Роль средств массовой информации в формировании и распространении национальной государственной идеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:21, реферат

Описание работы

Белорусский народ - носитель и субъект формирования национально-государственной идеологии. Роль белорусских мыслителей, писателей, ученых, общественных и политических деятелей, граждан и их объединений в формировании национально-государственной идеологии. Белорусское государство как выразитель национальных интересов и основной инструмент их реализации. Роль средств массовой информации (печать, радио, телевидение) в формировании и распространении национально-государственной идеологии. Сплочение белорусского общества, защита национальных интересов, формирование положительного образа Беларуси, обеспечение благожелательного отношения к белорусскому народу в мировом сообществе - основная задача СМИ.

Содержание

Введение
Сущность и основные направления деятельности средств массовой информации как составной части идеологии
Место и роль средств массовой информации в национальной государственной идеологии
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство образования!!!!.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

                             Министерство образования

                        Реферат 

                

                                     
 
 
 
 
 
 

        Тема: Роль средств массовой информации в   формировании  и распространении национальной государственной идеологии 
 
 
 

                                 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    

                                                                                        
 
 
 
 
 

               Гродно

                                                                 2009    

                                             Содержание

  • Введение
  • Сущность и основные направления деятельности средств массовой информации как составной части идеологии
  • Место и роль средств массовой информации в национальной государственной идеологии
  • Заключение
  • Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Введение 

   Белорусский народ - носитель и субъект формирования национально-государственной идеологии. Роль белорусских мыслителей, писателей, ученых, общественных и политических деятелей, граждан и их объединений в формировании национально-государственной идеологии. Белорусское государство как выразитель национальных интересов и основной инструмент их реализации.   Роль средств массовой информации (печать, радио, телевидение) в формировании и распространении национально-государственной идеологии. Сплочение белорусского общества, защита национальных интересов, формирование положительного образа Беларуси, обеспечение благожелательного отношения к белорусскому народу в мировом сообществе - основная задача СМИ. Информационная политика Республики Беларусь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Сущность  и основные направления  деятельности средств  массовой информации как составной  части идеологии 

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации. 

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы,  иные периодические формы публичного распространения массовой информации. 

Средства массовой информации (СМИ) - это составная  часть идеологической системы общества. Каково общество, такова и система  массовой информации. В то же время  СМИ осуществляют серъёзное воздействие  на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его. 

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям. 

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению. История свидетельствует о том, что все лидеры тоталитарных режимов, нежелающие всматриваться в своё истинное отражение, плохо кончали. 

СМИ в любом  обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником  между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы. Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя  предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого  перед кастовым, классовым. Высокая  политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями.

СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явления жизни - только зарождающиеся, актуальные в данный момент, ещё не отстоявшиеся, не нашедшие своего места в теоретических знаниях. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает общественное бытиё и общественную практику людей и выступает как регулятор их деятельности. Оно создаётся под воздействием всех форм общественного сознания: обыденного (включая общественную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков и научно-теоретического (включая политические взгляды, искусство), а так же всех источников массовой информации. Таким образом, структура общественного мнения сложна и многообразна. Но не менее сложен и процесс его формирования. Дело в том, что идеи, проникая в сознание масс, взаимодействуют с чувствами, эмоциями, настроениями, традициями, волей людей. Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение выступает посредником между сознанием и практической деятельностью людей. Не заменяя ни одну из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу, как это делает закон, не определяя цели, как делает программа, общественное мнение, вместе с тем, с помощью специфических средств, путём одобрения или осуждения, восхищения или презрения, подчёркивания интересов, рациональной и эмоциональной оценки людей и их поступков содействует превращению тех или иных идей в конкретную деятельность. 

Итак, выражая  и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Тоталитарный режим не считается с общественным мнением. В демократическом обществе управление социальными процессами не мыслимо без изучения и воздействия именно на общественное мнение, в чём колоссальная роль принадлежит СМИ. Обладание, умелое использование их - залог успешного осуществления власти, демократических форм управления социальными процессами. 

СМИ выполняют  свою идеологическую, политическую и управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демократизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества. 

Какие же основные направления деятельности СМИ? 

1.удовлетворение  информационных интересов общества;  

2.обеспечение  гласности;  

3.изучение и  формирование общественного мнения;  

4.организация  обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;  

5.поддержка или  критика программ и деятельности  государства, партий, общественных  организаций и движений, отдельных  лидеров;  

6.воспитание  политической культуры, морали и  др. качеств у граждан.  

На современном  этапе научно-технического прогресса происходит скачок СМИ, в результате чего в мире создалась новая информационная ситуация. Благодаря развитию современных средств связи, развитию международных контактов сегодня никто не может обладать монополией на информацию. "Всеобщая декларация прав человека", другие международные соглашения гарантируют беспрепятственное распространение информации, что объективно ведёт к сближению всех народов мира. 

В этих условиях коренным образом изменились взаимоотношения  политики и журналистики. Взамен безоговорочному и жёсткому подчинению СМИ политике, административно-бюрократическому контролю за их деятельностью создаются новые, характерные для демократического общества условия функционирования печати, телевидения, радио, в основе которых лежат общечеловеческие ценности - честность, правдивость, уважение различных позиций, гарантия свободы слова и совести.

Какими же данными  в настоящее время характеризуется  развитие СМИ в мире, какие основные тенденции этого развития? В мире издаётся свыше восьми тысят солидных ежедневных газет, общий тираж которых поднимается до полумиллиарда экземпляров, работает свыше 20 тыс. радиостанций. В 133 странах мира работает телевидение. Согласно нормам, установленным ЮНЕСКО, для цивилизованной страны минимальное количество источников информации на тысячу человек населения должно насчитывать сто экземпляров газет, сто радио- приёмников, сто телевизоров.

Этим стандартам полностью соответствует 25 стран  Европы, 4 страны Северной и Южной  Америки, в Азии - Япония. Отметим, что вместе с тем, в освободившихся странах Азии, Африки, Латинской Америки насыщенность СМИ чрезвычайно низка. Например, в 9 странах американского континента вообще нет своих газет, а большинство стран африканского континента не имеют национальной системы средств массовой информации.

Таким образом, СМИ являются важной составной частью политической системы современного общества. Их сущность, характер и функции в значительной степени определяются социально-политическим устройством общества. В тоталитарном обществе печать, радио, телевидение служат органической частью командно-административной системы, находятся в жёстком подчинении у правящей элиты, партийной бюрократии, в результате чего их деятельность сводится не к информированию населения о происходящем в мире, поиску истины, а к пропаганде готовых, наброшенных сверху идей, догм, установок, содействуя организации выполнения не всегда разумных планов, починов и т.д. 

В демократическом, правовом государстве СМИ удовлетворяют  информационные интересы общества, осуществляет невидимый контроль за деятельностью  законодательных, исполнительных, судебных органов, общественных организаций и движений, политических деятелей. Формируя и выражая общественное мнение, стремления и настроения людей, их определённых групп, печать и другие СМИ являются, по образному выражению, своеобразной "четвёртой властью", властью общественного судьи, народного стража порядка и справедливости.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Место и роль средств  массовой информации в национальной государственной  идеологии 
     

Информация о работе Роль средств массовой информации в формировании и распространении национальной государственной идеологии