Садово-парковое искусство Западной Европы и Америки ХVII-XXвв

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Для садов и парков данного периода присущи следующие черты: - функциональное зонирование территории; - умелое сочетание криволинейных прогулочных троп с прямыми «деловыми» дорогами и введение кольцевых маршрутов по периметру зеленого насаждения; - использование широкого ассортимента растений, включающего экзоты;- располагаемые по периметру плотные насаждения изолируют парк от городской среды,- характер цветочного оформления формальный.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 92.37 Кб (Скачать)

Характерная черта  регулярного стиля - безраздельное  господство дворца над окружающим садом  или парком.

Аллеи располагались  строго параллельно, звездообразно  или в виде правильного многоугольника, рассеченного диагоналями и имеющего посередине какой-либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т. д.). Перекрестки устраивались или под прямым углом, или в виде звезды; клумбы - круглые, овальные или многогранные. Группы зеленых насаждений размещались геометрически правильно.

Классические  парки Франции стали образцом для подражания. Многочисленные ученики  и последователи Ленотра продолжили его дело. К числу наиболее известных ансамблей можно отнести следующие: в Англии - королевская резиденция Хэмптон Корт Генри Уайза с грандиозными партерами и лучами дорог, прорезающих не лесные массивы, а поля (пример формального подхода); в Ганновере - ансамбль Герренгаузен; в Австрии - Шенбрунн и Бельведер (арх. Фишер фон Эрлах), парк Аугсбург около Брюля (автор Д. Жерар), ансамбль Сан-Сусси в Потсдаме (арх. Кнобельсдорф).

Регулярный стиль  садов и парков того времени оказал заметное влияние на садово-парковое искусство и в последующие  времена. Долгое время он был господствующим стилем в парках и садах.

 

Садово-парковое искусство Англии в XVIII веке:

С приходом эпохи  капитализма в Европе резко изменились социальные, экономические и политические условия жизни общества. Сосредоточение большого количества рабочих на промышленных предприятиях вело к бурному стихийному росту городов и резкому ухудшению  санитарных и гигиенических условий  жизни. Население, живущее в тесно  застроенных городах, нуждалось  в зеленых массивах для отдыха и развлечений. Буржуазное общество полностью отвергло геометрический характер парков с их аристократичностью и церемониальностью. Сама природа Англии, с холмами и вьющимися между ними речками, не способствовала созданию регулярных парков. И потому здесь впервые возникает иной тип парка - пейзажный, или <английский>, который составляет полную противоположность <французскому>.

Несмотря на то, что пейзажный тип парка был  известен в Китае уже давно, в  Европу некоторые сведения о нем  начали поступать только в начале XVIII века вместе с китайским фарфором и шелком. В 1759 году появилась книга английского архитектора В. Чемберса <О восточном садоводстве>, в которой довольно подробно были изложены основные принципы пейзажного искусства Востока. Однако влияние китайского садово-паркового искусства в Европе было весьма поверхностным и сказалось только в том, что в садах и парках появились китайские и японские элементы композиции - павильоны, горбатые мостики, пейзажи настроений.

Среди факторов, оказавших  влияние на развитие пейзажных парков в Европе, необходимо отметить своеобразное глубинное течение в живописи, литературе, философии, выразившееся в  восторженном отношении к естественной природе, не затронутой человеком. Пейзажный  парк в Англии сформировался в  эпоху господства романтизма в искусстве  и в ландшафтной архитектуре  выразился как своеобразный протест  против французского классицизма XVII века. Первые пейзажные парки в Англии были проникнуты печальным настроением. В них появились мрачные руины, могилы, надгробные урны. Печальное  настроение усиливали плакучие формы  деревьев и кустарников, чувство  сосредоточенности - пирамидальные  формы.

Быстрому развитию пейзажного парка В Англии способствовал мягкий климат с обилием осадков и влажным воздухом. Такие климатические условия благоприятствовали созданию обширных лугов, украшенных естественными группами деревьев и кустарников или отдельно стоящими деревьями, например ливанскими кедрами. Величественные силуэты кедров, которые в это время были акклиматизированы в Англии, стали лучшим украшением парковых пейзажей. Кроме того луга английских парков имели утилитарное значение и играли роль декоративных пастбищ. На них выпускали стада овец, которые уплотняли почву и тем самым укрепляли газон. Такие луга не нуждались в подстрижке. Овцы, образовывавшие живописные пятна на фоне зелени и <стригущие> газоны, стали органическим элементом парка.

Основоположником  ландшафтных парков в Англии был  Вильям Кент. В 1725-1735 гг. он заложил в  Англии несколько садов, которые  завоевали большую популярность. Самым удачным считается парк Дармера. В этом парке в живописном беспорядке на холмах размещались группы из деревьев и кустарников. Значительные площади занимали газоны. Ручьи в естественных руслах извивались среди зелени. Дорожки располагались свободно. ландшафт парка и окружающей местности сливался в одно целое.

Были усовершенствованы  приемы композиции пейзажа. Начались теоретические исследования вопросов ландшафтного искусства, результаты которых не потеряли значения и в наше время. Стремление красоте и естественности проявилось в отказе от регулярных приемов композиции. Основой пейзажного парка становится подражание естественной природе. На смену линейным посадкам приходят групповые, появляются поляны и лужайки свободных очертаний, водоемы в извилистых берегах, криволинейные дорожки. В то же время в парках размещают павильоны, беседки, трельяжи, иногда устраивают фонтаны. Следовательно, пейзажный парк - это не просто участок естественной природы, а своеобразный архитектурно-планировочный комплекс.

В значительной мере садово-парковое искусство обязано  также английскому профессору X. Рентону (1752-1817 гг.). Наиболее характерной чертой его ландшафтных парков являются обширные пространства, отведенные под газоны. Красивый свежезеленый газон с единичными, разбросанными по нему деревьями как нельзя лучше соответствовал общему ландшафту и климатическим условиям Англии. Характерной чертой английского ландшафтного парка и сейчас остаются изумрудные газоны и пышно разросшиеся липы, дубы и вязы.

К числу наиболее известных пейзажных парков Англии относится парк Стоу в районе Букингема (около 100 км от Лондона). До XVIII в. здесь существовал регулярный парк, созданный по проекту архитектора Ванбрега. В 1714 г. архитектор Бриджмен начал его переделывать в парк пейзажного типа. Уже тогда в композиционное решение были включены окружающие участки площадью около 400 га. Закончили перепланировку в 1738 г. архитекторы Вильям Кент и его ученик Ланселот Браун. Центром композиции парка был дворец, перед которым с севера и юга организованы прямоугольные открытые пространства. В южном направлении перспектива завершается статуей короля Георга I, а к северу - гладью водоема. Пересеченный рельеф с оврагами, холмами использован для создания небольших лужаек разнообразных видов. В первый период существования парк был ограничен регулярными посадками деревьев, которые позднее были заменены группами деревьев и кустарников, что позволило выявить перспективы на окружающие пейзажи.

Здесь практически  нет прямых линий, и вся планировка все детали как бы созданы самой  природой. Однако это не простое <облагораживание> природы. Парк полностью создавался руками человека, и в нем не было случайных деталей. По всему парку  как бы невзначай намечался маршрут, следуя по которому посетитель видел  последовательную смену живописных пейзажей, аллей, перспектив. Одна и  та же постройка открывалась с  разных ракурсов. Специально создавались <сюрпризы> - неожиданные изгороди и овраги. Появился даже специальный  термин для таких неожиданностей - <хо-хо> или <ха-ха> (в разговорном  английском языке <хо> означает <стоп!>, <стой> или <ого!>).

Замечательным пейзажным  парком Англии XVIII века был парк Кью (1758 г.), построенный Чемберсом на берегу Темзы. Его площадь достигала 160 га. В настоящее время это один из наиболее известных в Европе ботанических садов. Отличительная особенность парка - дорожки, покрытые газоном.

В числе других английских пейзажных парков следует  упомянуть парк Стоурхейд, созданный не профессионалом-архитектором, а любителем Генри Хоэром, огромный Ричмонд-парк в Лондоне площадью 987 га, построенный Бриджменом, парк в Чизвике и парк Шефилд (автор Вильям Кент).

Творчество английских архитекторов, создававших пейзажные  парки, оказало влияние на развитие садово-паркового ландшафта всей Европы. В Германии почти все регулярные парки были переделаны в пейзажные. Среди них видное место занимает дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси (Потсдам) площадью 290 га.

Первым автором  ансамбля был архитектор Г. В. Кнобельслорф, по проекту которого построены дворец и партер с шестью террасами и лестницей между ними по оси дворца. В парке много архитектурных сооружений, из них особенно интересна картинная галерея. В парке имеется оранжерея длиной 300 м. Позднее, в XIX в., в Сан-Суси работал видный ландшафтный архитектор П. И. Ленне - автор парков Шарлоттенхоф, Сицилианского и Северного садов, составляющих часть паркового ансамбля Сан-Суси.

Из немецких пейзажных  парков также пользуются известностью Новый Сад в Потсдаме, парк Мюскау на р. Нейсе, Пильнитцпарк в Дрездене, Путбуспарк, парк Гете в Веймаре.

Не избежала английского  влияния и Франция. Примеры тому Малый Трианон в Версале, парк Монсо и сад Богатель в районе Булонского леса в Париже.

Понятие пейзажный  парк впервые сформулировал английский профессор Рептон (1752-1817). Он разработал четыре принципа построения пейзажного парка, которые мы применяем до настоящего времени. Согласно Рептону, следует подчеркивать естественную красоту ландшафта и скрывать его недостатки; планировка должна быть свободной, парковые пейзажи необходимо создавать таким образом, чтобы возникла иллюзия их естественного происхождения, а все элементы парка подчинять целому.

<Английские> парки  получили столь большое распространение,  что продолжили свое существование и в романтическом XIX веке. Лишь прибавилось в них стилизаций - многочисленные <античные храмы>, <античные> и <средневековые> руины, <китайские пагоды> и павильоны.

 

Сады  Хэмптон-корт:

Сады Хэмптон-корта - это 500-летняя история королевской садовой истории, по этим паркам, как по книге можно изучать историю британской агрикультуры. Земля, окружавшая Хэмптон-корт, первоначально принадлежала ордену Госпитальеров и приносила рыцарям немалый доход, позволявший вести войны на Святой Земле. Но когда дворец стал перестраиваться, и в нем поселились представители Королевской фамилии, земли, окружающие замок стали использоваться для отдыха больше, чем для выращивания съедобных и полезных в хозяйстве растений. В 1505 году лицензию на право владения этой землей в течении 99 лет получил сэр Жиль Добини - камергер Генриха VIII, он же был первым, кто превратил трехсотакровое вспаханное поле в парк с ланями. По мнению большинства исследователей, нынешний Домашний парк также был засажен деревьями и превращен в дубраву, населенную ланями и кроликами в садках, для развлечений сэра Жиля.  

Кардинал Вулси (1475-1530) был первым, кто разбил в Хэмптон корте орнаментальные сады, в том числе ранний вариант Сада Узел, часть настоящего фонтанного сада и северные оранжереи. Но только при Генрихе VIII (1509-47) (который заложил основу дворца в 1529) сады Хэмптон корта стали образцом британского садового искусства.  

Именно Генриху VIII принадлежит идея создания новой  структуры садов, почти той же, что сохранилась до сегодняшнего дня. В его время Хэмптон корт выглядел так: приватный сад на юге, охотничьи угодья на востоке, увеселительные сады на севере. На западе располагались главные ворота и Тилтиярд (место для турниров). Позже всего в царствование Генриха VIII была заложена именно западная часть, примечательно, что Тилтиярд, хоть и был построен по приказу короля, монархом так никогда для собственных развлечений и не использовался.

Эта структура  сохранялась, не считая незначительных изменений, вызванных садоводческой  модой и представлениями о  садовом дизайне тех времен, вплоть до правления Вильяма III (1689-1702) и Марии II (1689-94). Став королем, Вильям решил перестроить все владение в барочном стиле. В те времена эта царственная чета считалась лучшими садоводами королевских кровей в Европе. Они не только живо интересовались садовым дизайном, но собирали редкие и экзотические растения со всего мира. Именно по их приказу садоводы проложили широкие аллеи в парке к северу и востоку от дворца и разбили новый приватный сад на юге. Им же принадлежит идея террасы на востоке, природного заповедника на севере и кухонных садов (проще говоря, огородов) на западе. Собственно такая структура садов и сохранилась до наших дней, не смотря на все изменения и перестройки, происходившие за её 300-летнюю историю. 

 

Парк  Стоу:

Ландшафтный Парк Стоу (Stowe Landscape Gardens), расположенный неподалеку от городка Бакингем в Англии, – это старинное овцеводческое поместье, прославившееся на весь мир своим уникальным садово-парковым ансамблем.

Стоу, созданный как ферма, стал настоящей дворцовой усадьбой. Именно здесь, на живописной и весьма обширной территории, где некогда взращивали тысячи овец, впервые в эпоху Просвещения был создан неподражаемый образец «украшенной фермы».

Впрочем, Стоу неслучайно стал местом приложения сил всего «пейзажного движения» 1710-1740-х годов. Его владелец – Ричард Темпл, виконт Кобэм – был не только военачальником, но и парламентарием, убежденным вигом, масоном и членом клуба Кит-Кэт.

В круг его светских знакомств входили архитектор и драматург Джон Ванбру, теоретик искусства Джозеф Аддисон, лорд Берлингтон и – что важнее всего для судьбы ансамбля – знаменитый «садовый художник» Кент, а также поэт Александр Поуп. Именно они произвели пейзажную революцию в отдельно взятой английской усадьбе.

Великие работы начались в саду в 1711 году и продолжались около  тридцати лет. Владельцы возвели  здесь замок, а потом и дворец – истинную жемчужину усадьбы.

 

Дворец вписан в ландшафт с исключительным мастерством: сдержанный северный фасад смотрит  на плоский парковый пейзаж с полями и пастбищами, а торжественный  южный высится над зеленым склоном, в конце которого блестят воды озера. Фасады солнечного цвета простираются на триста метров – лишь боковые части скрыты деревьями.

Примечателен  и вид на сад из самого дворца – природа буквально пронизывает  помещения сквозь анфиладу комнат. Столь ошеломляющего эффекта  нет больше нигде: ни в Версале, ни в Хемптон Корте, ни в Царском  Селе…

Ландшафтный Парк Стоу – это коллективное творение именитых архитекторов, первым из которых был Чарлз Бриджмен.

Информация о работе Садово-парковое искусство Западной Европы и Америки ХVII-XXвв