Внедрения и развития цифрового телерадиовещания в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:07, реферат

Описание работы

Переход на цифровое вещание является приоритетным направлением социально-экономического развития Республики Казахстан, определенным в Концепции развития конкурентоспособности информационного пространства Республики Казахстан на 2006-2009 годы и выступлении Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на XII съезде партии «Нур Отан» в мае 2009 года.

Работа содержит 1 файл

DTV_concept.doc

— 121.50 Кб (Скачать)


 

проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

внедрения и развития цифрового телерадиовещания

в Республике Казахстан

на 2009-2015 годы

 

 


Введение

 

Переход на цифровое вещание является приоритетным направлением социально-экономического развития Республики Казахстан, определенным в Концепции развития конкурентоспособности информационного пространства Республики Казахстан на 2006-2009 годы и выступлении Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на XII съезде партии «Нур Отан» в мае 2009 года.

Актуальность внедрения цифрового вещания в Республике Казахстан обусловлена не только возрастающей перегруженностью радиочастотного спектра и социальными запросами общества, но и общемировыми тенденциями в области электронных СМИ.

В рамках Региональной конференции по планированию наземной радиовещательной службы, организованной Международным союзом электросвязи, в 2006 году подписано соглашение «Женева-06», которое определило план частотных выделений (назначений) цифрового вещания. Этим документом 2015 год определен как окончательный срок перехода с аналогового на цифровое вещание для стран – участников соглашения, в число которых вошла и Республика Казахстан.

Необходимость своевременного внедрения цифрового вещания обусловлена также вопросами соблюдения информационной безопасности, особенно в зонах приграничного вещания. С 2015 года международная правовая защита радиочастотных присвоений для аналогового телевизионного вещания в диапазонах 174-230 МГц и 470-862 МГц будет осуществляться по остаточному принципу.

В этих условиях единственным вариантом обеспечения всего населения телерадиовещанием является модернизация всей национальной сети телерадиовещания путем перехода на цифровые технологии.

Переход на цифровой формат вещания предоставит качественно новые возможности развития информационного пространства Республики Казахстан и его вхождения в мировое информационное сообщество.

Внедрение цифровых технологий вещания также позволит более эффективно использовать государственный частотный ресурс и получить значительный экономический эффект от трансляции большего количества телевизионных программ, дополнительных потоков передачи данных и предоставления потребителям качественно новых услуг. Кроме этого, появится возможность трансляции программ телевидения и радиовещания стандартов повышенного качества.

 

1. Цели и задачи Концепции

 

Организация и обеспечение доступного многопрограммного цифрового вещания является одной из основных функций государства, сопоставимой по значимости для населения с образованием, здравоохранением, развитием культуры. Это мощный инструмент политического влияния и часть системы безопасности государства.

Основной целью развития цифрового вещания до 2015 года является обеспечение населения многопрограммным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных телевизионных и радиоканалов свободного доступа заданного качества, что позволит государству реализовать функции по обеспечению конституционного права граждан на получение информации.

Принятие государством четких правил развития цифрового вещания, включая введение механизма государственного финансирования обязательного распространения пакета социально значимых телевизионных каналов, позволит создать необходимую инфраструктуру для цифрового вещания.

Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:

выработка государственной политики в области цифрового вещания, направленной на учет интересов всех субъектов данного процесса – государства, вещателей, потребителей, бизнеса;

разработка нормативных правовых и технических документов, регулирующих и регламентирующих взаимодействие субъектов в области цифрового вещания;

разработка частотно-территориального плана;

строительство национальной цифровой сети по доставке сигналов телевизионных программ в цифровом формате до населения Республики Казахстан;

создание рынка операторов, предоставляющих услуги многопрограммного цифрового вещания;

создание в республике инфраструктуры производства цифровых приемных устройств для удовлетворения потребностей населения.

 

 

2. Анализ современного состояния вещания

 

2.1. Современное состояние вещания в Республике Казахстан

 

В настоящее время телерадиовещательный комплекс Республики Казахстан представляет собой сложную систему, состоящую из трех взаимосвязанных компонентов – тракта формирования телерадиопрограмм, тракта спутникового телерадиовещания и тракта наземного телерадиовещания.

Помимо эфирного и спутникового телерадиовещания заметное распространение в крупных городах получили сети кабельного телевидения на основе различных технологий аналогового и цифрового форматов. Началось внедрение IP-телевидения и распространение телевидения посредством технологии WiMax.

В совокупности данные компоненты составляют инфраструктуру телерадиовещания республики.

Тракт формирования телерадиопрограмм представлен 215 электронными средствами массовой информации (СМИ). Функционирует спутниковый канал «Caspionet», осуществляющий вещание на территории стран Центральной Азии, Среднего Востока, Европы и Северной Африки. Действуют 167 операторов кабельного и 2 оператора спутникового вещания.

Спутниковое телерадиовещание в республике представлено операторами спутникового вещания, оказывающими услуги по распространению сформированного единого телевизионного потока через спутник на наземные приемо-передающие устройства.

В полном объеме республиканским вещанием охвачены жители крупных населенных пунктов – областных и районных центров. В настоящее время население Республики Казахстан охвачено эфирным аналоговым телевизионным вещанием в следующих объемах: «Хабар» – 98,58%, «Казахстан» – 98,3%, «Ел Арна» – 87,41%, «Первый канал Евразия» – 86,79%, Казахское радио – 87,85%, радио «Шалкар» – 46,18%. Остальные телевизионные и радиоканалы имеют более низкие показатели охвата населения.

Сельские территории охвачены в большинстве вещанием только республиканских каналов телевидения (Казахстан, Хабар, Ел Арна) и существующую ситуацию можно характеризовать как недопустимую.

Основными проблемами тракта наземного телерадиовещания являются физическая изношенность и перегруженность антенно-мачтового хозяйства и систем энергоснабжения, устаревшая материальная база технологического оборудования и метрологического обеспечения, а также практически полное отсутствие системы коллективного приема эфирного телевидения (СКПТ) в городах и крупных населенных пунктах, что возможно не позволит обеспечить гарантированное качество цифрового вещания.

Проведение работ по планомерной замене действующей аналоговой инфраструктуры на цифровую позволит получить ряд преимуществ по сравнению с аналоговым телевидением:

расширение функциональных возможностей студийной аппаратуры, используемой при формировании, подготовке, редактировании и проведении телевизионных программ;

повышение помехоустойчивости трактов передачи и записи ТВ сигналов;

существенное увеличение числа телевизионных программ (до 10-12), передаваемых на одном частотном канале;

создание новых телевизионных систем с повышенным качеством, как телевизионных, так и новых, дополнительных услуг (телевидение высокой четкости – ТВЧ, трансляция данных и т.д.);

единый подход к кодированию и передаче телевизионных сигналов с различной четкостью картинки;

интеграция с другими видами информации при передаче по цифровым сетям связи (например, с Internet);

уменьшение энергопотребления передающими комплексами в целом;

создание интерактивных телевизионных систем и, как следствие – адресная доставка всех сервисных услуг;

обеспечение защиты передаваемых телевизионных программ и другой информации от несанкционированного доступа, что дает возможность создавать системы платного ТВ-вещания.

Эти преимущества обусловлены как самими принципами, присущими цифровому телевидению, так и наличием разнообразных алгоритмов, схемных решений и мощной технологической базы для создания соответствующих устройств.

 

 

2.2. Общие тенденции развития цифрового вещания в мире

 

В настоящее время высокоразвитые страны мира уже завершают переход на цифровое вещание. Сроки отключения аналогового сигнала каждая страна определяла самостоятельно и, как правило, они составляют от 5 до 16 лет. При этом общей тенденцией является то, что все страны в целях сокращения расходов пытаются уменьшить период одновременного вещания в аналоговом и цифровом стандартах. В каждой стране после принятия решения разрабатывались программы с детальным планированием всех мероприятий перехода.

Во всех странах СНГ начаты работы по переходу на цифровое вещание.

Выбор того или иного стандарта определяется индивидуально каждой страной. Большинство стран мира, а также европейские государства, в том числе Россия остановили свой выбор на стандарте DVB. Преимуществами данного стандарта являются низкая стоимость приемного оборудования, унифицированность для эфирного, спутникового, кабельного и мобильного вещания, высокая помехоустойчивость и качество телевизионного сигнала, многопрограммность, возможность организации интерактивных дополнительных услуг (передача данных, видео по запросу и др.), при наличии обратного канала запроса, возможность создания одночастотных сетей. В силу вышеуказанных факторов данный стандарт является наиболее приемлемым и для Казахстана.

Анализ опыта зарубежных стран позволяет сделать следующие основные выводы: полное отключение аналоговой сети отодвигалось из-за опасений социального последствия. Переход на цифровое вещание производился при активном государственном участии в процессах становления и развития рынка цифрового телевизионного вещания.

 

 

3. Основные направления и механизмы реализации Концепции

 

3.1 Основные направления развития цифрового телерадиовещания в Республике Казахстан

 

Формирование рынка цифрового телерадиовещания

Цифровое вещание с точки зрения прибыльности является перспективным сектором реальной экономики, однако ее инвестиционная привлекательность сдерживается рисками, связанными со значительными трудностями получения частотных присвоений, а также низкой рентабельностью вещания в небольших городах и сельской местности

Основной моделью функционирования рынка телерадиовещания, принятой большинством европейских стран, является модель бесплатной платформы с платными элементами - автономные платные каналы, платные пакеты ТВ программ, услуги по доступу к отдельным ТВ-программам и подписным сервисам.

Формирование рынка цифрового телерадиовещания будет основываться на существующей модели функционирования рынка электронных СМИ в современных условиях.

Все субъекты рынка телерадиовещания функционально разделяются на 4 основные группы:

производители аудиовизуальной продукции (зарегистрированные СМИ, авторы и правообладатели);

телерадиовещательные организации;

операторы связи (вещания);

потребители.

Отношения между указанными субъектами выстраиваются на основе рыночных принципов с соблюдением условий и правил, определяемых государством.

В этой связи для формирования рынка цифрового телерадиовещания необходимо:

совершенствование нормативной правовой базы: разработка правовых документов, регламентирующих права, обязанности и ответственность участников, определяющих правовые условия работы и развитие рынка телерадиовещания в целом;

разработка и принятие нормативных (технических и правовых) документов, в которых будут установлены обязательные для применения и исполнения правила взаимодействия участников рынка цифрового телерадиовещания, требования к параметрам и показателям качества услуг, работы сетей, обслуживания пользователей;

определение отраслевой структуры рынка цифрового вещания: количественный и качественный состав операторов связи (вещания), экономические параметры их функционирования, правовые аспекты взаимодействия, условия формирования тарифной политики;

разработка и утверждение социального пакета обязательных к распространению телевизионных и (или) радиоканалов;

определение статуса и обязанностей оператора связи (вещания), обеспечивающего трансляцию социального пакета;

разработка и утверждение плана перехода на цифровой формат вещания и отключения аналогового вещания.

Информация о работе Внедрения и развития цифрового телерадиовещания в Республике Казахстан