Технологии дистанционного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:31, аттестационная работа

Описание работы

В этом разделе Вы можете познакомится с технологиями, применяемыми при создании систем дистанционного обучения. Мы попробуем кратко осветить большинство технологических аспектов дистанционного обучения начиная с основных используемых терминов и заканчивая стандартами обмена учебным контентом и возможными функциями систем управления дистанционным обучением и учебных порталов.

Работа содержит 1 файл

Технологии ДО.docx

— 188.93 Кб (Скачать)
 

Корпоративные учебные  порталы

Основная цель создания учебного портала:

Предоставить  сотруднику универсальный интерфейс, «главный вход» в учебное пространство компании


 
Учебный портал предоставляет следующую  информацию: 
возможности обучения в компании (дистанционным и обычным способом) 
результаты ранее прошедших учебных сессий 
учебные программы и курсы, которые подлежат изучению 
элементы управления знаниями 
формирование "путей обучения" из репозитория учебных фрагментов 
 
Функции учебного портала: 
Персонализация - различные интерфейсы для рабочих групп, преподавателей, менеджмента, администраторов 
Предоставление всей информации об обучении в компании (не только электронные учебные курсы) 
Связь электронного обучения с профилем пользователя, его должностными обязанностями 
Управление контентом (Content Managing) 
 
Корпоративный учебный портал может быть как самостоятельным продуктом, так и частью более широкого по своим возможностям корпоративного информационного портала.  
 
Система управления обучением (Learning Management System или СДО) работает в тесной связке (или является частью) учебного портала. Портал предоставляет доступ к различной информации, в том числе и к учебным курсам содержащимся в СДО см.схему:

 
 
Задача предоставления всеобъемлющего доступа к обучению «по требованию»  идеологически близка задаче управления знаниями. Учебный портал должен отвечать на те же вопросы, что и система управления знаниями: "Что мы (компания) знаем о том или вопросе", выдавая в качестве ответа учебные материалы, документы, обсуждения и людей, обладающих необходимыми знаниями. 
 
Методы управления знаниями - это тоже методы обучения, но оперативного, в контексте производимой работы, а не в рамках структурированного учебного курса.

Западный  рынок ДО

На развитом Западном рынке электронного образования  присутствует несколько видов игроков: 
Разработчики собственных учебных материалов (компании и университеты) 
Разработчики заказных учебных материалов 
Учебные Интернет-порталы 
Поставщики программного обеспечения 
 
Компании предлагают как комплексные, так и специализированные услуги 
 
На представленной схеме компании, работающие на рынке электронного обучения, представлены в виде пирамиды. В ее основании находятся наиболее важные для рынка компании - поставщики учебного контента и программных продуктов. Выше находятся провайдеры электронного обучения для розничных (индивидуальных) потребителей и корпоративных клиентов. 
 
 
 
 
Крупнейшие поставщики контента: 
SmartForce 
Saba 
Docent 
SkillSoft 
Centra 
Learn2.com 
 
В сети Интернет представлен целый ряд учебных порталов, предоставляющих доступ к библиотекам учебных курсов: 
SkillSoft 
SmartForce 
Netg 
Thinq 
Mentergy 
KnowldegePlanet 
Learn2 
DigitalThink 
 
В августе 2002 года компании SmartForce и SkillSoft завершили процесс объединения, образовав крупнейшего поставщика англоязычного учебного контента в мире (с библиотекой из более чем 3000 часов учебных материалов) 
 
Предполагаемый объем рынка обучения через Интернет в США в 2003 - $11.5 млрд. (IDC) В эту оценку не входят продажи программных продуктов, а таже продажи учебных курсов на других носителях, таких как CD. 
 
В университетской среде США дистанционное обучение получило очень широкое распространение. В настоящее время более 60% университетов США используют электронное обучение

Дистанционное образование в мире

Результаты, полученные компанией Jupiter Media Metrix, в очередной раз подтвердили факт прочного вхождения Сети в повседневную жизнь большинства американцев. Анализ наиболее посещаемых сайтов выявил, что чаще всего пользователи, особенно дети, прибегают к образовательным ресурсам. Jupiter Media Metrix полагает, что интерес к образовательным ресурсам вполне объясним, показательно здесь то, что в качестве источника чаще, чем что-либо другое, выступает именно интернет.  
 
Исследование Online Learning Magazine продемонстрировало, что число организаций, использующих технологии "электронного обучения" для работы с персоналом, выросло с 16% в 2000 г. до 24% в 2001 г. И хотя традиционные курсы были наиболее популярны как в 2000, так и в 2001 г., количество респондентов, считающих этот способ доставки знаний основным, сократилось с 65% до 57%.  
 
Обучающие системы e-learning доступны в любое время и из любого места, методы обучения постоянно обновляются благодаря новым технологиям, интерактивность становится основным понятием для среды обучения, подход к образованию сосредоточен не на преподавателях, а только на требованиях обучающегося. Образование можно приспособить к своему графику и индивидуальным требованиям. То есть оно идеально подходит для взрослых.  
 
Но есть данные, которые приводит Forrester Research: пока что 70% начинающих курс не заканчивают его. Почему так? Возможно, те, кто бросил курс, уже выучили то, что хотели, и уже применяют полученные знания в работе?  
 
Однако эксперт из Qed Consulting, считает, что учебные программы надо "пересоздать" для нужд 21 века.  
 
Журнал Online Learning поручил IDC провести опрос среди своих читателей, которые были уже наслышаны и заинтересованы темой электронного обучения на предприятии. Согласно результатам опроса, 44% организаций считают, что главным препятствием в развитии электронного обучения является высокая стоимость. Еще 43% заявляют, что принятию новой методики обучения мешает руководство.  
 
По действующему ныне в США законодательству американские образовательные учреждения, составляя учебные планы, постоянно вынуждены сохранять баланс между дистанционным обучением и традиционным. Доля дистанционного обучения в общем объеме образовательных программ не может превышать 50%.  
 
Республиканец Johnny Isakson внес на рассмотрения Сената предложение снять это ограничение, равно как и требование 12-часового присутствия студентов на занятиях (12 часов студентам требуется присутствовать в неделю). Если это ограничение будет снято, дистанционное образование будет фактически уравнено с традиционным очным обучением. При этом студенты сохранят возможность получать правительственные займы на образование, процент по которым составляет всего 10% за 3 года.  
 
Свои проблемы есть и в России. Так, 26 июня 2002 г. в Министерстве образования чиновники и ректоры ведущих ВУЗов страны обсуждали итоги эксперимента по дистанционному образованию, который идет уже 5 лет.  
 
Проект приказа о введении дистанционного образования и даже методика обучения уже практически готовы, однако основные механизмы так и остались не выяснены:  
· К какой форме отнести дистанционное образование: к очной, вечерней или заочной?  
· Что делать с отсрочкой от армии, давать ее студенту, обучающемуся по интернету, или нет?  
· Как решить проблему лицензирования дистанционных центров? Традиционное лицензирование происходит по соотношению числа квадратных метров, числа студентов и преподавателей. Но зачем считать метры учебного заведения, если студент сидит дома за компьютером или перед телевизором?  
· Как убедить работодателей, что дистанционное образование не хуже традиционного? 
 
По прогнозам исследовательской компании IDC, объем европейского рынка дистанционного обучения к 2005 г. составит $6 млрд. Только в 2001 г. году объем рынка дистанционных образовательных услуг вырастет на 126%. К 2005 г. четвертая часть объема поставляемых услуг по обучению в сфере высоких технологий будет предоставляться в онлайне.  
Особенной популярностью такое образование будет пользоваться в Нидерландах, Швеции и Англии, поскольку распространение интернета в этих странах велико (к тому же большая часть населения в той или иной мере владеет английским языком). Страны южной Европы будут в этом смысле несколько отставать.  
 
Вплоть до 2005 г. прогнозируется увеличение спроса на образовательный контент и услуги. При этом европейские организации будут снижать расходы на системы дистанционного обучения, поскольку в разряд приоритетов входит повышение качества дистанционного образования, что подразумевает разработку новых курсов, их администрирование и поддержку.  
 
Лучше других в обучении по интернету преуспевают такие страны, как Канада иИсландия, потому что они хотят быть подготовленными, несмотря на такие физические препятствия в коммуникации, как большие расстояния и суровый климат. Обучающие системы этих стран входят в University of the Artic, сеть из 31 университета, принадлежащих самым холодным странам в мире, распложенным вокруг Северного полюса, которые и дали жизнь инновационному проекту - модели обучения на расстоянии.  
 
Австралия - в настоящее время наиболее зрелый рынок электронного обучения в Азиатско-Тихоокеанском регионе (исключая Японию), но к 2005 г. лидировать в этой области будут Китай и Корея. Китай и Корея в настоящее время имеют самый высокий годовой темп роста в использовании электронного обучения и 10% всех китайских и корейских фирм будут использовать e-learning к 2005 г.  
Согласно плану министерства образования Китая, к 2005 г. пользователями образовательных интернет-сервисов станут 5 млн. студентов китайских высших учебных заведений. В настоящее время интернет помогает получить образование почти 250 тыс. жителей Китая.  
В регионе больше тяготеют к электронному обучению финансовые компании. Почти 40% всех финансовых учреждений Азии уже используют e-learning. Дистрибуторы и изготовители менее склонны к e-learning.  
 
В целом рынок e-learning в регионе находится в младенческом возрасте. Только 1% мирового дохода от e-learning в этом году будет приходиться на Азиатско-Тихоокеанский регион, 64% будут получены в США.  
 
Docent - разработчик программного обеспечения для онлайнового образования - открыл в этом году представительство в Японии. По прогнозам IDC, объем японского рынка онлайнового образования достигнет в 2001 г. $1 млрд., а к 2004 составит $2,2 млрд. В настоящее время Docent уже имеет локализованную для Японии версию программного обеспечения и в качестве целевого рынка рассматривает большие корпорации, у которых есть потребность в онлайновом обучении сотрудников.  
 
Компания Hyperwave, поставляющая системы управления знаниями и программы для образования, заключила партнерское соглашение с компанией Compaq Global Services. Компании Hyperwave и Compaq намерены реализовывать проекты управления знаниями и программы электронного обучения (e-learning) для различных вертикальных рынков. Hyperwave и Compaq будут продвигать электронные средства обучения и управления знаниями для корпоративного сектора в Европе иСеверной Америке.  
 
Компания Datatel, занимающаяся созданием решений в области высшего образования, объявила о выпуске WebAdvisor 2.0. Это сетевая система, позволяющая студентам, преподавательскому составу и администрации осуществлять регистрацию, оценивание, обмен материалами, консультации и др. через сеть, независимо от физических ограничений. WebAdvisor 2.0 полностью соответствует Уровню А Правил доступности WWW Консорциума, что означает доступность информации людям с физическими недостатками и возможность ее использования наравне с обычными людьми.  
 
Компания PlaNet Software - разработчик программного обеспечения для образовательных учреждений - выпустила продукт PlaNet Manager Portal Edition. Новое решение поможет образовательным организациям и поставщикам курсов за несколько недели запускать полнофункциональные и хорошо управляемые системы, работающие через интернет.  
 
Компания PlaNet-Finance, специализирующаяся на подключении к Сети учреждений, работающих в сфере микрофинансов, представила свою новую образовательную интернет-платформу, которая предложит педагогическую и функциональную помощь компаниям, зачастую страдающим от нехватки ресурсов. Исследования Всемирного Банка показали, что из 7 тыс. микрофинансовых учреждений 98% являются очень мелкими предприятиями, часто географически изолированными. Только 600 из них на сегодняшний день имеют адрес электронной почты, а 170 - сайт в интернете.  
PlaNet-Finance переходит ко второму этапу в своей работе, организовывая совместно с американской онлайновой образовательной компанией Docent онлайновый университет PlaNet University, который предложит своим слушателям 14 обучающих модулей на английском и французском языках и подготовит их по программе микрофинансов и новых технологий.  
 
В Пакистане создан виртуальный университет. Благодаря ему у тысяч пакистанцев появилась возможность получить знания, необходимые в компьютерный век. Проект дистанционного обучения, обошедшийся в $40 млн., позволяет осуществлять обучение по телевидению и через интернет, вне зависимости от места проживания студента.  
Цель проекта - создать поколение программистов и разработчиков компьютерной техники, которые могли бы конкурировать со специалистами из развитых стран. Пакистанские власти, по примеру Индии, намерены создать собственную индустрию информационных технологий. По оценкам экспертов, для этого стране необходимо, как минимум, 60000 специалистов по компьютерным технологиям.  
Как сообщает BBC, виртуальный университет будет осуществлять обучение через телевидение, видеоконференции и интернет на всей территории Пакистана. Лекции будут готовиться в профессиональной студии. Студенты смогут подключаться к университету через интернет и обсуждать предмет с лектором. В пилотном проекте принимают участие около 500 человек. Организаторы виртуального университета планируют, что уже к сентябрю количество студентов возрастет до 5000, а к концу 2003 г. - до 25000 человек.  
Одна из важнейших проблем - обеспечить всех желающих, независимо от материального положения и места жительства, возможностью принимать участие в обучении. Для этого созданы специальные образовательные центры, где студенты могут просматривать лекции и выходить в интернет. Планируется создать высокоскоростную компьютерную сеть, которая бы объединила 60 университетов и 2500 школ и колледжей. Еще 10000 школ смогут получить доступ к лекциям через интернет. Правительство Пакистана работает над тем, чтобы стоимость доступа в интернет была по карману большинству граждан.  
 
General Physics (GP) e-Learning и Centra Software разрабатывают виртуальный колледж для университета Нью-Йорка. В рамках виртуального колледжа осуществляется регистрация студентов, а также сдача экзаменов.  
Система заочного обучения eHealth Education компании eResearchTechnology, Inc., поставщика технологий и сервисов для медицинской и фармацевтической отраслей промышленности, предназначена для повышения квалификации персонала географически рассредоточенных компаний и учреждений.  
Программное обеспечение для автоматизированного обучения базируется на платформе клинического и исследовательского тренинга и электронного сбора данных eRT Accelerator Series и информационном веб-портале eResCom. Доступ к системе eHealth Education предоставляется через портальную службу eResCom на базе месячной подписки.

Эффективность ДО

У каждого человека свой стиль обучения, характеризующий  наиболее оптимальный для него механизм восприятия учебного материала. Существует определенный процент людей, для  которых единственно возможным  способом восприятия учебного материала  является аудиторная форма обучения. Однако как показывают исследования, как минимум 80% учащихся могут эффективно воспринимать учебные материалы  в любой форме. Это означает, что  абсолютное большинство людей способны эффективно обучаться электронным  способом, естественно при условии  наличия адекватного учебного контента (содержания курсов). 
 
По результатам опроса сотрудников компаний США использующих электронное обучение: 
87% - предпочитают учиться в рабочее время  
52% - предпочитают обучаться на своем рабочем месте, а не в специальном компьютерном классе 
84% - хотят повторно пройти обучение в электронной форме 
38% - предпочитают электронную форму обучения традиционной


Информация о работе Технологии дистанционного обучения