Понятие, виды и влияние межкультурной коммуникации на бизнес-среду

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Многие люди входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными особенностями. Со структурной точки зрения - это микрокультуры (субкультуры) в составе макрокультуры. Каждая микрокультура имеет одновременно сходство и различие со своей материнской культурой, что обеспечивает их представителям одинаковость восприятия мира. Иными словами, субкультурами называются культуры разных социальных групп и слоев внутри одного общества. Поэтому связь между субкультурами протекает внутри этого общества и является вертикальной.

Содержание

Понятие, виды и влияние межкультурной коммуникации на бизнес-среду
Стратегии и модели достижения взаимопонимания в условиях межкультурной коммуникации
Стратегии делового общения стран Америки и Европы
Стратегии делового общения стран Азии
Диалог культур: адаптация персонала
Список литературы

Работа содержит 1 файл

межкультурные комуникации.docx

— 35.53 Кб (Скачать)

Италия. Итальянцы экспансивны, горячи, отличаются большой общительностью. Существующая в стране практика деловых переговоров отвечает аналогичным правилам большинства европейских стран. Для налаживания деловых отношений достаточно обмена официальными письмами с предложениями.

Большое значение итальянские бизнесмены придают  тому, чтобы переговоры велись между  людьми, занимающими примерно равное положение в деловом мире. Немаловажное значение для представителей деловых  кругов имеют неформальные отношения  с партнерами, в том числе и  в не служебное время. Итальянцы  очень ценят проявление интереса к Италии, как к стране, являющейся родоначальницей многих видов искусств и ремесел.В целом, итальянские  бизнесмены достаточно чувствительны  к соблюдению основных правил деловой  этики.

Говоря  о европейских стилях делового общения, нельзя обойтись без описания российских характерных особенностей ведения  переговоров и деловых бесед. На формирование отечественного стиля  оказали влияние два фактора: с одной стороны - советские норм, правила делового общения, с другой - черты русского национального характера.

Россия. При описании российского стиля делового общения следует обратить внимание на ряд особенностей, обусловленных недостатком опыта делового общения многих российских предпринимателей. В результате отечественные участники с точки зрения зарубежных коллег подходят к переговорам довольно странно. Если обсуждая деловое предложение, канадцы (впрочем, как и многие другие бизнесмены) рассуждают так: мы объединяемся, чтобы увеличить размер «пирога» и тогда каждый получит больше. Российские предпринимателя часто ориентированы на иную стратегию. Они считают, что размер пирога известен, и задача заключается в том, чтобы захватить себе кусок побольше. Эта характеристика говорит о некомпетентности, отсутствии определенной «переговорной культуры», стремлении даже в ситуации сотрудничества видеть в значительной мере конфликт интересов нежели их совпадение.

Еще одно, в чем мы уступаем иностранным  партнерам - это в умении «торговаться». Русские за границей колоссально  переплачивают за все именно в  силу своей склонности платить не только не торгуясь, но даже не разузнав как следует реальные уровни цен. Иностранцы это уже отлично знают  и используют. Подобное поведение  может приводить к отторжению новых российских предпринимателей.

Велика  опасность и эмоциональных крайностей, когда представители зарубежной державы рассматривается как  безусловный враг, либо как носитель высшей государственной и экономической  мудрости.

.2 Стратегии делового  общения стран Азии

 

Китай - одна из самых самобытных стран мира, но поездка туда связана с большими психологическими нагрузками. В Китае - так же как и у нас - принято все делать не официально, а «слева». Во время деловых встреч китайские участники переговоров очень внимательны к двум вещам:

. сбору  информации относительно предмета  обсуждения, а также партнеров  по переговорам;

. формирования  «духа дружбы».

Китайцы ведут переговоры, довольно четко  разграничивая отдельные этапы: первоначальное уточнение позиций, их обсуждение и заключительный этап переговоров. На переговорах с китайской  стороной следует ожидать, что партнер  первым «откроет свои карты». Китайская  сторона делает уступки обычно под  конец переговоров, после того, как  оценит возможности противоположной  стороны. Окончательные решения  обычно принимаются китайскими участниками  не за столом переговоров с партнером, а с дома. Одобрение достигнутых договоренностей со стороны «центра» практически обязательно.

В Китае  придают важное значение налаживанию  неформальных отношений с зарубежными  партнерами. Вас могут спросить о  возрасте, семейном положении, детях - не обижайтесь, это искренний интерес  к вам.

Азия - церемониальна, поэтому в Китае приняты тосты, но чокаться не обязательно.Подарки  лучше делать не определенному лицу, а всей организации, т.к. местные  правила могут запрещать принимать  личные подарки.

Япония. В японском национальном характере выделяются: трудолюбие, приверженность традициям, чувство долга, вежливость, стремление к согласованным действиям в группе. Японская мораль считает узы взаимной зависимости основой отношений между людьми. Индивидуализм же изображается ею холодным, сухим, бесчеловечным. Соединяя свои интересы с интересами семьи, дома, а на работе - с интересами группы, японец будет автоматически продвигаться одновременно с коллегами вверх по служебной лестнице, а достигнув определенного уровня, смиренно ждет, будет он выдвинут в верхний эшелон или нет. Отсюда большое значение для японцевимеет «верность» своей фирме, государству, нации при отставании их интересов. Японцев как нацию, помимо высокой организованности и отсутствия чувства юмора, выделяет еще одна черта - искренняя самокритичность, которая, каким - то образом связана с организованностью. Наши люди, к примеру, в горькие минуты неудач пьют или смеются, или делают последовательно и то и другое. Японцы же, оставаясь серьезными и не расслабляясь, анализируют приведшие к горькой минуте неправильности и стремятся их исправить в краткие исторические сроки.

В отличие  от многих других стран в Японии установление деловых контактов  с японскими фирмами путем  переписки и телефонного общения  как правило, являются малоэффективными. Это объясняется тем, что японские отличаются пристрастием к личным беседам и не склонностью к обсуждению к личным беседам, и не склонностью к обсуждению сколько-нибудь важных вопросов путем переписки или по телефону.

Большое значение в японской культуре придается  пунктуальности. Точности. Точность на переговорах - будь то во времени их начала и окончания, или выполнения обещаний, взятых на себя обязательств - одна из важнейших черт японского  стиля ведения переговоров.

Иностранец, впервые встретившийся с японскими  бизнесменами, бывает крайне удивлен  медленным темпом деловых переговоров. При проведении переговоров важно  иметь в виду, что в Японии когда  вы слышите «да», это далеко не всегда означает действительное согласие. Японцы традиционно стремятся не вступать в открытое противоречие с собеседником и огорчать его, а потому избегают прямых ответов «нет». Если японский бизнесмен хочет сказать «нет»  он обычно говорит, что «это трудно».

Желание избегать открытого столкновения противоположных  взглядов проявляется у японцев  и в практике принятия решений. При  этом по нормам японской деловой этики  главной добродетелью обладает не тот, кто твердо стоит на своем, а тот, кто проявляет готовность к компромиссу  ради общего согласия. В ходе переговоров  с японским бизнесменом трудно обойтись без возникающих пауз и молчания. Не следует пытаться заполнить паузу  самому. Для японцев такая ситуация нормальна, обычно после взаимного  молчания беседа становится более плодотворной. Забудьте о тактических проявлениях  чувств, особенно раздражения. Японцы приучены контролировать свои эмоции и будут шокированы грубостью. Терпение и стремление к установлению взаимопонимания  даст гораздо лучшие результаты.

Корея. К установлению деловых отношений корейцы подходят иначе, чем в странах Запада. Трудно наладить контакты путем прямого обращения к Южнокорейской фирме в письменном виде. Желательно личная встреча. Следует иметь в виду, что в Корее сильна традиционная конфуцианская мораль, согласно которой в межличностных отношения необходимо учитывать чувство другого уважать его права быть искренним в своих намерениях.

Корейцы в своей массе являются открытыми, общительными, очень вежливыми и  хорошо воспитанными людьми. Поэтому  будет уместным помнить, что теплые отношения к вам может и  не означать, что вам удалось так  уж заинтересовать ваших партнеров  своими предложениями, они просто проявляют  вежливость.

Корейское общество является строго иерархичным  и весьма авторитарным. Престиж человека зависит от должности и возраста и зарабатывается часто нелегки  трудом. Поэтому, если иностранец не проявит  должного уважения, его шансы на успех снизятся. Корейские бизнесмены считаются весьма напористыми и  агрессивными при ведении переговоров. Для корейских бизнесменов характерна ясность и четкость выражения  проблем и путей их решения. Корейцы  не привыкли открыто выражать несогласие с партнером, доказывать его не правоту. Они не любят заглядывать далеко в будущее, их больше интересует непосредственный результат их усилий.

Корейцы щепетильны в вопросах одежды: для  мужчин - это всегда строгий деловой  костюм, для женщин в служебной  обстановке исключаются брюки. Не принято  курить в присутствии старших  по возрасту и должности""

ОАЭ. Для арабов одним из важнейших элементов на переговорах является установление доверия между партнерами. Большое значение в арабском мире имеют исламские традиции.

Остановимся немного подробнее лишь на Египте. Египет является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации, поэтому  для египтян характерно чувство  национальной гордости, следование историческим традициям своей страны. Эти особенности  египтян сказываются при велении  ими переговоров. Так, они весьма чувствительны к вопросам, связанным  с национально независимостью. Все, что каким то образом может рассматриваться как вмешательство в их внутренние дела, будет отвергаться с беспощадностью.

В мусульманском  мире иностранец не может обращаться с вопросами или просьбами  к женщине, это считается неприличным, все контакты, обсуждения, ведутся  с мужчинами. При встрече в  арабских странах мужчины обнимаются, слегка прикасаются друг к другу  щекой, похлопывают по спине и  плечам, но такие знаки внимания возможны только между своими и не распространяются на чужестранцев.

Арабское  понимание этикета запрещает  собеседнику прибегать к прямолинейным  ответам, быть категоричным, арабы во время беседы избегают также суетливости, поспешности, арабские собеседники  всегда стремятся «сохранить лицо»  и свое, и собеседника. Отказ от сделки сопровождается оговорками, похвалами  в пользу обсуждаемого предложения. Арабские предприниматели выражают отказ в максимально смягченном виде.

Исламская мораль относит торговлю к престижному  занятию. Торговая сделка у арабов - всегда маленький спектакль. Приглашая  совершить сделку, арабский купец  становится сама любезность. Первая названная  цена всегда многократно завышена. Назвав завышенную цену хозяин товара начинает всячески его расхваливать. Покупающий стремиться сбить цену. Процесс покупки часто сопровождается угощением, прохладительными напитками, чаем.

Таким образом, мною был проведен анализ стратегий  и моделей поведения в межкультурной  среде .Интересно, что представители  различных стран не только ведет  переговоры и деловые встречи  по разному, но также и воспринимают друг друга различным образом.

 

3. Диалог культур: адаптация  персонала

межкультурная коммуникация деловое общение

В настоящее  время наметилась тенденция к  снижению численности иностранного персонала в международных компаниях, работающих на российском рынке. Россиянам  стали больше доверять, да и содержание иностранцев обходится компаниям  недешево. Экспаты воспитали себе достойную смену: наши управленцы, пройдя прекрасную школу в западных компаниях, освоили принятые во всем мире принципы ведения бизнеса, получили блестящее  образование (причем в большинстве  случаев - за счет фирмы) и теперь готовы встать на капитанский мостик. Процесс  постепенного вытеснения иностранцев "аборигенами" идет снизу вверх. Если на первых порах во многих крупных  компаниях даже среднее звено  управленцев полностью составляли экспаты, то сейчас это в лучшем случае топ-менеджмент: генеральный или  финансовый директор, реже - директор департамента продаж или логистики. Сегодня рекрутерам все чаще приходится искать замену экспатам, занимавшим посты руководителей HR-службы и отдела маркетинга. В некоторых  фирмах (мелкий и средний бизнес) зарубежные менеджеры уже давно  выступают только в роли консультантов, приезжающих в Россию несколько  раз в год посмотреть, как идут дела. При этом все работники офиса, вплоть до генерального директора, - граждане России. Иностранцы прекрасно понимают, что при прочих равных условиях специалисты, знающие местные особенности, более  успешны.

Восточная корпоративная культура приживается  на нашей почве гораздо труднее. Японские, корейские и другие азиатские  организации в корпоративном  отношении самые суровые.

В восточных  компаниях русским сотрудникам  доверяют только роли исполнителей, поэтому  здесь достаточно высокая текучесть  персонала, и, как следствие, число  экспатов сохраняется примерно на том  же уровне, что и десять лет назад. Быстрая замена экспатов "местными" менеджерами не характерна для восточных компаний.

Следует отметить, что проблемы с адаптацией к реактивной восточной культуре возникают не только у россиян.

Первоначально корпоративная культура создается  под влиянием той страны и национальной культуры, в которой возникла компания. Но как только организация расширяется  за пределы своего государства, т.е. за пределы влияния своих культурных ценностей, становится реальным воздействие  на нее культур других стран. В  стремлении к внешней совместимости  организация не должна забывать об опасности нарушения внутренней согласованности. Пытаясь создать  условия для внешней совместимости  и отразить в своей корпоративной  культуре все разнообразие культур  международного делового мира, транснациональная  компания может оказаться в тупике культурной несовместимости: мешанина множества культур станет угрозой  внутренней совместимости в компании.

Информация о работе Понятие, виды и влияние межкультурной коммуникации на бизнес-среду