Организационные основы деятельности государственных служб по связям с общественностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать специфику деятельности государственных служб по связям с общественностью.
Задачи:
· определить необходимость создания пресс-служб в структурах органов государственной власти;
· сформулировать основные цели и функции как пресс-службы в целом, так и пресс-секретаря, как главы подразделения;
· раскрыть особенности методов, используемых службами по связям с общественностью;
· описать оптимальную структуру пресс-службы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
I. ПРЕСС-СЛУЖБА КАК СТРУКТУРНАЯ ЕДЕНИЦА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ………………………………….5
Цели и функции пресс-служб. Обязанности пресс-секретаря…………………………………………………………………………..5
Особенности методов работы служб по связям с общественностью………………………………………………………………..12
II. СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО PR-РЫНКА…………………………………………………………………………..15
Особенности федерального уровня………………………………….15
Специфика субъектного уровня……………………………………...22
Местный уровень. Функционирование PR- службы на местном уровне…………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая линник.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Основными направлениями деятельности пресс-служб являются:

      Производство информации для целевой аудитории и распространение ее по каналам СМИ: изготовление информационной продукции, подготовка собственных печатных, теле- и радиоматериалов, организация работы с представителями СМИ на постоянной основе. Сюда входит распространение пресс-релизов, проведение пресс-конференций, брифингов, организация "круглых столов" и иных мероприятий.

      Производство информации для специалистов и организаций, непосредственно связанных с данным ведомством в своей повседневной деятельности: издание информационных сборников, выпуск малотиражных, рассчитанных на узкоспециальную аудиторию газет и журналов.

      Подготовка внутриведомственной информации, в том числе отслеживание в СМИ оценочной и другой информации о деятельности организации.

Двойственная, противоречивая природа целей и задач пресс-центров, с одной стороны, заключается в том, чтобы проводить информационную политику с учетом интересов ведомства, с другой стороны - предоставлять ту информацию, которая соответствует интересам общества, выраженным через СМИ. Это противоречие и определило характер проблем, возникающих в процессе работы пресс-центров. Одной из главных проблем является опасность превращения пресс-служб или пресс-центров в своеобразный барьер между СМИ и ведомством. Это происходит в том, случае, если в повседневной практике пресс-службы руководствуются частными интересами ведомствами, а не интересами общества в получении объективной и подробной информации, что является нарушением права на информацию.[6]

Наиболее развитым институтом на федеральном уровне является PR- структура Президента РФ. Она включает в себя следующие подструктуры:

1. Управление Президента РФ по связям с общественностью

2. Управление пресс-службы Президента РФ

3. Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан

4. Управление протокола Президента РФ

5. Управление Президента РФ по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями, депутатами Государственной Думы ФС РФ

Функциями, реализуемыми данными управлениями в совокупности, являются:

       Изучение общественного мнения о социально-экономическом и политическом развитии страны, о деятельности федеральных органов

       Подготовка аналитических и пропагандистских материалов для СМИ, предложений о работе со СМИ

       Координация пресс-служб федеральных органов

       Организация работы со СМИ

       Реализация информационной политики государства

       Организация приема граждан в соответствующих подразделениях

       Обеспечение централизованного учета обращений граждан

       Создание на основе обращений граждан информационного фонда

       Осуществление контроля за выполнения поручений по обращениям граждан

       Извещение граждан о результатах рассмотрения их обращений

       Протокольно - организационное обеспечение международных контактов и рабочих встреч Президенте, его супруги, главы его администрации

       Организация и координация деятельности по протокольному и организационному обеспечению визитов в РФ и визитов Президента за рубеж

       Консультирование по вопросам протокола

       Обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, общественными и религиозными объединениями, депутатами ГД ФС

       Информирование Президента об основных процессах в общественно-политической жизни и др.[7]

Реализация функций позволяет реализовывать Президенту свои конституционные полномочия, решать задачи национального и международного масштаба. Также успешное осуществление функций способствует позицированию Президента как фигуры международного демократического уровня, а России как демократической страны, являющейся развитой страной. Для эффективной деятельности PR - структуры Президента необходимо претворять в жизнь выработанную и согласованную с основными группами общественности политическую стратегию, включающую в себя подробное описание приоритетов России в экономических, политических, социальных вопросах.

Основная проблема, сказывающаяся на эффективности, связана с принятием решений национального характера на президентском уровне без участия представителей различных кругов, что вызвано многопартийной структурой общества, находящегося в состоянии постоянного кризиса.

Поэтому любое президентское решение необходимо представлять слишком разнородной общественности, что увеличивает степень общественного резонанса на данное решение. Поэтому на сегодняшней день PR - структуры заняты снижением степени этого резонанса, чем информационной поддержкой политической стратегии, которой на сегодняшний день практически не существует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Специфика субъектного уровня

 

Во многом организация работы PR - структур на субъектном уровне дублирует работу органов федерального уровня с различием в масштабах деятельности. Государственные органы субъектного уровня могут также являться учредителями государственных региональных СМИ. Кроме того, что работа государственных структур субъектного уровня урегулирована федеральными законодательными актами, она также регулируется и региональными законами и постановлениями.

Создание PR - отделов в законодательных и исполнительных органов субъектного уровня основывается на стадии развития соответствующей республики, края, области и пр., обладание необходимыми ресурсами, степенью поддержки центром и заинтересованностью общественности в функционировании подобной структуры. Во многих регионах PR - отделы создаются лишь на периоды выборов. В последнее время специалисты отмечают тенденцию, состоящую в том, что региональные государственные органы более склонны к сотрудничеству с независимыми PR - агентствами, что объясняется краткосрочным характером целей, которые преследуются региональной властью.

Довольно часто региональные государственные органы сталкиваются с проблемами в построении взаимоотношений со СМИ и общественностью. Проблемы возникают из-за отсутствия профессионалов в PR - области, желанием региональных властей навязывать собственную линию поведения и контролировать все сферы массовых коммуникаций.

Сегодня российское законодательство жестко и детально регламентирует региональное медийное поле. Особое внимание уделяется взаимоотношениям институтов власти и СМИ, особенно вопросам экономической поддержки масс-медиа, необходимость которой уже несколько лет вызывает споры и дискуссии.

Процесс взаимодействия региональной власти и СМИ проявляется в двух формах: процедурно-организационных, информационно-технологических.

1. Процедурно-организационные формы взаимодействия включают в себя основные этапы и условия функционирования СМИ: учреждение, регистрацию, аккредитацию.

Правила учреждения СМИ в РФ закреплены в Законе о СМИ. Субъектами учредительного процесса могут быть граждане, юридические лица, объединения граждан (общественные, трудовые, религиозные), государственные органы власти и органы местного самоуправления.

В Российской Федерации одной из стадий процесса учреждения СМИ является регистрация печатных СМИ и лицензирование телерадиовещания. Если лицензирование не вызывает особой критики со стороны правозащитных организаций, то вокруг процесса регистрации печатных СМИ уже давно ведутся споры. Сторонники отмены регистрации приводят в пример такие страны, как Германия, США, Нидерланды, Канада, Австралия и другие, где этого механизма не существует.

В РФ основным этапом процесса создания средств массовой информации является его регистрация, заявление о которой учредитель должен подать в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций или ее территориальные органы. Данный орган власти имеет право отказать соискателю по целому ряду причинам, установленным Законом о СМИ.

Вполне очевидно, что в нашей стране процедура регистрации носит разрешительный характер и является для институтов власти инструментом влияния на средства массовой информации, что совершенно недопустимо, например, в Германии, где механизм регистрации отсутствует.

По мнению отечественных исследователей, в России необходимо заменить разрешительный порядок регистрации на уведомительный. Регистрация необходима в целях учета издающихся в государстве СМИ, а также для обозначения лица (лиц), ответственных за деятельность редакции, при этом никаких контрольных функций она не выполняет. Соответственно отпадает необходимость существования разрешительной системы. Регистрирующий орган не должен иметь право отказать в регистрации, когда предоставлены все предусмотренные законом сведения.

2. Инициатива возникновения информационно-технологических форм взаимодействия институтов власти и СМИ может исходить от органов власти или от самих масс-медиа. Инициируемые СМИ формы взаимодействия опираются на гарантированное Конституциями европейских стран (в том числе Российской Федерации) право средств массовой информации на доступ к информации. Институты власти должны быть максимально транспарентными для общества и осуществлять свою деятельность на основе принципа открытости. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Местный уровень. Функционирование PR - службы на местном уровне

 

PR в органах местного самоуправления осуществляется в рамках информационно-аналитических отделов, пресс-служб, отделов по связям с общественностью.

Сухотерин и Юдинцев отмечаются, что именно специалисты по информационной работе, а не другие менеджеры непосредственно сталкиваются не с органом государственной власти как таковым, а с его образом, складывающимся в массовом сознании5. Данное представление справедливо отнести и к паблик рилейшнз в системе органов местного самоуправления.[9]

Следующим внутренним фактором является цель связей с общественностью в деятельности органов местного самоуправления. На наш взгляд, на практике цель PR сводится к осуществлению задуманного политического дискурса, то есть к созданию своеобразной специально сконструированной «картины», которая складывается в общественном сознании относительно деятельности местной власти.

В соответствии с процессом осуществления связей с общественностью, мы имеем возможность выделить следующие противоречия связей с общественностью в органах местного самоуправления:

1) полностью отсутствует конкуренция органам местной власти, то есть сходной организации, осуществляющей аналогичные функции. Не имея конкурентов в своей области, PR-деятельность в органах муниципальной власти обладает еще одной ключевой особенностью. Осуществление PR-коммуникации посредством средств массовой коммуникации в органах МСУ преимущественно осуществляется бесплатно. В отличие от PR-деятельности коммерческих организаций, основной задачей которых является получение прибыли и увеличение материальной базы, PR в органах муниципальной власти, прежде всего, направлены на достижение социально значимых результатов, в том числе информирование, предупреждение о решениях, планах, мероприятиях, услугах структур органов местного самоуправления для жителей муниципального образования, создание условий для общественного участия в подготовке, принятия, реализации решений органов МСУ, снятие социальной напряженности в условиях кризисной ситуации, мотивирование жителей на социальное значимое поведение и т.д.;

2) связи с общественностью встроены в систему муниципальных органов власти, что значит не только взаимодействие со всеми элементами системы, но и отражение на связях с общественностью любых изменений в системе. Необходимо иметь в виду, что любой организации свойственна тенденция бюрократизации. Деятельность, связанная с информацией, предполагает высокую оперативность, поскольку одна из основных ее характеристик – актуальность. Поэтому в системе органов местного самоуправления, в которых связи с общественностью подчинены бюрократии, оперативность поступления сведений недостаточна, и, как следствие, воздействие малоэффективно;

Информация о работе Организационные основы деятельности государственных служб по связям с общественностью