Внутрикорпоративный PR как инструмент мотивации персонала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 05:09, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях конкуренции организациям для обеспечения эффективного спроса на свою продукцию важно не только налаживать плодотворные связи с партнерами, клиентами, но и тесно сотрудничать с общественностью, распространяя положительные сведения о себе и своей деятельности. Таким образом, необходимым для компаний становится использование такого инструмента как паблик рилейшнз.

Работа содержит 1 файл

Введени1.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

      Четвертый этап заключается в постановке цели, как осознанно выбранного средства для удовлетворения потребностей на основе сформированных, с учетом полученной информации, стимулов и мотивов. На данном этапе человек затрачивает  усилия на достижение того, что способно удовлетворить его потребности.

      Пятый этап – это результат деятельности по удовлетворению потребностей, который  предполагает три варианта удовлетворения потребностей: полное удовлетворении, частичное удовлетворении, отсутствие удовлетворения. Так как инструменты внутреннего PR способствуют удовлетворению не только ключевых потребностей, но и информационных, то следует выделить такой результат, как отношение к полученной информации. В случае полного удовлетворения потребностей формируется положительной отношение к полученной информации. При частичном удовлетворении – частично положительное отношение к полученной информации. В случае неудовлетворения потребностей – негативное отношение к полученной информации.

      Сопоставив основные мероприятия внутрикорпоративного PR с ключевыми потребностями персонала, можно выявить возможности мотивационного воздействия инструментов внутреннего PR на персонал организации, опираясь на «Пирамиду потребностей Маслоу» (см. приложение 1) (табл.2).

Таблица 2

Ключевые потребности персонала  
Возможности мотивационного воздействия на персонал
физиологические потребности информирование об оплате труда, вознаграждениях, премиях, дополнительных выплат, также об изменениях в политике оплаты труда;

адаптационные занятия для новых сотрудников

потребности в безопасности информирование о политике компании по части социальных гарантов;

информирование об изменения и нововведениях, касающихся правил, норм, порядков, требований;

адаптационные занятия для новых сотрудников и сотрудников, вступающих в новую должность

информирование и обучение мерам безопасности

потребности в принадлежности информирование сотрудников обо всех основных событиях;

возможность обратной связи с руководством;

выпуск корпоративных изданий;

использование Интранета;

организация корпоративных мероприятий;

формирование и внедрение компонентов корпоративной культуры (миссия, цели, ценности, философия и т.д.)

потребности в признании и уважении информирования о достижениях, заслугах сотрудников посредством корпоративных СМИ, собраний;

возможность обратной связи с руководством;

формирование и внедрение компонентов корпоративной культуры;

участие сотрудников в общественных мероприятиях

потребности в самовыражении обучение с целью повышения квалификации;

привлечение к общественной деятельности

 

2.2. Значение  корпоративной культуры в системе  мотивации персонала организации  (на примере компании Google). 

      Корпоративная культура организации – фундамент мотивации.

      В современном менеджменте под  понятием корпоративная культура понимают «принимаемые основной частью коллектива организации философия и идеология управления, ценностные ориентиры, верования, ожидания, ценности и нормы, лежащие в основе отношений внутри организации и за ее пределами»30.

      Петербургский исследователь корпоративной культуры В.А. Спивак предлагает свое определение корпоративной культуре: «Культура корпорации — очень сложное, многослойное, динамичное явление, включающее и материальное, и духовное в поведении организации по отношению к субъектам внешней среды и к собственным сотрудникам, это система материальных и духовных ценностей, проявлений. Взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя в окружающей среде»31.

      Непосредственно проблематика корпоративной культуры начинает формироваться в 1970-80 годах  как следствие процесса перехода от индустриального общества к информационному. В таких условиях человеческие ресурсы принимают стратегическое значение, поскольку доминирующим производственным ресурсом становится информация. Знания и высокие технологии32.

      С развитием мировой экономики  увеличилось число транснациональных организаций, представительства которых находятся по всему миру. Необходимо было объединить людей различных культур общими традициями, чтобы они оставались «людьми корпорации». Только в этом случае можно полагать, что деятельность подобного рода представительств будет соответствовать целям и интересам организации. Эту задачу выполняет корпоративная культура.

      Среди функций корпоративной культуры можно выделить:

1. формирование ценностей у персонала, побуждающих к эффективной реализации миссии организации;

2. формирование имиджа организации;

3. упрочение отношений персонала с руководством организации;

4. поддержание существующих норм и ценностей и создание новых;

5. создание и совершенствование корпоративного стиля, направленного на процветание и развитие организации;

6. завоевание положительного отношения к организации, как со стороны внешней общественности, так и со стороны сотрудников.

      Согласно  Капитонову Э.А.33, внутреннюю среду организации составляют люди, задачи, технологии, структура, которые образуют внутренние отношения (по вертикали и горизонтали), поддающиеся регулированию. Целью внутреннего PR является максимальное вовлечение эмоционального и духовного потенциала персонала в достижении корпоративной миссии. При этом приемы PR используются для создания благоприятного психологического климата, формирования у работников чувства заинтересованности, соучастия и ответственности в делах организации, а также мобилизация этих чувств в нужное время и с нужной интенсивностью, что повышает ее потенциал.

      «Корпоративная культура создает систему социальной стабильности в организации, сплачивая организацию путем обеспечения присущих именно ей стандартов поведения»34.

      Корпоративная культура специфична для каждой организации.

Проанализировав компетентные источники35, автор работы выделяет следующие компоненты корпоративной культуры:

  1. миссия - корпоративная философия - видение
  2. история - легенда
  3. корпоративный кодекс
  4. фирменный стиль

      Рассмотрим  подробнее каждый компонент корпоративной  культуры на примере компании Google и его влияние на мотивацию персонала.

      Компания  Google была основана в 1998 году студентами Стэндфордского университета Ларри Пейджем и Сергеем Брином. Вскоре эта поисковая система стала популярной среди пользователей Интернета во всем мире. Сегодня система поиска Google имеет широкое признание как одна из крупнейших в мире и представляет собой бесплатную и простую в использовании службу, обычно показывающую релевантные результаты поиска, для получения которых требуются лишь доли секунды36.

      По  данным британской исследовательской  компании Millward Brown Optimor37 (см. приложение 2), на сегодняшний день Google является самым дорогим брендом мира. Но, несмотря на столь бурный рост, Google продолжает всеми силами поддерживать у себя атмосферу маленькой компании, где все живут и работают как одна семья: открыто высказывают свою точку зрения, вместе празднуют победы, предлагают решения, вносят инициативы38.

      1. Миссия – корпоративная философия - видение

      «Миссия — кратко сформулированная идея существования организации, разделяемая ее (владельцами) руководством и персоналом, в общих чертах определяющая вид деятельности, группы потребителей и сферы деятельности (рынки). Миссия указывает на смысл создания организации, ее назначения и роли в общих тенденциях развития человека, общества, цивилизации и человечества»39.

      Согласно утверждениям некоторых авторов40, миссия компании содержит перечисление трех основных составляющих – приоритетных целей, ценностей, стратегий, которые позволяют увидеть, чем занимается и зачем существует данная организация.

      Как отмечает Чумиков41, удачная формулировка миссии должна отвечать на три вопроса:

1. Чем занимается организация?

2. Для кого сотрудники организации осуществляют свою деятельность?

3. В каком рыночном сегменте они работают?

      Миссия Google состоит в организации мировой  информации, обеспечении ее доступности  и пользы для всех42.

      Если  миссия описывает современное состояние  организации, смысл ее существования, то видение дает ориентиры на будущее. Видение представляет собой стратегическую цель организации; это описание того, к чему она стремится. Для формулировки видения важно, чтобы оно звучало правдоподобно.

      «Мы ценим ваше время и понимаем, что когда вы ищете информацию в Интернете, вы хотите получить ее моментально. И мы стремимся помочь вам в этом. Возможно, мы единственные в мире, кто ставит для себя целью добиться того, чтобы пользователи как можно быстрее покидали нашу главную страницу»43 – такой видят стратегическую цель в компании Google.

      Миссия  и видение должны быть не только прозрачно изложены и доступны для понимания, но и грамотно донесены до персонала (при помощи корпоративных изданий, сайта, корпоративной рекламы, корпоративного кодекса, корпоративного путеводителя для нового сотрудника, годового отчета, интерьерного оформления и т.д.).

      Миссия  и видение выступают в качестве мощного мотивирующего инструмента  для персонала. Они служат стратегическим интегратором для персонала в  жизнедеятельности организации; придают  смысл деятельности; сплачивают персонал в единый организм, в команду; вырабатывают социальную ответственность сотрудников; мобилизируют персонал на продвижение к намеченным целям.

      «Корпоративная философия является звеном связывающим миссию и видение. Это полное, развернутое и подробное изложение морально-этических и трудовых норм, принципов, кредо, которым руководствуются сотрудники фирмы»44.

      По  словам бизнес-тренера и оргконсультанта Чмух М.В.45, корпоративная философия позволяет понять цели, задачи и ценности организации, сформировать более целостный и эмоционально полный образ, позволяет присоединиться к себе на идеологическом уровне. Философия оказывается ценной и эффективной только тогда, когда даёт сотрудникам хотя бы одну из двух возможностей:

1. Реализовать  свою собственную персональную  стратегию

2. Получить  ответ на вопрос: «Кто я сейчас?»,  «Чем я ценен?», «Куда я иду?»

выступает в качестве единого организующего  начала, подчеркивая причастность  каждого работника к жизни  конкретной компании.

      «Признавая, что поиск является проблемой, которая никогда не будет решена, мы продолжаем раздвигать границы существующих технологий, чтобы предоставлять быструю, точную и простую в использовании службу поиска, воспользоваться которой может любой пользователь, которому требуется найти информацию как с рабочего компьютера в Бостоне, так и с телефона в Бангкоке. Мы применяем на практике то, чему мы научились при реализации поиска, и беремся за решение еще более сложных задач» - так звучит корпоративная философия Google46.

      Такая корпоративная философия и выступает в качестве единого организующего начала, подчеркивает причастность  каждого работника к жизни компании. Словами «мы», «наша» она уделяет особое внимание командному духу. Чувствуется единство. Таким образом, человек начинает

отождествлять себя со своей компанией, растет чувство преданности, приверженности, мотивированности к работе.

      2. История – легенда

      Согласно  Чумикову47, «наличие истории – оптимизированного описания реальной технологии развития и действительного содержания организации – придает солидность, надежность, способствует вербальной, а затем и внутренней осязаемости организации, ее людей и продуктов, делает их более понятными, облегчает диалог между ними и потребителями». Если же истории как таковой не имеется, то нужно придумать легенду – описание компании с помощью символов и сюжетов, находящихся в ассоциативной связи с действительностью.  Конечно, самый удачный вариант, сочетание истории и легенды в единый компонент – историю-легенду.

Информация о работе Внутрикорпоративный PR как инструмент мотивации персонала организации