Внедрения и развития цифрового телерадиовещания в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:07, реферат

Описание работы

Переход на цифровое вещание является приоритетным направлением социально-экономического развития Республики Казахстан, определенным в Концепции развития конкурентоспособности информационного пространства Республики Казахстан на 2006-2009 годы и выступлении Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на XII съезде партии «Нур Отан» в мае 2009 года.

Работа содержит 1 файл

DTV_concept.doc

— 121.50 Кб (Скачать)
ext-align:justify">В нормативных документах необходимо предусмотреть расходы в переходный период республиканского бюджета на оплату трансляции социально значимых телевизионных каналов и (или) радиоканалов в аналоговом и цифровом форматах и разработать меры по стимулированию сокращения сроков перехода на цифровое вещание и организации производства на территории республики оборудований для цифрового вещания, а также ввоза в Республику Казахстан современного приемного оборудования.

 

Основные принципы регулирования рынка телерадиовещания

Концепцией предлагается сохранить существующие механизмы раздельного лицензирования вещания и деятельности по оказанию услуг связи по трансляции телерадиопрограмм.

Лицензирование вещания остается основным инструментом государственного регулирования в сфере телевидения и радио. Деятельность в сфере телерадиовещания должна осуществляться на основании лицензии. Лицензия должна содержать в качестве одного из основных условий, обязательство в соответствии с которой вещатель заключает договоры о трансляции с операторами, имеющими лицензию на этот вид деятельности.

Лицензионные условия осуществления операторами связи деятельности по трансляции должны включать требование по обеспечению обязательного распространения пакета программ социально значимых телевизионных и (или) радиоканалов и совокупности социально значимой информации (сигналов оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах и т.п.) на всей территории, указанной в лицензии оператора.

Услуга по доставке сигналов телевизионных каналов и радиоканалов от вещателя до оператора связи, осуществляющего трансляцию, будут предоставляться оператором связи, имеющим соответствующую лицензию в области связи.

В Правила лицензирования деятельности в сфере телерадиовещания необходимо внести дополнение о порядке и сроках приема и рассмотрения заявок на получение лицензии на цифровое вещание. Вещателям аналоговых телевизионных каналов, сигналы которых по состоянию на 1 января 2010 г. транслируются в соответствующем регионе Республики Казахстан, должно быть предоставлено приоритетное право на осуществление собственного вещания в цифровом формате в мультиплексе оператора связи. При этом необходимо прекратить прием и рассмотрение заявок на получение лицензии на аналоговое вещание с 1 января 2010 года. Также в Правилах должны быть четко определены условия, порядок и организационные схемы взаимоотношений между операторами эфирно-кабельного, IP-телевидения, мобильного телевидения и других транспортных сред и оператором национальной эфирной цифровой сети.

 

Государственная поддержка развития цифрового вещания

Важнейшим вопросом, нуждающимся в решении на государственном уровне, является обеспечение равных прав граждан Республики Казахстан на получение социально значимой информации. В целях сохранения и обеспечения единого информационного пространства Республики Казахстан и освещения государственной политики в сфере социально-экономического развития Казахстана, сохранения и развития культурного наследия страны необходимо сформировать пакет телевизионных каналов и радиоканалов, предоставляющих в совокупности социально значимую информацию, обязательный к трансляции на всей территории Республики Казахстан.

В такой пакет телевизионных каналов следует включить: республиканский информационный канал, освещающий основные события, происходящие в нашей стране и за рубежом; республиканские информационно-развлекательные каналы; республиканский канал, освещающий события культурной жизни общества; республиканский детский канал; республиканский спортивный канал; региональный канал, освещающий события, происходящие в каждой области Республики Казахстан.

Пакет социально значимых телевизионных и/или радиоканалов предлагается сформировать в составе телевизионных и/или радиоканалов республиканского значения и одного регионального в каждой области Республики Казахстан.

Перечень всех социально значимых телевизионных каналов и/или радиоканалов должен быть сформирован и утвержден в соответствии с законодательством как пакет, обязательный для распространения на всей территории Республики Казахстан. Данные каналы должны быть доступны для населения в режиме свободного доступа и во всех средах трансляции (спутниковая, эфирная, кабельная, проводная), что предусматривается в лицензионных условиях операторов связи (вещания), осуществляющих трансляцию.

Финансирование распространения республиканских и региональных каналов, входящих в пакет социально значимых каналов, должно осуществляться с участием республиканского и местных бюджетов. Остальные каналы свободного и условного доступа распространяются на платной основе.

В рамках комплексного плана развития цифрового вещания необходимо разработать механизмы обеспечения населения оборудованием для просмотра цифрового телевидения на аналоговых телеприемниках.

На государственном уровне должны быть приняты решения по инвестиционным, налоговым и таможенным преференциям для наполнения рынка республики цифровыми телевизорами со встроенным приемным оборудованием.

 

Нормативное правовое обеспечение цифрового вещания

Для реализации модели функционирования рынка цифрового вещания необходимо принятие мер государственного регулирования отношений между субъектами рынка, а также обеспечение экономически взвешенных и обоснованных действий участников рынка.

Так, при внедрении цифрового вещания потребуется создание нормативного (правового и технического) обеспечения перевода вещания с аналоговых стандартов на цифровые и дальнейшей эксплуатации сетей вещания, включая:

корректировку установленного порядка лицензирования телерадиовещания и лицензирования деятельности по оказанию услуг связи для целей телерадиовещания;

определение принципов тарифной политики в сфере цифрового вещания;

формирование пакета стандартов Республики Казахстан (СТ РК) на цифровое вещание, передающее и приемное оборудование.

В целях реализации норм принятых законодательных актов необходимо обеспечить выпуск постановлений Правительства Республики Казахстан, а также внести изменения в некоторые действующие постановления Правительства и в акты органов исполнительной власти по таким вопросам, как:

определение перечня социально значимых телевизионных и/или радиоканалов, повсеместный свободный доступ населения, к которым гарантируется государством;

определение механизмов и сроков одновременного функционирования аналоговых и цифровых сетей телерадиовещания;

формирование пакета стандартов СТ РК на цифровое вещание, передающее и приемное оборудование, являющихся основой для развития рынка производства такого оборудования в стране.

 

Обеспечение цифрового вещания радиочастотным ресурсом

Одним из наиболее сложных вопросов, связанных с обеспечением перехо­да к цифровому вещанию, является исполь­зование радиочастотного спектра, так как аналоговое и цифровое веща­ние используют одни и те же частотные ди­апазоны, а значит, в течение переходного пе­риода должны сосуществовать совместно.

Кроме того, необходимо обеспечивать электромагнитную совместимость их с радиоэлектронными средствами других радиослужб и соблюдение условий Соглашения «Женева 06».

Переход к цифровому вещанию потребует постепенного перераспределения частотного ресурса от аналоговых передающих станций к цифровым. На каждом этапе переходного периода необходимость защиты зон приема сигналов действующих аналоговых станций будет ограничивать возможность введения в эксплуатацию передающих станций цифрового вещания. В то же время отключение аналоговых станций не может проводиться без заблаговременного обеспечения возможности приема их программ в цифровом формате.

С целью комплексного решения указанных выше задач необходимо разработать частотно-территориальный план наземного цифрового вещания Республики Казахстан в полосах частот 174-230 МГц и 470-862 МГц и частотно-временной план перехода на цифровое вещание.

 

Создание технической инфраструктуры для развития
цифрового вещания

Данное направление предполагает масштабное техническое обновление отечественной вещательной системы.

Основными приоритетами здесь являются:

определение на основе мировых тенденций развития отрасли перспективных технологий для развития цифрового вещания;

принятие необходимых стандартов цифрового вещания;

определение правил построения сетей и требований к эксплуатации оборудования в целях качественного удовлетворения потребностей населения в услугах цифрового вещания.

Необходимо четко определить, что при переходе на цифровое вещание в республике будет применяться общеевропейский стандарт DVB. В качестве стандарта компрессии, применяемого в цифровом эфирном вещании, будет использоваться стандарт MPEG-4 или более высокий.

 

Переход с аналогового на цифровое вещание

Особого внимания требует организация переходного периода от аналогового к цифровому вещанию и обеспечение готовности существующей инфраструктуры к внедрению эфирного цифрового вещания, включая такие мероприятия, как:

- завершение обследования и подготовка предложений по модернизации антенно-мачтовых сооружений и систем энергообеспечения;

- строительство новых антенно-мачтовых сооружений и систем энергообеспечения;

- полная замена выработавшего ресурс аналогового передающего оборудования;

- внедрение систем дистанционного контроля и мониторинга работы оборудования удаленных РТС.

Вопросы обеспечения функционирования инфраструктуры аналогового эфирного вещания в переходный период должны быть отражены в регионально-временном графике перехода с аналогового на цифровой формат вещания.

В период перехода к цифровому вещанию будут приняты меры по поддержанию сети распространения и трансляции социально значимых телевизионных каналов и/или радиоканалов, а также по строительству в конкурентных условиях сетей трансляции телевизионных каналов свободного и условного доступа.

 

Международное сотрудничество в сфере цифрового вещания

Внедрение цифрового эфирного вещания требует единого подхода и согласованных принципов распределения радиочастотного ресурса на международном уровне, поскольку непосредственно затрагивает интересы соседних государств, а также национальную информационную безопасность.

Учитывая это, Международным союзом электросвязи (МСЭ) при участии администраций связи стран – членов МСЭ утвержден региональный план цифровой наземной радиовещательной службы в полосах частот 174-230 МГц и 470-862 МГц – «Женева-2006».

Международное сотрудничество в сфере цифрового телерадиовещания должно развиваться по следующим направлениям:

взаимодействие с международными организациями, включая Международный союз электросвязи (МСЭ) и Региональное содружество в области связи (РСС), Европейский вещательный союз (ЕВС), международные организации космической связи;

обеспечение защиты национальных интересов Республики Казахстан в области цифрового вещания, включая международно-правовую защиту частотных присвоений радиоэлектронным средствам Республики Казахстан, а также координацию решения проблемных аспектов трансграничного вещания;

обеспечение деятельности межправительственных и межведомственных комиссий и рабочих групп в области цифрового вещания.

 

Этапы перехода Республики Казахстан на цифровое вещание

Процесс перехода государства на цифровое вещание предполагается осуществить в несколько этапов:

организационный этап – в течение 2009-2010 годов;

реализационный – в течение 2011-2013 годов;

завершающий – в течение 2014-2015 годов.

Первый этап связан с организацией начала вещания в цифровом формате с целью определения технических параметров дальнейшего построения национальной сети цифрового вещания.

На данном этапе должны быть:

- на законодательном уровне принят стандарт цифрового вещания и разработан частотно-территориальный план развертывания сети наземного цифрового вещания в республике;

- сформирован пакет социально значимых телевизионных и/или радиоканалов;

- определен оператор национальной эфирной цифровой сети цифрового вещания, транслирующий социальный пакет;

- проведено изучение экономической целесообразности использования наземных линий связи (волоконно-оптических, радиорелейных) для организации доставки региональных (областных) программ телевидения и создания резервной сети цифрового вещания;

- проведены тестовые испытания, включая интеграцию с другими телекоммуникационными системами;

- организовано отечественное производство цифровых абонентских приставок.

Второй этап рассчитан на 3-летний срок реализации. В рамках данного этапа будут продолжены плановая замена аналогового телевизионного оборудования, развертывание сетей цифрового вещания в неохваченных на первом этапе регионах (за счет высвобождения радиочастот в результате конверсии) и завершено формирование организационно-правовой базы функционирования рынка телевизионного вещания.

Информация о работе Внедрения и развития цифрового телерадиовещания в Республике Казахстан