Организационные основы деятельности государственных служб по связям с общественностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать специфику деятельности государственных служб по связям с общественностью.
Задачи:
· определить необходимость создания пресс-служб в структурах органов государственной власти;
· сформулировать основные цели и функции как пресс-службы в целом, так и пресс-секретаря, как главы подразделения;
· раскрыть особенности методов, используемых службами по связям с общественностью;
· описать оптимальную структуру пресс-службы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
I. ПРЕСС-СЛУЖБА КАК СТРУКТУРНАЯ ЕДЕНИЦА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ………………………………….5
Цели и функции пресс-служб. Обязанности пресс-секретаря…………………………………………………………………………..5
Особенности методов работы служб по связям с общественностью………………………………………………………………..12
II. СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО PR-РЫНКА…………………………………………………………………………..15
Особенности федерального уровня………………………………….15
Специфика субъектного уровня……………………………………...22
Местный уровень. Функционирование PR- службы на местном уровне…………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая линник.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Иногда пресс-секретарь одновременно является руководителем всей пресс-службы органа власти и организует ее работу по всем направлениям. По мнению Татариновой Г.Н., обобщая деятельность пресс-секретаря, работающего в органах власти, можно выделить ряд его основных функций:

1. Внешняя: анализ служебной информации и донесение ее до СМИ. Пресс-секретарь выступает в роли «переводчика»: трудный для восприятия рядовым читателем язык документов он переводит на доступный, понятный всем. Это функция популяризации решений власти, требующая не только умения обращаться со словом, но и способности оценить значимость, важность для населения того или иного документа. Пресс-секретарь организует работу пресс-службы, обеспечивает отправку пресс-релизов. Его обязанностью является осуществлять взаимодействие с журналистами, а также организовывать мониторинг СМИ. Пресс-секретарь имеет право присутствовать на заседаниях, посещать проводимые мероприятия, запрашивать необходимые сведения. Пресс-секретарь часто выступает спичрайтером, готовит тексты выступлений или заявлений руководителя. Непосредственной обязанностью пресс-секретаря является организация и ведение пресс-конференций (брифингов) руководителя. «Доступ» журналистов к первому лицу - прямая прерогатива пресс-секретаря. Он регулирует встречи, интервью, их продолжительность и регулярность. Задача пресс-секретаря - создавать и поддерживать бесконфликтную, лучше дружескую атмосферу взаимоотношений между руководителем органа власти и СМИ. Здесь необходимы коммуникабельность, дипломатичность, гибкость.

2. Охранная: защита служебной информации, государственной тайны. Каждое ведомство, каждая властная структура имеет информацию, которая не может быть всеобщим достоянием. Хотя в российском законодательстве пока не проработаны должным образом вопросы охраны служебной тайны в органах власти, государственные интересы диктуют необходимость ограничения гласности по определенным вопросам. Пресса, особенно частная, коммерческая, в свою очередь стремится заполучить именно такую информацию. Пресс-секретарю важно умело выстраивать отношения с журналистами, чтобы не создавать ощущения излишней закрытости власти, при этом защитить служебную информацию.

3. Внутренняя: сбор и анализ информации об освещении в СМИ деятельности органа власти, его руководителя. Ежедневно на стол президента (губернатора, мэра) ложится оперативный обзор СМИ. Исполнение внутренней функции требует определенного мужества, профессиональной честности и этики.[3]

Таким образом, пресс-службы в органах государственной власти являются многофункциональной системой по организации и налаживанию отношений с общественностью, включающей в себя два аспекта. Во-первых, деятельность по связям с общественностью - это теоретическая работа с целью выработки рекомендаций для высшего руководящего звена. Во-вторых, деятельность пресс-служб включает в себя и практическую работу по оценке двустороннего потока информации с широким использованием финансовых и материально-технических средств, а также специальных форм и методов образовательно-воспитательного воздействия на массовое сознание и поведение людей, социальных групп, объединений и институтов.

 

 

 

 

1.2. Особенности методов работы служб по связям с общественностью

 

А. Ю. Русаков утверждает, что в настоящее время социологи и политологи, как в западных странах, так и в России обеспокоены тем, что бурное развитие технологий связей с общественностью в государственных структурах может привести к тому, что эти технологии станут завуалированной формой пропаганды. Действительно, связи с общественностью в государственной сфере довольно часто используют наряду с собственными методами, методы, заимствованные и из арсенала пропагандистских средств. И связи с общественностью, и пропаганда стремятся воздействовать на ценности, ориентируясь на долговременный результат. Различия лежат в способах манипуляции. Связи с общественностью стремятся подстроиться под уже сложившиеся отношения, тогда как пропаганда старается изменить эти отношения для своих целей.[4]

А. И. Таиров в своей статье, описывающей особенности методов работы государственных служб по связям с общественностью, рассказывает, что технологии пропаганды, используемые в деятельности служб по связям с общественностью, могут опираться на когнитивные, коммуникативные и резонансные схемы.

Использование когнитивных схем можно представить в виде айсберга. Массовое сознание получает указание на верхушку айсберга, за которой следует весь объем связанной с ней информации.

Подача информации с помощью уже апробированных в обществе схем воздействия увеличивает уровень её эффективности. Пропаганда опирается на уже имеющиеся в обществе схемы коммуникаций. Следует помнить, что число лидеров мнений составляет 10-20% от населения. Но наличие этой группы позволяет производить воздействие с наименьшими материальными и интеллектуальными затратами. Лидер мнения с этой точки зрения - весьма выгодный канал коммуникации, выступающий в роли мини-СМИ для определенной группы населения.

Суть использования апробированных схем, представляющих собой резонансные технологии, состоит в том, что в ряде случаев из набора ситуаций СМИ начинает использовать только некоторые из них. Можно выделить две резонансные схемы, на которые реагируют СМИ:

1) когда поступает подтверждение уже имеющимся в обществе слухам. Население готово услышать подтверждение того, во что уже поверили. Не хватает только конкретной подсказки;

2) когда реализованная ситуация вступает в противоречие со сложившимся имиджем. Так происходит, когда действия общественно значимой фигуры идут вразрез со сложившимся образом и запоминаются на долгое время.

Особенно сильное воздействие такие технологии оказывают, когда имеет место перекодировка из одного языка в другой. Специалиста в этой сфере можно представить как переводчика с языка вербального на языки визуальный и событийный, так как люди больше верят событиям и картинкам, чем словам.

Для введения нужной информации можно использовать метод «паровозика», когда один факт цепляет за собой другой. Это стандартный метод привлечения внимания, когда вместе с рассказом об известном руководителе, приводится рассказ о его учреждении.

Существуют ещё три феномена символической трансформации. Это «белое пятно», когда сознательно недостаёт детализированной информации, чтобы читатель дописал необходимое. При этом руководителю органа власти, находящемуся в тени, приписывают те характеристики, которые массовое сознание считает необходимым.

Отдельным феноменом выступает и переполнение информации. Известно, что, перерабатывая информацию, мы пытаемся подогнать её под определенную схему. Если же информации было слишком много, человек не в состоянии её «переваривать», и она закрепляется на подсознании как целое, без искажений.

Следует помнить и «подсказку» как способ работы с массовой аудиторией. Необходимо все время демонстрировать в явной форме те знаки, которые должны подтвердить верность избранной интерпретации ситуации. Многие из них носят двусмысленный характер, а подсказка выводит её понимание на заданный уровень.

Во всех этих случаях с точки зрения движения символов наблюдается закономерность: наиболее сильный символ притягивает более слабый. Сообщение об очередном заседании в органе государственной власти всегда слабее информации о митинге, который проходил в момент заседания перед зданием администрации.

Таким образом, манипулятивные методы, используемые в технологиях связей с общественностью, проявляются в следующем:

· утрирование уже зафиксированного стереотипа,

· перевод его из вербального в визуальную или событийную форму,

· усиление предлагаемого события признаками достоверности и детализации.

Основные технологии манипулирования, заимствованные связями с общественностью из пропаганды, нейтральны по своим качественным характеристикам. И уже на совести специалиста по связям с общественностью то, с какими целями он будет их использовать.[5]

 

 

 

 

 

 

II. СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО PR-РЫНКА

 

2.1. Особенности федерального уровня

 

Базируясь на существующей в России трехуровневой организации государственного управления, можно выделить три уровня PR, каждый из которых обладает собственной спецификой, связанной с преобладанием тех или иных ресурсов - это федеральный, субъектный и местный уровни. Каждый из них имеет собственную законодательную базу, которая определяет способы взаимодействия государственных структур, находящихся на определенном уровне, с общественностью. Следование законодательным нормативным актам - специфика государственных структур, во многом ограничивающая их потенциал и способы его реализации.

Централизация, господствующая в государственном управлении России, выражается в том, что PR - структуры федерального уровня заведомо обладают более широкими функциями и полномочиями, но функционирование субъектной PR - структуры зачастую более эффективно, что обусловлено меньшим масштабом деятельности, более конкретизированным характером.

Основной особенностью федерального уровня является мощный законодательный аппарат, регулирующий деятельность органов государственного управления. Законодательная база связей с общественностью в сфере государственного управления довольно развита, что объясняется необходимостью контролировать влияние государственных органов на инструменты взаимодействия с общественностью, особое внимание уделяется взаимоотношениям со СМИ. Риск использования СМИ в качестве средства манипуляции государственными органами велик, так как они придерживаются установки: "кто контролирует СМИ - тот управляет миром". Государственные организации предпочитают находиться в отношениях стратегического партнерствами со СМИ.

На федеральном уровне закон регулирует следующие аспекты взаимодействия органов государственного управления с масс-медиа:

      Аудио- и видеозапись. Пресс-службы федеральных органов ведут аудио- и видеозапись всех официальных мероприятий с участием Президента, заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ и его Президиума. Журналисты СМИ имеют право ознакомиться с записями и снять копии с них, кроме записей закрытых мероприятий, при этом ссылка на соответствующую пресс-службу не требуется.

      Обязательные программы. Государственные федеральные СМИ обязаны обеспечивать распространение следующих теле- и радиопрограмм не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и радио каналу, не позднее чем через 24 часа с момента совершения соответствующих событий: обращений и заявлений Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства, вступление в должность Президента, открытие первых заседаний Совета Федерации, Государственной Думы, нового Правительства.

      Информационные программы. Государственные аудиовизуальные СМИ включают в информационные программы в обязательном порядке определенные законом сообщения о решениях и действиях, событиях. Должно сопровождаться видеорядом, если позволяет техническая подготовка.

      Информационно-просветительские программы. Государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны еженедельно выпускать в эфир обзорные информационно-просветительские программы об итогах работы Совета Федерации и Государственной Думы, их комиссий и комитетов.

      Иные программы. При формировании программной политики СМИ должны предусматривать и иные публицистические, информационные, аналитические программы о работе федеральных органов.

      Реклама. Программы о деятельности федеральных органов не могут прерываться рекламными материалами и сообщениями.

Тот факт, что взаимоотношения органов федерального уровня предусматривает бесплатное распространение общественно значимых мероприятий, связан с необходимостью донесения до общественности решений и действий. Если бы отношения строились на коммерческой основе, то это привело бы к поиску дополнительных внебюджетных источников, отразилось бы на объективности передаваемой информации или привело бы к отсутствию или недостаточному информационному обеспечению общегосударственных событий и решений.

Основными отличиями государственных органов федерального уровня являются наличие обязательных для распространения радио и телепрограмм, существование государственных федеральных СМИ, учредителями которых являются федеральные органы. Зачастую выделенных бесплатных ресурсов оказывается недостаточно для проведения полноценной информационной политики. В связи с этим федеральные органы начинают использовать PR - технологии для информирования общественности, которые позволяет не затрачивать финансы для того, чтобы осветилось в СМИ то или иное событие. Главным критерием становится увеличение привлекательности события для общественности, что, несомненно, в лучшую сторону изменяет качество распространяемой информации.

Возникновение пресс-служб, пресс-центров и PR - отделов в органах государственного управления стало возможным из-за внутренней потребности организаций проводить активную информационную политику. Регулируя отношения с внешней средой, пресс-служба и приспосабливается к внешним условиям, и регулирует взаимоотношения со структурами, находящимися вне данной организации.

Появление пресс-служб отражает новые потребности общества в более сложной и разнообразной социальной информации и проходит в рамках более широкого внешнего процесса - усложнения информационной структуры общества.

Информация о работе Организационные основы деятельности государственных служб по связям с общественностью