Рекламная упаковка как средство социальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:51, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в раскрытии роли этикетки и упаковки в продвижении товаров на рынке.
Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
Ø рассмотреть способы продвижения товаров, их эволюцию и различия;
Ø показать теоретические аспекты использование этикетки и упаковки в продвижении товаров;
Ø практический анализ создания эффективной этикетки;
Ø выявить тенденции развития упаковки и этикетки.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды ведущих зарубежных и отечественных авторов, теоретиков и практиков рекламного дела, периодическая литература по исследуемой проблеме, материалы научно-практических семинаров. Существенную помощь в подготовке дипломной работы оказало использование информационных ресурсов всемирной глобальной сети Internet (специализированных сайтов по маркетингу и рекламе).

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты продвижения товаров на рынке ……... 6
1.1. Понятие, виды и функции рекламы ……………………………… 6
1.2. Способы продвижения товара, их эволюция и различия …….. 10
2. Использование этикетки и упаковки в продвижении
товаров ………………………………………………………………. 17
2.1. Понятие упаковки и этикетки …………………………………….. 17
2.2. Рекламная упаковка как средство социальной
коммуникации ………………………………………………………. 20
3. Применение упаковки и этикетки в продвижении товаров ….. 26
3.1. Создание эффективной этикетки ………………………………… 26
3.2. Тенденции развития в области упаковки ……………………….. 32
Заключение …………………………………………………………….. 36
Список использованных источников ………………………………. 38
Приложение ……………………………………………………………. 39

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 58.16 Кб (Скачать)

В сущности, мы видим, что «американские» ценности – это  общечеловеческие культурные традиции, являющиеся ценностями любого цивилизованного  общества, в том числе и у  нас в России. Однако здесь есть свои нюансы, например, россияне, в своем  большинстве больше любящие доброе и консервативное, чем агрессивное  и прогрессивное, отвергают рекламу  с гомосексуальной тематикой, с  пошлостью, ложью, откровенными постельными  сценами.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в рекламной деятельности необходимо учитывать национальные ценности, так как они, и особенно моральные, могут резко отличаться: что приемлемо и положительно для одного общества, может восприниматься с совершенно другим знаком – в  другом.

 

2. Использование этикетки  и упаковки в  продвижении товаров

2.1. Понятие упаковки  и этикетки

Многие материальные товары, поступающие на рынок, требуют  упаковки и этикетки. Роль упаковки может быть как минимальной (например, упаковка недорогих скобяных изделий), так ведущей (например, упаковка косметики). Некоторые упаковки – такие как  бутылка для Cokeили контейнер для яиц L'eggs – известны всему миру. Многие специалисты по маркетингу называют упаковку (packaging) пятым Р (наряду с ценой, товаром, местом и продвижением: price, product, place, promotion) маркетинга-микс. Однако большинство маркетологов тем не менее рассматривают упаковку и этикетку в качестве элементов товарной стратегии.

Процесс упаковки – деятельность по разработке и  производству тары или оболочки для  товара.

Тара или оболочка называются упаковкой. Упаковка может  включать до трех слоев упаковочных  материалов. Так, лосьон после бритья "Old Spices" находится во флаконе (первичная упаковка), который, в свою очередь, находится в картонной коробочке (вторичная упаковка), а коробочка – в ящике из гофрированного картона (транспортная упаковка), вмещающем семьдесят две коробочки "Old Spice".

В последнее  время упаковка стала действенным  инструментом маркетинга. Хорошо разработанные  упаковки обладают определенной ценностью  с точки зрения удобства в глазах потребителей и с точки зрения продвижения товара – в глазах производителя. Возрастающее внимание использованию упаковки в качестве инструмента маркетинга связано  с влиянием различных факторов:

Ø     Самообслуживание. Количество товаров, реализуемых по принципу самообслуживания в супермаркетах или магазинах, торгующих со скидками, постоянно увеличивается. В среднестатистическом супермаркете (15 тыс. товарных единиц) покупатель проходит мимо 300 различных товаров в минуту. Принимая во внимание, что 53 % всех покупок происходят под влиянием импульса, эффективная упаковка работает в качестве “5-секундного рекламного ролика”. Упаковка должна отвечать многим требованиям, связанным с продажей: привлекать внимание, описывать характеристики товара, способствовать формированию доверия потребителей и производить приятное общее впечатление.

Ø     Благосостояние потребителей. Рост потребительского благосостояния означает, что покупатели готовы заплатить немного большую сумму за удобство, приятный внешний вид, надежность и престижность хороших упаковок.

Ø     Имидж компании и торговой марки. Компании признают, что хорошо продуманная упаковка – необходимое условие мгновенного узнавания компании или марки. Компания Campbell Soup утверждает, что средний покупатель видит ее красно-белую банку 76 раз в году, что эквивалентно телевизионной рекламе стоимостью $ 26 млн.

Ø     Инновационные возможности. Инновационная упаковка может принести значительную выгоду потребителям и прибыль производителям. Зубная паста в упаковке с дозирующим устройством завоевала 12 % рынка зубных паст, так как многие покупатели считают ее более удобной и меньше пачкающей. Chesebrough-Pond's увеличила общий объем продаж средств для полировки ногтей после того, как выпустила карандаш для полировки ногтей "Aziza Polishing Реп". Компании, которые первыми начали разливать безалкогольные напитки в алюминиевые банки, а бытовые жидкости – в аэрозольные баллончики, привлекли много новых покупателей.

Разработка эффективной  упаковки для нового товара требует  принятия непростых решений. Первоочередная задача – создание концепции упаковки. Концепция упаковки определяет, чем  упаковка должна являться по отношению  к товару.

После определения  концепции упаковки не забывайте  о ее дополнительных характеристиках  – размере, форме, материалах, цвете, тексте и торговой марке. Должны быть приняты решения о содержании текста, применении целлофана или  других прозрачных пленок, наличии  пластмассового или ламинированного  поддона и т. д. В случаях, когда  требуется обеспечить защиту товара, в упаковку добавляются элементы, препятствующие вскрытию. Различные  элементы упаковки должны гармонично сочетаться. Размер влияет на материалы, цвет и т. д. Элементы упаковки не должны вступать в противоречие с ценой  продукта, рекламой и другими составляющими  маркетинга.

После разработки упаковки она проходит тестирование. Инженерные тесты проверяют, насколько  упаковка выдерживает обычные условия; визуальные тесты – читаемость шрифтов  и гармоничное цветовое решение; дилерские тесты – насколько  привлекательной и легкой в обращении  находят упаковку дилеры компании; и, наконец, потребительские тесты  призваны выявить реакцию потребителей.

Разработка эффективной  упаковки нередко обходится в  сотни тысяч долларов и длится от нескольких месяцев до года. Значение упаковки, принимая во внимание ее функции  по привлечению и удовлетворению покупателей, невозможно преувеличить. Тем не менее компании должны обратить внимание на растущее значение технологичности и безопасности упаковок. Многие упаковки превращаются в разбитые стеклянные бутылки и смятые алюминиевые баночки, засоряющие улицы и места отдыха. Современные компании переходят на “зеленые” (экологически чистые) упаковки: компания S. С. Johnson поменяла упаковку шампуня "Agree Plus" на подобие мешочка с подставкой, что позволяет сократить расход пластмассы на 80%, a Procter & Gamble отказалась от наружной картонной упаковки дезодорантов "Secret and Sure", что экономит 800 т картона в год. Компании должны принимать решения, отвечающие не только интересам производителя или непосредственного потребителя, но и интересам общества.

Этикетка – составная часть упаковки, которая может быть простым ярлыком, прикрепляемым к товару, или тщательно продуманным произведением графического дизайна, входящим в состав упаковки. На этикетке может быть указана только торговая марка или заключаться дополнительная информация. Даже если продавец предпочитает простые этикетки, национальное законодательство нередко предусматривает наличие на них четко определенных сведений. Этикетки выполняют несколько функций:

Ø     Идентификация товара или марки – например, этикетка Sunkist на апельсинах.

Ø     Указание сорта товара – так, в США сортность консервированных персиков обозначается на этикетках буквами А, В и С.

Ø     Описание товара – производитель, страна-производитель, срок годности, ингредиенты, инструкция по применению, меры безопасности.

Ø     Привлекательное графическое решение этикетки способствует продвижению товара.

2.2. Рекламная упаковка  как средство социальной  коммуникации

Коммуникация  – это один из способов существования  человеческого общества. Без коммуникации, то есть  без общения, невозможно представить жизнь человека. Древнейшим и важнейшим средством человеческой коммуникации является речь, позже появилась письменность. С развитием человеческой культуры процессы передачи информации в обществе усложняются, они перестают носить только межличностный характер. Складывается так называемая социальная коммуникация. На ранних стадиях развития человечества средством социальной культуры является искусство. В более поздние времена важнейшими коммуникационными средствами становятся кино, радио, телевидение, пресса, реклама. Сегодня средства массовой социальной коммуникации играют огромную роль в жизни общества, в формировании человеческой культуры, образа жизни людей, в развитии личности.

Одним из современных  средств социальной коммуникации является реклама, в том числе и такой  ее вид, как рекламная упаковка.

Для того чтобы  ответить на поставленный вопрос, в  первую очередь отметим, что, согласно теории информации, структура коммуникативного процесса включает следующие составляющие элементы: отправитель информации (адресант, посылатель, экспедиент, коммуникатор); получатель информации (адресат, принимающий, реципиент, коммуникант); общение (контакт, связь); код (шифр); контекст; сообщение (информация, послание, весть). Итак, главными в коммуникативной системе являются два структурных элемента: во-первых, это отправитель информации и, во-вторых, ее получатель. Но мы для удобства выяснения коммуникативной роли рекламной упаковки начнем с последнего отмеченного нами, но не последнего по значению элемента коммуникативного процесса – информационного сообщения. Какое же сообщение как средство массовой коммуникации несет рекламная упаковка? Надо сказать, что упаковка приобрела коммуникативную роль не сразу. В древности тара обладала лишь утилитарными функциями сохранения и транспортировки упакованного продукта. Коммуникативно- информационную роль упаковка приобретает только в XVIII в., когда на аптечной посуде появляются этикетки с названием и составом лекарства.

Таким образом, тара стала уже носителем определенного  сообщения, и, следовательно, обмен  информации между аптекарем-изготовителем  лекарства и пациентом, его потребителем, мог теперь осуществляться уже не только с помощью речевого общения  или написанного рецепта, но и  посредством снабженной определенным текстом упаковки лекарства. Впоследствии, с развитием рекламной функции  упаковки, ее коммуникативная роль становится богаче и разнообразнее, более разносторонней становится информация, несомая упаковкой.

Рекламная упаковка теперь несет всю информацию об упакованном  изделии, о его потребительских  и технических параметрах, достоинствах, изготовителе изделия. Но этого мало. Художественно оформленная рекламная  упаковка является также носителем  определенной эстетической информации. Это информация о художественной манере, эстетических предпочтениях  авторов художественной разработки упаковки. Однако надо учитывать, что  информация, заложенная в рекламной упаковке, наиболее эффективно воспринимается реципиентом-потребителем в том случае, если она для него является актуальной, отвечает его насущным потребностям. Если товар помещен в упаковку, оформленную таким образом, что содержание этого оформления непонятно покупателю, далеко от его интересов (к примеру, на упаковке конфет, продающихся в минском магазине, изображен вид города Харькова, в котором наш покупатель никогда не был и который ему вовсе не интересен), то покупатель, естественно, останется глух к информации, заложенной в такой рекламной упаковке, она не привлечет его внимания. Как видим, коммуникативный процесс может не состояться, если передаваемое реципиенту информационное сообщение для него неактуально, не представляет какого-либо интереса. Так что, проектируя рекламную упаковку, нужно учитывать нужды потребителя, его потребности и интересы.

Проектируя упаковку как носителя определенного информационного  сообщения, нужно учитывать также  количественную характеристику информации – избыточность. Информация, заложенная в рекламной упаковке, должна быть достаточной для того, чтобы привлечь внимание потребителя и дать ему  исчерпывающую информацию об упакованном  продукте. Однако здесь нельзя переусердствовать. Когда информация превышает оптимальную, она начинает расплываться в сознании реципиента. Это может привести к тому, что покупатель потеряет интерес к объекту, следовательно, процесс коммуникации нарушится. Значит, рекламное оформление упаковки не должно быть слишком многословным, усложненным, чтобы не перегружать сознание потребителя.

В процессе массовой коммуникации адресант, иными словами  отправитель, обычно представлен группой  людей, создающих или передающих рекламное сообщение. В случае с  рекламной упаковкой в качестве адресанта выступают, во- первых, создатели самого упаковываемого изделия, предприятиеизготовитель, во-вторых, разработчики рекламной упаковки и, в-третьих, это изготовители упаковки. Все они участвуют в создании и передаче информации, заложенной в рекламной упаковке.

В качестве адресата, или получателя, в данном случае выступает потребитель изделия. Адресат здесь может быть более-менее определенный, когда мы имеем дело с упаковкой изделий, например, предназначенных или для детей конкретного возраста, или людей определенного рода занятий: домохозяек, школьников, художников и т. д. Но адресат может быть и достаточно неопределенный, например: радиоприемники, телевизоры, утюги, светильники предназначаются очень широкому кругу потребителей, и, следовательно, на это должна быть рассчитана рекламная упаковка этих изделий.

Исходя из положений  теории информации следует, что отправитель  информации и ее получатель находятся в отношениях управляющей и управляемой систем, то есть адресант каким-то образом воздействует на адресата, заставляет последнего поступать в соответствии со своими намерениями. Не является исключением и случай с рекламной упаковкой как средством массовой коммуникации. Безусловно, отправитель информации, заложенной в рекламной упаковке – предприятие-изготовитель упакованного изделия и создатели упаковки – стремится определенным образом воздействовать на адресата- потребителя, заставить его обратить внимание на изделие и в конечном итоге приобрести его. Преследуются здесь также и далеко идущие цели: создание определенного имиджа предприятия-изготовителя, популяризация его торговой марки, формирование у потребителя определенных эстетических вкусов. Это также определенные шаги в воздействии на потребителя, на его сознание, систему его представлений и предпочтений.

Следующий элемент  структуры коммуникативного процесса – общение, то есть контакт между  отправителем информации и ее получателем. В случае с рекламной упаковкой контакт между адресантом и адресатом не непосредственный, а опосредованный, создатели рекламной упаковки обычно удалены от потребителя, между ними стоит сфера производства и торговли. Рекламная же упаковка является тем материальным носителем, то есть каналом связи, через который осуществляется контакт между отправителем информации и ее получателем.

И тут важно  учитывать еще один важный структурный  элемент коммуникативного процесса – код. Это язык (вербальный, визуальный, аудиовизуальный и т. д.), с помощью  которого передается сообщение. В рекламной  упаковке в основном используется визуальный код. Это различные изображения, надписи, линии, цветовые пятна и  др. Эффективность коммуникативного процесса всегда зависит от правильности выбора кода, последний должен быть понятен адресату, хорошо доносить до него смысл информационного сообщения. В связи с этим и выбор изобразительно-графического языка рекламной упаковки должен быть максимально доходчивым для  потребителя, хорошо им читаться, художественный стиль оформления упаковки должен быть эстетически воспринимаемым потребителем.

Информация о работе Рекламная упаковка как средство социальной коммуникации