Организация международных грузоперевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 03:37, курсовая работа

Описание работы

Транспорт является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса.

Работа содержит 1 файл

роль транспорта.docx

— 39.08 Кб (Скачать)

Очень большое влияние на географию  морского транспорта оказывают международные  морские каналы (особенно Суэцкий  и Панамский) и морские проливы (Ла-Манш, Гибралтарский и др.).

Внутренний водный транспорт —  старейший вид транспорта. Сейчас он занимает по длине сети последнее  место в мировой транспортной системе.

Развитие и размещение внутреннего  водного транспорта в первую очередь  связано с природными предпосылками  — наличием рек и озер, пригодных  для судоходства, Амазонка, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конго имеют большую пропускную способность, чем самые мощные железнодорожные магистрали. Но использование этих предпосылок зависит от общего уровня экономического развития. Поэтому по грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Бельгия, а также Китай.

Большое значение в некоторых странах  имеют также судоходство по искусственным  путям и озерное судоходство.

Воздушный транспорт. Этот вид наиболее скоростного, но достаточно дорогостоящего транспорта играет важную роль в международных пассажирских перевозках. Его преимущества кроме скорости — качество поставок, географическая мобильность, позволяющая легко расширять и менять трассы. Сеть регулярных авиалиний теперь опоясывает весь земной шар, протягиваясь на миллионы километров. Ее опорные точки — 5 тысяч аэропортов. Главные воздушные державы мира — США, Россия, Япония, Великобритания, Франция, Канада, ФРГ.

  1. Мировая транспортная система


Все пути сообщения, транспортные предприятия  и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в XX в. и испытывает на себе сильное воздействие НТР, что выражается в "разделении труда" между отдельными видами транспорта, увеличении пропускной способности транспортных путей, появлении принципиально новых транспортных средств, например, сверхскоростных поездов на воздушной подушке. Огромное влияние на развитие всех видов транспорта оказала "контейнерная революция", в результате которой транспортировка грузов осуществляется в специальных металлических емкостях — контейнерах. Появились также новые транспортные средства — контейнеровозы и специальные перегрузочные станции — терминалы. Это позволило повысить производительность труда на транспорте в 7 — 10 раз.

Мировая транспортная система неоднородна, и в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и  развивающихся стран. На первую из них  приходится 78 % общей длины мировой  транспортной сети и 74 % мирового грузооборота. Густота транспортной сети, в наибольшей мере характеризующая обеспеченность ею, в большинстве развитых стран  составляет 50 — 60 км на 100 км территории, а в развивающихся — 5 — 10 км.

Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют также несколько региональных транспортных систем: Северной Америки (на нее приходится около 30 % общей длины всех мировых путей сообщения), стран СНГ, Европы, Азии (подразделяется на несколько подсистем), Латинской Америки, Австралии, Северной Африки.

С момента зарождения транспорт  оказывал сильное влияние на окружающую среду. С ростом протяженности транспортной сети, интенсивности перевозок все  более усиливаются негативные воздействия, при этом различные виды транспорта имеют как бы свою "специализацию". Так, главным загрязнителем атмосферы  является автомобильный транспорт, воздушный транспорт и железнодорожный  транспорт, эти виды транспорта создают  также "шумовое загрязнение" и  требуют больших площадей для  сооружения магистралей, заправочных станций, стоянок, вокзалов и т.д. (за исключением воздушного). Водный транспорт главным образом служит источником загрязнения нефтью океанов и внутренних вод.

http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/transport-v-ekonomike.html

Роль грузоперевозок в экономике страны

Значимость процесса транспортировки  грузов для торговли переоценить  очень сложно. При их непосредственном участии транспортируют сырье и  материалы, завозят товар в торговые точки и продукты в столовые. В  общем, можно сказать, что без грузоперевозок нормальное функционирование любого населенного пункта просто невозможно; особенно грузоперевозки востребованы в крупных городах, где потребность в них растет каждый день. В России, как в самом большом на Земном шаре по площади государстве, роль грузоперевозок особая.

Грузоперевозки по территории нашей  страны имеют первостепенное значение для обеспечения связи между  различными субъектами, так как Россия имеет значительную протяженность  по площади, а ее промышленные предприятия, соответственно, вполне объяснимую разбросанность по всей территории. Рост числа компаний, осуществляющих процесс грузоперевозок, растет изо дня в день, что свидетельствует  о повышенном спросе на этот вид  услуг и, конечно же, о положительной  динамике в экономике нашей страны. Транспортировка грузов, как одна из основных отраслей народного хозяйства, объединяет все секторы экономики  страны в целостную систему. Сложно представить, что случится, если вдруг  перестанут функционировать все  транспортные компании страны – это  бедствие национального масштаба.

Однако современные торговые предприятия  ощущают необходимость не только в перевозках по России, но и во взаимодействиях  с другими странами, которые невозможно без осуществления международных грузоперевозок. Подобные услуги на сегодняшний день предлагаются большим числом транспортных компаний.

Эффективность торговой деятельности напрямую связана с бесперебойностью поставок сырья и товаров, что  в большой степени зависит  от работы транспорта. Транспорт является связующим звеном между потребителем и производителем; его состояние  и своевременное обслуживание напрямую влияют на скорость доставки грузов и  сохранность товара, что в конечном счете определяет денежные затраты  на доведение товаров от производителя  к потребителю, и, соответственно, на уровень цен. В связи с этим грамотное решение вопросов, касающихся транспортировки грузов, будет способствовать нормальному функционированию экономики  в целом. http://www.eurodostavka.ru/%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%BA/

Транспорт относится к  коммуникационной системе. На ранних этапах развития общества он включал в себя все процессы обмена, а затем стал специализироваться на перемещении  материальных объектов. В настоящее  время его функция заключается  в соединении факторов производства в процессе воспроизводства и  обеспечении их доступа на рынок. Иными словами, транспорт соединяет время и пространство, разделяющие производителей, покупателей и продавцов. В экономическом плане он ослабляет временной и пространственный разрыв между производством и потреблением. 
 
Роль транспорта. Транспорт выступает одним из главных факторов, влияющих на размещение производительных сил. Являясь частью процесса производства, он обеспечивает эффективность использования производственных ресурсов. Разделение труда реализуется в том случае, если это позволяет снизить стоимость перемещения товаров, услуг и рабочей силы. Фрахтовые ставки и относительные цены на различные товары выступают важным условием использования средств производства и рабочей силы. 
 
Несомненна роль транспорта в обеспечении экономического роста. Увеличение производства продукции зависит от роста выпуска и специализации, что требует больше сырья, больших размеров рынка и большего объема транспортной работы. Поэтому транспорт выступает чутким барометром состояния национальных и мирового хозяйств. В то же время, являясь крупным потребителем транспортных средств и строительных материалов, он влияет на загрузку производственных мощностей, на формирование ВВП. 
 
Общая характеристика. Доля транспорта в ВВП большинства стран колеблется в пределах 4—9%, а в занятости — 3—8%. Эти данные не включают индивидуальный и внутрифирменный транспорт, который увеличивает значение транспортных услуг в экономике. Как правило, его доля в ВВП понижается по мере увеличения национального дохода. Наиболее высока она в странах Азии, затем Латинской Америки и Африки. 
 
При современных масштабах производства объем продукции в среднем на одного жителя в развитых странах достигает 20—25 т, а в целом по всему миру — около 10 т в год. В то же время каждая тонна общественной продукции суммарно в сфере производства (не считая технологических перевозок внутри предприятия) и в сфере обращения в среднем требует 860 т/км работы транспорта, включая международные морские перевозки, и более 550 т/км — без их учета. 
 
Резко возрастает мобильность людей. В 1900 г. в США средний гражданин передвигался на 698 км в год в основном на работу. В 80-е годы передвижение человека с учетом всех видов транспорта достигло 19,2 тыс. км в год, увеличившись с начала века почти в 27,5 раза. В Западной Европе данные показатели меньше в полтора-два раза. Все страны с высоким уровнем развития зависят от относительно большого числа поездок людей для обеспечения их экономической и социальной активности. В слаборазвитых странах перемещения людей не превышают 480—660 км в год — примерно 2 км в день, а в наиболее развитых странах мировой периферии — в 20 раз больше. Высокая мобильность людей начинается с достижения страной среднего уровня развития. 
 
Для анализа роли перевозок в экономическом развитии используется ряд показателей: соотношение ВВП и грузооборота, эластичность спроса на транспорт по отношению к доходу на душу населения и др. Соотношение ВВП 
и грузооборота (т/км) наименьшее в развитых странах: на один доллар ВВП приходится примерно 2,4 т/км перемещения груза, в странах с низким уровнем развития — в 2 раза больше. Примерно такое соотношение отмечается и в эластичности спроса. Различия в показателях, как видим, довольно значительны. Они свидетельствуют о том, что равный экономический рост требует больших перевозок в менее развитых странах, чем в высокоразвитых.

Дело в том, что в  индустриальных странах больше развита  сфера услуг, которая не требует  больших перевозок на единицу  производства, и меньше доля тяжелой  промышленности, являющейся транспортно-интенсивной. 
 
Различна роль транспорта в подсистемах мирового хозяйства при осуществлении внешнеторговых связей. Ее показателем выступает транспортная составляющая, которая представляет собой отношение фрахта (Тс) к стоимости экспортируемых импортируемых товаров. 
 
Транспортная составляющая активно влияет на специализацию и кооперирование производства. В случае когда величина дополнительных транспортных расходов превышает выгоды, получаемые от международной специализации и кооперирования производства, последнее становится неэффективным. 
 
Транспортные расходы составляют заметную величину по отношению к объему международных поставок. Транспортные издержки в 90-е годы составляли порядка 4—5% мирового импорта, что примерно в два раза ниже уровня 70-х годов. В развитых странах доля фрахта ниже, в развивающихся — выше (РФ — 8%). Отмеченные соотношения объясняются прежде всего различной динамикой мировых экспортных цен и тарифов натранспортные услуги, а также относительно высоким удельным весом «транспортной составляющей» в ценах на сырье и относительно низким — в ценах на готовые изделия. 
 
Структура перевозок. Развитие мирового транспорта характеризуется ростом путей сообщения, грузовых и пассажирских перевозок. Рост перевозок опережает рост путей сообщения. На примере США можно сказать, что по мере экономического развития динамика грузооборота уменьшается, а пассажирооборота — растет. 
 
По количеству (весу) перевозимых грузов среди всех видов транспорта на первом месте находится автомобильный, далее следуют железнодорожный, морской, трубопроводный, внутренний водный и авиационный транспорт. Быстрый рост грузовых перевозок автомобильным транспортом приводит к сокращению других видов транспорта, особенно железнодорожного и внутреннего водного. Это объясняется многими причинами, в том числе меньшей густотой их сети, их неспособностью без перегрузки обеспечить доставку товара от «двери к двери». 
 
Процессы концентрации промышленного производства до 60-х годов способствовали интеграции железных дорог и внутренних водных путей. Фрагментация производства, диверсификация спроса и увеличение номенклатуры изделий приводят к возрастанию роли автомобильного транспорта. Железнодорожный транспорт зависит от перевозок насыпных и массовых грузов. В США на их долю приходится 80% железнодорожных перевозок, при этом каменный уголь и сельскохозяйственные продукты составляют 38 и 12%. 
 
Приоритеты отдельных видов транспорта в мировом грузообороте также меняются. По объему грузооборота (т/км) лидирует морской транспорт, на долю которого приходится порядка 60% мирового объема. Первое место, занимаемое морским транспортом в грузообороте, объясняется как значительным развитием товарооборота, так и средней дальностью морских перевозок, которые превышают 7 тыс. км. 
 
Интенсивное развитие магистрального и местного транспорта привело к многовидовой транспортной структуре и взаимодействию между отдельными видами транспорта. В огромной степени это достигается организацией контейнерных перевозок. Товары, загруженные в контейнеры, перевозятся прямо от отправителя к получателю без промежуточных складских операций, даже если на различных этапах перевозки осуществляются различными видами транспорта. Одновременно использование контейнерных перевозок позволило значительно повысить эффективность использования транспорта, резко поднять производительность труда. 
 
Процесс контейнеризации и внедрение прогрессивных транспортных технологий привели к смешанным международным перевозкам (интермодальным, мультимодальным или комбинированным).

Были созданы интегрированные транспортные системы с участием различных видов транспорта, работа которых строго скоординирована и взаимоувязана. Смешанные перевозки получили огромное развитие, о чем можно судить по объему морских контейнерных перевозок. Смешанные перевозки подтолкнули транспортные компании к преодолению их сегментной разобщенности и способствовали процессу вертикальной интеграции всей транспортной индустрии. Наряду с другими причинами они привели к образованию многовидовых или общих, тотальных транспортных компаний, которые распространяют свои услуги не только на перевозку, но и на многие сопутствующие операции. Эти компании действуют теперь на расширенной географической основе, начиная с региональной и кончая глобальной. 
 
Основные черты транспортной системы. Все виды транспорта и все звенья транспортного процесса в их взаимодействии на национальном, международном, межконтинентальном и мировом уровнях составляют транспортную систему. При этом нужно иметь в виду, что транспортная сеть, как и информационная, на континентах и в регионах не преодолела фрагментарности. В прошлом она создавалась главным образом для удовлетворения национальных интересов, оставляя «узкие» места и разрывы между отдельными странами. Глобальная транспортная система в большей мере развивается под влиянием пассажирских перевозок. 
 
В ряде видов транспорта национальная собственность и ее использование не совпадают. Наибольшие масштабы это явление приобрело в морском транспорте. Здесь транспортные средства чаще фиксируются по флагу регистрации. В этом случае важнейшие позиции занимают страны открытой регистрации, относящиеся к развивающейся подсистеме мирового хозяйства, а на долю развитых стран приходится 28%. Ведущие страны регистрации — Либерия, Панама, Багамы, а также Бермуды, Кипр, Мальта. 
 
Удельный вес тоннажа под «удобным флагом» значительно возрос: с 21,6 в 1970 г. до 34% в 1990 г. и свыше 60% в конце 90-х годов. Наиболее широко открытая регистрация используется судовладельцами индустриальных стран: 67% их тоннажа в начале 2000 г. Довольно длительное снижение уровня фрахтовых ставок и повышение стоимости рабочей силы привели к сокращению объема национальных флотов ведущих западных стран и перемещению их под удобные флаги. К самым крупным фактическим владельцам тоннажа под удобными флагами относятся США и Япония — соответственно 75,4 и 88,4% их флотов. Этот тоннаж используется в транспортировке национальных внешнеторговых грузов: в США — до 70%. 
 
Судовладельцы, регистрирующие свои суда под удобными флагами, получают преимущества в конкурентной борьбе за счет более низких налогов и заработной платы. Подобная практика создает проблемы для других судовладельческих компаний индустриальных стран. Для поддержания эффективной деятельности национальных компаний ряд стран пошел по пути организации открытых зон — острова Мэн в Британии, Аландские острова в Финляндии и др. 
 
В целом конкуренция, технические и технологические усовершенствования, сокращение цикла жизни товаров и увеличение давления потребителей в отношении качества и цен заставляют производителей, транспортные и коммуникационные компании прилагать усилия к снижению издержек производства, что приводит к понижению цен. С начала столетия транспортные и коммуникационные тарифы в реальном выражении снизились более чем в 12 раз. Процессы интернационализации способствовали снижению тарифных барьеров. Этот процесс наряду со снижением цен на перевозки и связь уменьшил водораздел между внутренними и внешними рынками, создал условия для размещения предприятий в районах с более низкими издержками производства.

Информация о работе Организация международных грузоперевозок