Бюджетный процесс строительного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:23, реферат

Описание работы

Для многих предприятий, в том числе и строительных, бюджетирование является одной из самых сложных областей в работе компании. Сложность заключается в том, что бюджеты даже в некрупных компаниях представляют собой целый массив данных, состоящий из сумм и статей, которые собраны в единое целое. Бюджет, по сути, является укрупнённым документом, в котором не отражены ни перечни работ, ни их сроки и виды, ни условия договоров и т.п. Основанием же для бюджета является множество первичных данных (договоров, приложений, смет, планирования собственной деятельности предприятия, графиков). Статей бюджета также насчитывается немало, и один договор может содержать в себе пункты (список услуг и работ), которые относятся к разным статьям бюджета. Безусловно, в бизнесе статика преобладает крайне редко, а уж в строительном бизнесе тем более. И случаи, когда бюджет необходимо пересмотреть, встречаются в строительных компаниях довольно часто. Например, одним из самых распространенных случаев является необходимость корректировки бюджета строительной компании, исходя из конкретного договора. По договору, срок действия которого был определён в начале года, например, ситуация через несколько месяцев может измениться (перенос сроков выполнения работ или изменение графиков финансирования и). Подобные ситуации в строительном бизнесе встречаются нередко и, соответственно, бюджет в таких случаях необходимо корректировать.

Содержание

Введение
1.1 Особенности управленческого учета и бюджетирования строительного предприятия.
1.2 Порядок составления бюджетов
1.3. Структура бюджета предприятия
1.4 Строительные компании об организации бюджетирования
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Введени1.docx

— 37.94 Кб (Скачать)

    . бюджет прямых затрат на оплату  труда;

    . бюджет коммерческих расходов;

    . бюджет управленческих расходов;

    . прогнозный отчет о прибыли.

    К числу финансовых бюджетов  относятся

    . инвестиционный бюджет;

    . бюджет денежных средств;

   . прогнозный баланс.

    Прежде,  чем  приступать  к   изучению  методики  подготовки   основного

бюджета, рассмотрим некоторые аспекты философии  бюджетирования:

   1.  Бюджеты  могут  быть  недостижимыми,  если  недостижимы   поставленные  маркетинговые и  производственные цели.

   2. Бюджеты могут быть  неприемлемыми,  если  условия  достижимости  целей   невыгодны для предприятия.

   3. Эффективность  принятых  бюджетов  оценивают  в  процессе  диагностики   состояния предприятия.

   4. При составлении бюджетов следует  опираться на документы,  по  форме  и  структуре приближенные  к документам бухгалтерской отчетности.

   5.  Производить  бюджетирование  без  применения  вычислительных  средств  (локальной  компьютерной   сети)   и   соответствующего   программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.

   

  
 
 

  1.4 Строительные компании об организации бюджетирования

      В марте-апреле 2005 года компания «МАГ КОНСАЛТИНГ» провела исследование среди компаний строительной отрасли, посвященное организации бюджетного процесса.

       В ходе проекта были опрошены порядка 40 компаний из Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, работающих на этом рынке от трех до десяти лет и с количеством сотрудников от 15 до 1000 человек.

     Оказалось, что система планирования или ее отдельные элементы (составление сметы, ППР) в том или ином виде есть у 51% опрошенных компаний. Еще 25% рассчитывают внедрить бюджетное управление в обозримом будущем. И только 24% компаний отметили, что широко используют бюджетирование в повседневной работе. Кроме того, само понятие «бюджетирование» для строителей весьма расплывчато. Полноценное бюджетное управление, то есть ситуация, когда бюджеты и результаты их исполнения являются основой для принятия управленческих решений, имеет место не более чем в 10% компаний. 47% опрошенных вообще не используют бюджеты для принятия управленческих решений. Еще 45% планируют только движение денежных средств, упуская из виду начисленные доходы и расходы по конкретному проекту, а также такие показатели, как маржинальная прибыль, рентабельность, оборачиваемость.

      Ограниченное использование механизмов бюджетного управления ведет к тому, что в подавляющем большинстве строительных компаний (62%) управленческие решения принимаются на основе интуиции и данных предыдущих периодов, и только 38% используют анализ исполнения бюджетов. Среди причин отказа от бюджетирования назывались:

- дефицит времени (40% опрошенных);

 -отсутствие квалифицированных кадров (30%);

 -отсутствие видимой необходимости (65%).

         Кроме того, респонденты отметили нежелание руководства компаний передавать свои полномочия владельцам бюджетов (а также боязнь принимать такие полномочия со стороны самих владельцев) и низкое качество планирования — расхождения плановых и фактических значений в строительных компаниях зачастую достигают 150%.

          Процесс формирования бюджета строительства должен быть связан с проектно-сметной документацией. Это отражается в первую очередь на составе статей бюджета и методике их планирования. Также необходимо учитывать, что в реализации каждого проекта будут участвовать несколько центров ответственности (ЦО) компании, поэтому при планировании доходов и расходов различных центров необходимо учитывать их взаимосвязь. Разнопро-фильность строительных холдингов приводит к тому, что у разных компаний в рамках холдинга состав бюджетов может различаться.

 

Рисунок 1.1 Взаимосвязь бюджетных форм строительной компании

     Так, у генподрядчика основным будет бюджет производства, напоминающий строительную смету, а у инвестиционной компании - бюджет финансовых вложений. 

Заключение

       Некоторые строительные компании пытаются наладить систему бюджетирования, но всё останавливается из-за того, что для реализации данной цели нужен целый штат опытных экономистов, которые будут не только составлять бюджет, но и поддерживать его в актуальном состоянии. В бюджет нужно вносить корректировки на основании изменений, актуальных для определённого договора, что вручную сделать очень сложно физически. Как уже говорилось выше, договоров в строительных компаниях насчитывается немало, а учитывая то, что работы и услуги, содержащиеся в договоре, могут быть отнесены к разным статьям бюджета, то корректировка бюджета станет просто архисложной задачей для сотрудников. Как правило, такие обязанности перекладывают на подразделения, в компетенцию которых не входит решение задач, связанных с бюджетированием (например, на бухгалтерию). Понятно, что строительная компания не будет нанимать штат экономистов для составления бюджета и поддержания его в актуальном состоянии. В итоге же, бюджет попросту ведётся «как получится». Условия договоров в строительстве меняются довольно динамично, иногда встречаются и форс-мажоры. Изменение сроков выполнения работ также характерно для строительного бизнеса. Например, сам исполнитель (строительная компания) иногда не соблюдает сроки выполнения работ по разным причинам. Проект, реализация которого планировалось изначально в течение двух месяцев, может растянуться на четыре месяца. Нетрудно догадаться, что в этом случае должны быть выделены дополнительные средства на содержание площадки, оплату других накладных расходов и проч. Таким образом, бюджет, принятый изначально, должен быть изменён. В противном случае, его «обрушение» может привести к убыткам строительной компании, т.к. реальная ситуация будет неконтролируемой и непонятной.  

Список  используемой литературы

1. Адамов  Н.А., Тилов А.А. Бюджетирование  в коммерческой организации. Краткое  руководство. - СПб.: Питер, 2007.

2. Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование. СПб.: Питер, 2003.

3. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование Самочкин В.Н., Пронин Ю.Б., Логачева Е.Н. и др. - М.: Дело, 2005.

4. Дугельный А.П., Комаров В.Ф. Бюджетное управление предприятием. Учеб. - практ. пособ. - 2-е изд. М.: Дело, 2004.

5. Кобец Е.А. Планирование на предприятии. Учеб. пособ. Таганрог: ТРТУ, 2006.

6. Савицкая Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия: методологические аспекты - 2-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2004.

Информация о работе Бюджетный процесс строительного предприятия