруппового сравнения и оценки отмечалось ярко выраженное предпочтение своей группы по сравнению с группой соперников по всем критериям (учеба, проведение досуга, взаимоотношения в группе). Одновременно отмечалась более выраженная степень идентификации со своей группой (частота употребления местоимений «мы» и «они»),

И.Р.Сушков исследовал межгрупповые отношения  в производственной организации, возникающие  в процессе совместной производственной деятельности и субъективно отражающиеся в системах групповых установок, ориентации, ожиданий (Сушков И. Р.. 1983). В результате проведенного исследования автор делает вывод, что в условиях совместной деятельности в производственной организации у представителей различных  групп подразделений этой организации  формируются системы взаимных межгрупповых требовании к своей и другим группам  как партнерам по совместной деятельности. На основании этих требований происходит сравнение и оценка своей группы и группы-партнера по совместной деятельности. В исследовании выявлена зависимость  значимости ряда качеств и требований, предъявляемых к: своей группе и  другим группам, от характера распределения  ответственности за конечные результаты совместной деятельности. По результатам  межгруппового сравнения и оценки была обнаружена тенденция предпочтения своей группы и переоценки ее качеств, которая отражает, по мнению автора, приверженность индивидов к группе и не может однозначно характеризоваться  как сугубо отрицательное явление.

Результаты  межгруппового сравнения и оценки показали, что в процессе межгруппового  взаимодействия в отношениях между  первичными коллективами активизируются процессы межгрупповой дифференциации. Это проявляется в усилении субъективно  воспринимаемых различии между своим  и другими коллективами. На всех этапах исследования отмечается предпочтение группы членства, которое, однако, постепенно снижается, что свидетельствует о повышении адекватности межгруппового сравнения и оценки.

Одной из задач исследования был анализ того, как сказывается изменение  характера межгрупповых отношении  на результатах межгруппового сравнения  и оценки. Межгрупповое сравнение  и оценка проводились в коллективах  производственных арендных подразделении  в виде двух последовательных «срезов», на II этапе исследования, т.е. непосредственно  после создания арендных коллективов  и заключения договоров, и на III его  этапе, т.е. через год после начала работы в новых условиях. Использовалась специально разработанная оригинальная методика, сочетающая технику попарного  сравнения и оценку групповых  качеств (отношений) с помощью зрительно-аналоговой шкалы.

Результаты  межгруппового сравнения и оценивания по различным критериям представлены в табл. 1. Анализ результатов показывает, что показатели внутригруппового предпочтения и динамика их изменения по разным критериям существенно различаются. Поданным первого «среза» (на II этапе  исследования) наиболее высокими индексы  внутри группового предпочтения оказались  по критериям «привлекательность коллектива в целом» (0,689) и «взаимоотношения в коллективе» (0,793). По критериям  «отношение к работе» и особенно «производственные результаты работы»  индексы внутри группового предпочтения оказались ниже (соответственно 0,442 и 0,215). По данным второго «среза»  наиболее высокими оказались индексы  внутригруппового предпочтения по критериям  «взаимоотношения в коллективе» (0,658) и «отношение к работе» (0,422). Различной  оказалась и динамика этих показателей. По всем четырем критериям индексы  внутригруппового предпочтения от II и III этапу снижаются При этом наиболее сильно индекс внутригруппового предпочтения снижается по критерию «привлекательность коллектива в целом» (с 0,689 до 0,377). На II] этапе он становится ниже, чем по критериям «отношение к работе» (0,422) и взаимоотношения в коллективе (0,658). Существенно снижается также индекс внутригруппового предпочтения по критерию «производственные результаты работы» (с 0,215 до 0,134), Различия в оценках по этим критериям статистически значимы на уровне р<0,01. По критериям «взаимоотношения в коллективе» и «отношение к работе» индексы изменились незначительно». По последнему — различия в оценках статистически незначимы.

Сравнительный анализ данных первого среза показывает наличие тесной связи оценок привлекательности  коллектива с опенками взаимоотношений  в коллективе. Распределения оценок и индексы межгруппового предпочтения по этим критериям наиболее близки. По данным же второю среза подобная связь отсутствует. Степень предпочтения своей группы по критерию отношений  в коллективе значительно превышает  степень привлекательности коллектива в целом Вместе с тем обнаруживается выраженное сходство оценок привлекательности  коллектива с оценками отношения  к работе я производственных успехов. Одно из возможных объяснений отмеченной динамики показателей внутригруппового предпочтения состоит в том, что  в условиях арендного подряда  привлекательность коллектива в  целом начинает в большей степени  определяться успешностью трудовой деятельности, чем социально-психологическим  климатом (см. рис. 1). Полученные данные свидетельствуют, что результаты межгруппового  сравнения и оценки нельзя однозначно связывать с характером межгрупповых отношений, Процессы межгруппового  сравнения и оценивания выполняют  по крайней мере две различные  функции в обеспечении жизнедеятельности  коллективов: адекватного межгруппового  сопоставления, необходимого для обеспечения  нормального взаимодействия коллективов (какую бы форму — кооперативную  или конкурентную — это взаимодействие не принимало) и обеспечения эмоциональной  приверженности к своему коллективу (и связанной с ним переоценки привлекательности своего коллектива), необходимой для обеспечения его психологической общности

Полученные  данные говорят о том, что в  условиях изменения форм собственности  и экономической деятельности происходит изменение значимости критериев  сравнения и оценки своей и  других групп по степени их привлекательности. Наряду с критериями межличностных  отношений все более важную роль начинают играть критерии отношения  к работе и ее результатов (успешности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие и специфику межгрупповой коммуникации, основные  теоретические подходы к изучению межгрупповых отношений, экспериментальные исследования, межгрупповую интеграцию, дифференциацию, а также факторы детерминации.

Из выше сказанного можно  сделать следующие выводы: Межгрупповая коммуникация ,одна из сложных коммуникаций, так каккоммуникацию между группами построить намного тяжелее, чем межличностную. В межгрупповой коммуникации всегда будет проявляться чувство соперничеством, а затем межгрупповой конфликт. Межгрупповую коммуникацию исследовали очень многие ученые. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

Критерии  межгруппового сравнения 
и оценивания

Индексы межгруппового предпочтения

II этап

III этап

Производственные  результаты работы коллектива

0,215

0,134

Отношение к работе

0,442

0,422

Взаимоотношения а  коллективе

0,793

0,658

Привлекательность коллектива в целом 

0,689

0,377


Результаты  межгруппового сравнения и оценивания по различным критериям представлены в табл. 1.

 

 

Рис. 1. Показатели внутригруппового предпочтения но разным критериям межгруппового сравнения и оценки. (Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М,: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. С. 121)


Информация о работе Межгрупповая коммуникация