Роль средств массовой информации в Чеченской войне

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

СМИ имеют огромные возможности в сфере политических манипуляций и воздействии на массовое сознание через формирование у населения определенного общественного мнения о том или ином событии, человеке, явлении. В информационном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. И хотя СМИ призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИЯ КАК НОВЫЙ СПОСОБ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
1.1 Термины и понятия теории информационной войны.
1.2 Методы и приемы информационно-психологической войны
ГЛАВА II РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЕ
Суть военного конфликта в Чечне
Анализ публикаций в СМИ о чеченской войне, размещенных в сети Интернет, как приемов информационной войны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (А.А).docx

— 54.73 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИЯ КАК НОВЫЙ СПОСОБ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

1.1 Термины и понятия  теории информационной войны. 

1.2 Методы и приемы информационно-психологической войны

ГЛАВА II РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЕ

    1. Суть военного конфликта в Чечне
    2. Анализ публикаций в СМИ о чеченской войне, размещенных в сети Интернет, как приемов информационной войны

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Поток информации в современном  мире настолько разнообразен и противоречив, что отдельный человек самостоятельно разобраться в нем не в состоянии. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление – важная задача всей системы средств массовой информации (далее – СМИ), что, естественно, открывает  широкие возможности для манипулирования  массовым сознанием.

СМИ имеют огромные возможности  в сфере политических манипуляций  и воздействии на массовое сознание через формирование у населения  определенного общественного мнения о том или ином событии, человеке, явлении. В информационном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и  государственного принуждения. И хотя СМИ призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся с потребностями  общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы.

Военный конфликт в Чечне  явился испытанием не только для российских военных и политиков, но также  и для средств массовой информации. С помощью российских и западных СМИ в течение последних десяти лет у россиян и чеченцев формировался «образ врага».

Информационный век принес новый способ ведения войн, который  характеризуется использованием современных  информационных технологий и минимальным  числом человеческих жертв. Военные  операции нового типа ведутся самыми развитыми в техническом плане  государствами и требуют наличия  больших интеллектуальных ресурсов. В современном мире благодаря  открытости обществ и последних  информационных технологий были созданы  благоприятные условия для широкого распространения информационных войн. Теперь информационно-психологическое воздействие является естественным компонентом любого политического конфликта, как в международной, так и во внутренней политике. Информационные войны имеют много общего с коммерческой рекламой и PR.

Война в северокавказском регионе РФ является классическим примером информационной войны. Основными действующими лица которой, стали российские и  западные информационные агентства.

В данной работе будут рассмотрены: понятие «информационная война», освещение хода русско-чеченского конфликта Российскими и Западными средствами массовой информации, а также проведен анализ чеченских событий

        ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИЯ КАК НОВЫЙ СПОСОБ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

 

1.1Термины и понятия теории информационной войны

“Война” - общественно-политическое явление, связанное с коренной сменой характера отношений между государствами  и нациями и переходом противоборствующих сторон от применения ненасильственных форм и способов борьбы (разрешения противоречий) к прямому применению оружия и других насильственных средств  для достижения определенных политических и экономических целей. Основная и решающая форма борьбы в войне - вооруженная. Она заключается в организованном применении вооруженных сил и других военизированных формирований и представляет собой совокупность военных действий различного масштаба, ведущихся во всех пространственных и физических сферах (включая киберпространство). Война может характеризоваться различной интенсивностью, размахом и продолжительностью, принимать те или иные разновидности.   По основному виду средств вооруженной борьбы различают ядерную войну; неядерную; химическую; биологическую; бактериологическую; геофизическую; информационную и т.д. Другими словами, все виды войн различаются по виду используемых средств вооруженной борьбы (виду оружия). Поэтому, термин “информационная война” означает, что война ведется с помощью информационного оружия в глобальной информационно-технологической инфраструктуре (ИТИ) - киберпространстве.

Понятие “информационная  война”

Теперь можно уточнить понятие “информационная война”: целенаправленные действия с применением  информационного оружия в киберпространстве, предпринятые для достижения информационного  и информационно-технологического превосходства над противником  путем нанесения ущерба его информации, информационным процессам и информационным системам при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем”.

Исходя из этого уточненного  понятия “информационной войны” можно определить:

- Цель информационной  войны: достижение информационного  и информационно-технологического  превосходства над противником;

- Стратегические задачи  информационной войны:

А) нанесение ущерба информации, информационным процессам и информационным системам (ИТИ) противника;

Б) одновременная защита собственной информации, информационных процессов и информационных систем (ИТИ).

Однако, приведенное определение  понятия “информационной войны” не раскрывает сущности информации, которая  является объектом нападения/защиты в  информационной войне. Под информацией,  вообще, понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы  их представления. Очевидно, что не всякая информация является объектом нападения/защиты в информационной войне. Объектом нападения/защиты в  информационной войне может быть только та информация, несанкционированное  раскрытие, модификация, уничтожение  или сокрытие которой может привести к ощутимому убытку или (материальному) ущербу. Такую информацию называют критической (чувствительной).

Однако возникает вопрос: “Всякая ли критическая информация (КИ) является объектом нападения/защиты в информационной войне. КИ может  иметь различную принадлежность:

      -    частная (личная, персональная);

  • корпоративная, принадлежащая той или иной группе лиц, организации, компании, группе организаций или компаний и т.п.;
  • государственно-значимая, принадлежащая государственным институтам, которая включает ведомственную, оборонную (военную), социальную, экономическую, финансовую и иную информацию, а также информацию, принадлежащую государственно-значимым частным и коммерческим организациям, компаниям, группам компаний и т.п.

Исходя из цели информационной войны, её объектом нападения/защиты является государственно-значимая КИ, а также  государственно-значимые ИТС для  хранения, обработки и передачи КИ (ИТИ, обслуживающая систему управления государством (а иногда и составляющая её основу) и его институтами и  структурами).

Таким образом, теперь можно  дать более точное определение понятия  “информационная война”: это целенаправленные действия с применением информационного  оружия в киберпространстве, предпринятые для достижения информационного  и информационно-технологического превосходства над противником  путем нанесения ущерба его государственно-значимой критической информации, а также  его государственно-значимым информационным процессам и информационным системам (его государственно-значимой ИТИ) при  одновременной защите собственной  государственно-значимой критической  информации и собственной государственно-значимой ИТИ.

Это определение является основой для следующих утверждений:

Информационная война - это  любая атака против  информационной функции, независимо от применяемых  средств. Бомбардировка  АТС  - операция информационной войны. То же самое можно  сказать  и  про вывод из строя  программного обеспечения компьютера АТС.

Информационная война - это  любое  действие  по  защите  наших собственных информационных  функций,  независимо  от  применяемых  средств. Укрепление и оборона здания АТС против  бомбардировок  - тоже часть информационной войны. То же самое  можно сказать и  про антивирусную программу, которая защищает программное  обеспечение АТС.

Информационная  война  -  только  средство,  а  не   конечная цель, аналогично тому как  бомбардировка - средство,  а  не  цель. Информационную  войну  можно  использовать   как   средство   для проведения стратегической атаки  или противодействия.

Военные  всегда  пытались   воздействовать   на   информацию, требующуюся врагу  для  эффективного  управления  своими  силами. Обычно это делалось с помощью маневров  и  отвлекающих  действий. Так  как эти стратегии воздействовали  на  информацию,  получаемую врагом, косвенно путем восприятия, они атаковали  информацию врага косвенно. То есть, для того чтобы хитрость была эффективной, враг должен был сделать три вещи:

         - наблюдать обманные действия;

     - посчитать обман правдой;

     - действовать после обмана   в   соответствии   с   целями обманывающего.

Тем не менее, современные  средства выполнения  информационных функций  сделали  информацию  уязвимой  к   прямому   доступу   и манипуляции с ней. Современные  технологии  позволяют  противнику изменить или создать информацию  без  предварительного  получения  фактов и  их  интерпретации.  Вот  краткий  список  характеристик  современных  информационных  систем,   приводящих   к   появлению  подобной  уязвимости:  концентрированное   хранение   информации, скорость доступа, повсеместная  передача  информации,  и  большие возможности  информационных   систем   выполнять   свои   функции автономно. Механизмы защиты могут уменьшить, но не  до  нуля  эту уязвимость.

Составные части информационной войны

  1) психологические   операции  - использование  информации  для воздействия на аргументацию  солдат врага.

    2) электронная  война - не  позволяет  врагу   получить  точную информацию

    3) дезинформация  - предоставляет врагу  ложную  информацию  о наших силах и  намерениях

    4) физическое разрушение - может быть  частью  информационной  войны, если имеет целью воздействие   на  элементы  информационных  систем.

    5) меры безопасности - стремятся избежать  того,  чтобы   враг узнал о наших возможностях  и намерениях.

    6) прямые информационные  атаки - прямое искажение  информации  без видимого изменения сущности, в которой она находится.

 

1.2 Методы и приемы  информационно-психологической войны

Информационно-психологическая  война имеет существенные отличия от обычной войны, направленной на физическое подавление противника. Ее суть - воздействие на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми и заставить их действовать против своих интересов. Это можно рассматривать как определенный аналог вирусного заболевания. Так, вирус, внедрившийся в клетку, встраивается в управляющие процессы молекулы ДНК. Клетка внешне остается такой же, как и была, и даже процессы в ней идут такого же типа, но управляет ею вирус. Болезнь проходит три фазы: внедрение, выделение токсинов и гибель клетки. В психологической войне без внедрения аналога вируса внутрь системы противника нельзя ожидать каких-либо существенных результатов. В таких условиях пропаганда, шпионаж, диверсии могут иметь лишь вспомогательное значение.

Роль вируса играет управляемая  извне "пятая колонна" внутри страны. Она должна внедриться в управление общественным сознанием, в идеологическую сферу и, как вирус в ДНК, быть неотличимой от окружения.

Вирусное заболевание  имеет скрытый период, но после  его окончания наступает острая стадия - организм переходит в возбужденное, неустойчивое состояние. Точно так  же при организации изменений  существующего строя необходимо подвести общество к неустойчивости.

Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан  на убеждении людей, обращении к  их разуму с применением рациональных аргументов, логики. Необходимой составной  частью проведения такой разъяснительной  политики, обращенной к разуму людей, является учет реальной обстановки. При  этом важно понимать расстановку  сил, интересы людей, проводить научный  анализ. В 1945 году крупный немецкий философ Эрнст Кассирер писал: "Чтобы победить врага, мы должны знать его. В этом заключается один из принципов правильной стратегии". Вместе с тем необходимо учитывать состояние общественного сознания, т.е. дать четкие, броские, понятные лозунги; бороться за людей, за их сознание повседневно.

Наряду с рациональными  способами воздействия на сознание существуют способы, которые можно  назвать иррациональными. Они могут  оказывать разрушительное воздействие, подавлять рациональное начало и  заставлять людей служить своим  целям. Здесь в свое время большие  наработки сделало ведомство  Геббельса.

Информация о работе Роль средств массовой информации в Чеченской войне