Рынок правовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:31, реферат

Описание работы

Оновные возможности работы с правовой информацией

Содержание

История развития рынка СПС……………………………………………………...4
1.1. СПС иностранного производства………………………………………………….4
1.2. Отечественные СПС………………………………………………………………..5
2. Современный российский рынок СПС……………………………………………6
2.1. КонсультантПлюс…………………………………………………………………..6
2.2. Гарант……………………………………………………………………………….11
2.3. Кодекс……………………………………………………………………………....15
3. Положение и развитие рынка СПС……………………………………………….18
3.1. Положение на рынке……………………………………………………………….18
3.2. Перспективы развития рынка СПС……………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

реферат по МИРу.docx

— 561.26 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат  по мировым информационным ресурсам

     На  тему: Рынок правовой информации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2010 
 

     Содержание:

     Введение………………………………………………………………………………….3

  1. История развития рынка СПС……………………………………………………...4
    1. СПС иностранного производства………………………………………………….4
    2. Отечественные СПС………………………………………………………………..5
  2. Современный российский рынок СПС……………………………………………6
    1. КонсультантПлюс…………………………………………………………………..6
    2. Гарант……………………………………………………………………………….11
    3. Кодекс……………………………………………………………………………....15
  3. Положение и развитие рынка СПС……………………………………………….18
    1. Положение на рынке……………………………………………………………….18
    2. Перспективы развития рынка СПС……………………………………………….19

     Заключение……………………………………………………………………………...20

     Список  использованной литературы…………………………………………………..21 
 

 

     

     Введение

     В условиях постоянных изменений в  российском законодательстве многим специалистам просто необходим непрерывный доступ к актуальной правовой информации. Во-первых, возможность в любое  время обращаться к правовым актам  позволяет специалистам всегда быть в курсе последних изменений  в законодательстве. Во-вторых, чем  шире спектр открытой для человека правовой информации, тем более серьезно и обстоятельно он может подойти  к решению различных задач, учитывая при этом все детали и нюансы их правового регулирования.

     Больше узнать о российском законодательстве и умело использовать полученные знания помогают компьютерные справочные правовые системы (СПС). С ними работают юристы, бухгалтеры, финансовые специалисты, топ-менеджеры многих организаций, а также ученые-правоведы, преподаватели, студенты и даже школьники. СПС стали обязательным инструментом современного профессионала. Отечественный рынок СПС, как и любой другой, имеет свою историю, ключевых игроков, развивается по определенным законам.

     Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — это особый класс компьютерных баз данных, который существует в  России с 1975 года. Справочно-правовые системы  это базы данных по законодательству. Кроме нормативных документов, базы данных содержат консультации специалистов по праву и бухгалтерскому учету, судебные решения, типовые формы  деловых документов.

     Справочно-правовые системы существенно облегчают  жизнь специалистам (юристам, бухгалтерам, руководителям), многократно повышая  их производительность труда при  решении правовых вопросов. 

 

     

     1. История развития рынка СПС

     1.1. СПС иностранного производства 

     За  рубежом компьютерные СПС появились  еще во второй половине 60-х годов  прошлого века по мере развития современных  технологий и систем телекоммуникаций. Первой в Европе электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система CREDOC, заработавшая в 1967 году. Система  была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк (ИБ) системы  вошли данные о документах внутреннего  и международного права, а также  о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с ИБ для получения интересующих его данных — пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро. Оттуда и приходил ответ, причем срок его ожидания мог составлять до 8 дней.

     Разработка  одной из самых известных справочных правовых систем США — LEXIS — началась в том же 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата  Огайо и фирмой DATA Corp. Сейчас система распространяется сетью представительств более чем в 20 штатах США, с 1980 года она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985-го — Австралии. Ежедневно система отвечает примерно на 20 тыс. запросов. В информационном банке находятся все судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст конституции США. В LEXIS включено британское законодательство, а с 1981 года — и английские судебные прецеденты.

     В наше время практически все экономически развитые страны имеют справочные правовые системы. В США это WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, FLITE; в Великобритании — INFOLEX, PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии — ITALGUIRE, ENLEX; в Бельгии  — Credos; в Германии — Система Бундестага, JURIS, LEXinform, NOMOS DATA POOL; в Австрии — RDB; в Канаде — DATUM; в Финляндии — Finlex; во Франции — IRETIV, CEDIJ, JURIDIAL, JURISDATA, SINDONI и т.д.

     Кстати, в России масштабы распространения  СПС намного больше, чем в зарубежных странах. Например, в 2000 году ведущий  германский производитель компьютерных справочных правовых систем JURIS обслуживал во всей Германии лишь около 13 тыс. пользователей. В нашей стране в 2000 году только у  компании «Консультант Плюс» было свыше 100 тыс. клиентов, то есть в 10 раз больше!  

     1.2. Отечественные СПС

     В начале 1990-х годов, когда начала меняться законодательная база и появилось  множество новых законов, остро  встал вопрос доступа организаций  и граждан к правовой информации. В то время правовая информация была рассредоточена по разным ведомствам, публиковалась частично и в различных  источниках. Именно тогда возникла идея на основе компьютерных технологий создать правовые базы данных, которые  позволяли бы хранить огромные объемы информации и предоставляли широкие  возможности работы с текстами.

     Одним из первых подобными разработками стало  заниматься научно-производственное объединение  «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»), которое было создано  в 1989 году сотрудниками и выпускниками факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В.Ломоносова. В 1990 году серьезные усилия были направлены на создание информационно-сервисных  программных комплексов — в результате появилась справочная правовая система  «Гарант». В начале 1992 года от НПО  «ВМИ» отделилась фирма НПП «Гарант-Сервис», которая продолжила развитие СПС  «Гарант».

     Тем временем, в январе 1992 года, НПО «ВМИ»  приступило к разработке проекта  КонсультантПлюс. Первая версия нового программного комплекса — СПС КонсультантПлюс — увидела свет пять месяцев спустя, а уже в середине 1992 года началось ее массовое производство и распространение.

     Работа  по созданию СПС велась и в Санкт-Петербурге. В декабре 1991 года государственное  предприятие «Центр компьютерных разработок»  выпустило информационную правовую систему (ИПС) «Кодекс». По структуре  ИПС «Кодекс» представляла собой  совокупность программного комплекса  и набора баз данных. Первая версия распространялась с одной базой  данных, содержавшей нормативные  документы России и Санкт-Петербурга.

     Именно  эти три компании — «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс» — являются сегодня основными игроками на рынке  СПС.

     В течение последних 15 лет в России появилось множество небольших  компаний — разработчиков СПС. Среди  них — специализированные фирмы, которые создают обновляемые  правовые базы данных («Референт», АРМ  «Юрист»), а также компании, распространяющие отдельные диски с законодательством («Ваше Право», «Законодательство  России» (АРБТ) и др.). Кроме того, определенную долю рынка составляют системы, созданные государственными организациями для обеспечения  потребности в правовой информации государственных ведомств, — например система «Эталон», разработанная Научным центром правовой информации при Министерстве юстиции РФ, а также «Система», созданная НТЦ «Система» при ФАПСИ.

     Следует отметить, что рынок компьютерных правовых систем — один из немногих технологичных рынков в России, где  действительно представлены только отечественные разработки. По своим  технологическим характеристикам  и объему включаемой информации ведущие российские СПС не только не уступают, но и по некоторым показателям превосходят зарубежные аналоги. 
 

     2. Современный  российский рынок СПС 

     Итак, на российском рынке СПС в настоящее время есть три основных игрока — компании «Консультант Плюс» и «Гарант», а также консорциум «Кодекс» из Санкт-Петербурга. Они являются разработчиками одноименных СПС, о которых мы далее расскажем более подробно.

     2.1. КонсультантПлюс

     Справочная  правовая система КонсультантПлюс содержит широкий спектр правовой информации (свыше 1 млн. 600 тыс. документов). Этот массив документов включает:

    • федеральное законодательство (информационные банки (ИБ) «ВерсияПроф», «РоссийскоеЗаконодательство», «ЭкспертПриложение»);
    • региональное законодательство 82 субъектов РФ (ИБ «РегиональныйВыпуск», «КонсультантПлюсРегионы», «СводноеРегиональноеЗаконодательство»);
    • материалы судебной практики высших судебных инстанций и арбитражной практики всех ФАС округов РФ (ИБ «СудебнаяПрактика», «КонсультантАрбитраж», «НалоговыеСпоры»);
    • авторские консультации по бухгалтерскому учету и налогообложению (ИБ «Финансист», «ВопросыОтветы», «КорреспонденцияСчетов», «ПриложениеБухгалтерскиеИздания»);
    • комментарии законодательства (ИБ «КомментарииЗаконодательства»);
    • международные правовые акты (ИБ «МеждународноеПраво»);
    • законопроекты (ИБ «Законопроекты»);
    • формы первичных документов (ИБ «ДеловыеБумаги») и многое другое (рис. 1).
 

 

     

     Рис. 1 

     Вся информация в системе КонсультантПлюс достоверна и надежна: нормативные акты поступают из официальных источников (федеральных и региональных органов власти и управления) на основе прямых договоров об информационном сотрудничестве. Кроме того, налажены тесные связи непосредственно со специалистами Минфина, ФНС России и других государственных органов, а также с независимыми экспертами-профессионалами, которые специально для СПС готовят авторские комментарии, разъяснения и статьи на актуальные темы.

     Одним из преимуществ СПС КонсультантПлюс ее разработчики считают простой поиск документов. Все документы в системе образуют единый информационный массив с четкой структурой: документы включаются в информационные банки, которые образуют тематические разделы («Законодательство», «Судебная практика» и т.д.). В системе реализован сквозной поиск в едином информационном массиве (используются общие поля для поиска, например тематика, дата, номер документа и др.) и локальный поиск в разделах (по специальным полям для поиска).

     Карточка  поиска системы позволяет искать информацию по реквизитам документов (вид документа, принявший орган, дата принятия, номер документа, дата регистрации в Минюсте, название документа). Также поиск можно  проводить по тематике, по любым  словам и словосочетаниям из текста документа (рис. 2). Осенью текущего года, по словам разработчиков, планируется  внедрить в СПС новые возможности, которые позволят в десятки раз ускорить поиск документов по любым фразам из их названия и текста.  

     

     Рис. 2 

     Быстро  находить основные документы по интересующей пользователя проблеме помогает правовой навигатор — средство интеллектуального  поиска документов. Правовой навигатор  состоит из двух столбцов: в правом расположены ключевые понятия, а  в левом — группы, которые объединяют близкие ключевые понятия. Пользователь отмечает галочкой необходимые понятия, и система строит список документов по этому вопросу. Правовой навигатор  эффективно дополняет возможности  карточки поиска.

     Выделим основные возможности работы с правовой информацией в системе КонсультантПлюс:

     1. Функция «Документы на контроле»  обеспечивает автоматическую проверку  изменений в важнейших для  пользователя документах из разделов  «Законодательство» и «Законопроекты».  Пользователь ставит важные документы  на контроль, и при появлении  каких-либо изменений в документах  система сообщает об этом. Отобранные  пользователем документы помещаются  системой в папку «Документы  на контроле», а изменившиеся документы копируются в папку «Последние изменения в документах на контроле» — открыв ее, пользователь увидит, в каких документах произошли изменения.

Информация о работе Рынок правовой информации