Садово-парковое искусство Западной Европы и Америки ХVII-XXвв

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Для садов и парков данного периода присущи следующие черты: - функциональное зонирование территории; - умелое сочетание криволинейных прогулочных троп с прямыми «деловыми» дорогами и введение кольцевых маршрутов по периметру зеленого насаждения; - использование широкого ассортимента растений, включающего экзоты;- располагаемые по периметру плотные насаждения изолируют парк от городской среды,- характер цветочного оформления формальный.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 92.37 Кб (Скачать)

Прежний скромный сад был превращен маэстро в обширный парк, захватывающий территорию нынешнего озера и водного каскада. Эта работа Чарлза Бриджмена хорошо известна по серии гравюр – ровный наклонный партер, «итальянские» длинные пруды с лодками и дальними перспективами; а на центральной оси – Октогон, восьмигранный пруд со столбом, извергающий воду.

Интересным решением Бриджмена было оформление границ парка оградой «ах-ах»*( «Ах-ах» — необычное название садовой ограды. Впрочем, сама ограда тоже необычна. Мода на нее относится к эпохе пейзажных парков. Особенно любимы «ах-ах» были в Британии.

Как и  почему они возникли? Дело в том, что в XVII веке садоводы столкнулись  с противоречием: с одной стороны, пейзаж должен раскрываться во все  стороны до горизонта, с другой —  у поместья есть границы, а если это  «украшенная ферма», то она вдобавок окружена стадами. Преодолеть эту трудность  помогла «утопленная стена»—  ров, скрытый поверхностью почвы. Посетитель, уверенный, что его маршрут ничем  не ограничен, подходил к преграде и  от неожиданности восклицал: «ах-ах!» (на европейских языках этот возглас  звучит «ха-ха!»— «ha-ha»)., которая по углам дополнена полукруглыми бастионами. Благодаря нехитрому садовому приему владельцы имения жили словно в большой зеленой крепости.)

Одновременно  с Бриджменом трудился над созданием сада и архитектор Джон Ванбру, создавший оригинальный памятник, который, к сожалению, не дошел до наших дней. Примечательно, что в России есть его аналог, созданный по инициативе Екатерины Великой, — пирамида в Царском Селе, которая сохранилась и по сей день.

Вслед за Бриджменом к работе над обширной территорией усадьбы приступил архитектор Уильям Кент, кардинальным образом изменивший облик имения. Именно при нем Стоу из единого открытого пространства превращается в череду индивидуальных сцен и обособленных художественных миров.

Кент преображает  «зеленый ковер», ниспадавший к Восьмигранному озеру, в подобие луга, окруженного мягкими формами могучих деревьев. И по сей день классический фасад в обрамлении «естественных» посадок производит сильное впечатление. Особенно издалека: от озера или Триумфальной арки. На месте водного восьмигранника с фонтаном теперь разливается спокойное озеро, а пруды и каналы сменяются дикими каскадами и ручьями.

Преобразование  Стоу продолжалось и после ухода из жизни его владельца. Так, по проекту Томаса Питта (известного политика и племянника Ричарда Темпла) была возведена Коринфская арка, завершающая великий вид.

Дорога от арки, прямая как стрела, ведет через поля прямо в центр Бакингема, зримо связывая Темплов со столицей графства. Ощущение грандиозного масштаба возникает у зрителя потому, что от колоннады дворца до самой арки нет ни одной архитектурной преграды.

Справа от арки расположен Западный сад – это  открытая местность со множеством памятников. Например, в центре склона – эффектная ротонда со статуей Венеры, а ниже (за потоком) подковообразный Храм Венеры с античной надписью над входом «Пусть полюбит не любивший, кто любил, полюбит вновь».

Рядом, в зарослях кустарника, притаился павильон –  Пещера Дидоны. Некогда там была надпись, рассказывающая о приключениях героев «Энеиды» Вергилия: «Видны в пещере, где успели скрыться «Герой Троян с Тирийскою царицей».

Шедевр Уильяма  Кента – Елисейские поля – расположен параллельно партерному склону (вдоль  речки Алдер) и бережно укрыт густыми зарослями высоких деревьев. Это прекрасная долина залита солнечным светом и одухотворена несколькими храмами, полными глубокого смысла и красоты.

Место посвящено  памяти и доблести великих людей  далекого и недавнего прошлого, поэтому и настроение здесь несколько меланхолическое. Здесь и речка названа Стиксом – именем водной границы греческого загробного мира.

Если вернуться  от поэзии к ландшафту, можно увидеть, что Елисейские поля в усадьбе  Стоу – это лощина с выровненными откосами. Главные постройки Елисейских полей бросаются в глаза сразу. Они стоят над рекой, наискосок друг от друга: круглый купольный храмик и подковообразный мемориал со множеством бюстов.

Античный храм посвящен «Древним добродетелям». Внутри установлены четыре статуи великих греков – Эпаминонда, Ликурга, Сократа и Гомера – двух правителей и двух деятелей искусств.

С Храмом «Древней Добродетели» связаны еще две постройки – одна существует и сегодня, от другой остались только камни фундамента. Это остатки Храма «Современной добродетели», который рядом с прекрасным античным храмом выглядел как архитектурная сатира.

Если заглянуть  в заросли деревьев, обнаруживается сельская церковь. Здесь была деревня, которую Кобэм перевел в другое место. Церковь он перенести не мог, хотя не прочь был ее сломать, поэтому укрыл ее в гуще деревьев. Кстати, много позже здесь венчался начинающий садовый мастер Ланселот Браун.

Храм, созданный  по проекту Кента, эффектно украшает пейзажную картину, особенно если любоваться им с противоположной стороны  реки Стикс. Лучший вид на него открывается  от «подковы», которая называется «Доблестные  Британцы». Это даже не постройка, а  большой постамент для исторического  и политического пантеона, придуманного коллективными авторами усадьбы.

Кого здесь  только нет! И Королева Елизавета и ее сиятельные пираты Рэйли и Дрейк, защитники Англии король Альфред и «Черный Принц» Эдуард, философ Локк и физик Ньютон, драматург Шекспир и высоко ценимый пейзажной эпохой поэт Милтон…

«Доблестные Британцы»  – не просто постамент, а целый  роман в камне. В этом романе, как  и во всей английской культуре, есть и возвышенные, и смешные строки. Например, эпитафия «Синьору Фидо, итальянцу хорошего рода», который в конце текста оказывается борзой собакой.

Есть на Елисейских полях еще одно удивительное место – морской памятник посреди пейзажного парка. На высоком откосе стоит хорошо видимая с воды небольшая колонна, увенчанная женской статуей. Колонна ростральная, потому что изначально посвящена капитану Гренвилю, племяннику владельца имения, погибшему в морском сражении. Она стоит над запрудой, которую чувствительные души понимали как символ бескрайнего моря. Позже здесь установили еще один морской памятник – постамент с глобусом, посвященный погибшему в южных морях Джеймсу Куку.

Этот замечательный  уголок возник в Стоу не сразу. В 1747 году виконт Кобэм поставил Колонну в Греческой долине. Его племянник, наследник и тезка - граф Ричард Кобэм - в 1756 году перенес памятник к реке Стикс, заменив статую Нептуна на изображение Каллиопы (музы трагической поэзии). Теперь она взирает на сад, разворачивая свиток с надписью «Лишь о великом пою»…

 

 

Садово-парковое искусство Германии:

Политическая  разрозненность мешала народам Германии создать крупные садово-парковые ансамбли. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Южнее Берлина преобладают низкие горы. Наиболее красивы они вблизи реки Эльбы. Причудливой формы скалы с гротами и галереями привлекательны для ландшафтного зодчества. Пышность – неотъемлемая черта германской архитектуры. Основные типы объектов садово-паркового искусства Германии: городские дворцово-парковые ансамбли; городские сады; загородные дворцово-парковые комплексы.Парк Герренхаузен в Ганновере заложен в 1666г. в регулярном стиле. (рисунок с.84 Сок. план).Главная подъездная дорога подходила с востока.В первой, северной, половине парка к западу от главного фасада располагался великолепный партер, а по сторонам боскеты. Партер и боскеты ограничены высокими стенами из граба. Партер и прилегающие к нему боскеты представляли собой симметричную сетку плана взаимно перпендикулярных аллей. С трех сторон парк был окружен каналом. (рисунок с.84 Сок. Перспектива парка). Вторая половина парка была обсажена высокими деревьями. Построена она по принципу радиальных аллей, сходящихся к круглым площадкам, украшенным фонтанами. Один боскет был отведен для лабиринта, другой – для зеленого театра. Зеленый театр в прошлом был признан лучшим в Европе.Он представляет собой настоящую жемчужину садово-паркового искусства. Это достигнуто удачными пропорциями, скульптурами, водным декором и умелым применением зеленого фона. В настоящее время он славится прекрасной акустикой, удобством и вместимостью. За 300 лет своего существования парк целиком сохранился и поныне славится как великолепная регулярная композиция. (рисунки с.84 и 85 Сок.) Ансамбль Сансуси строился с 1744 по 1860гг. в Потсдаме. В его создании участвовала целая плеяда талантливых архитекторов, среди которых, на первом этапе, особенно выделялся Г.В.Кнобельсдорф, который по эскизу короля Фридриха II, приступил к строительству небольшого дворца на вершине «Пустынной горы».На парковом фасаде дворца появилась надпись «Sans souci» («Без забот»). Это шутливое кредо владельца дало в последующем название всему ансамблю. (рисунок с. 89 Сок. Генплан); Монарх собрал вокруг себя всю духовную элиту Европы, чтобы заложить основы новой эпохи – эпохи «Просвещения». Сансуси становится интеллектуальным центром. Цепь холмов, протянувшаяся в широтном направлении, положила начало формированию знаменитой главной оси ансамбля, достигнувшей 2,5км от входного портала до комплекса «Новый дворец» (рисунок вкл. 17). Все второстепенные аллеи и дороги заложены в соответствии с требованиями холмистого ландшафта.Парковые здания и королевский дворец оказались не на главной оси, а параллельно ей. Вдоль главной оси (по принципу эрмитажа) – последовательно сменялись картины (художественные композиции). Выразительность приема усиливается благодаря плотной обсадке деревьями промежуточных участков главной аллеи, что обеспечивает элемент внезапности при раскрытии каждой следующей картины. В то же время рондели с фонтанами (рисунок вкл. 15 сок.), расположенные на главной аллее напротив каждого из зданий, становятся сигналами появления новой картины. Несмотря на серьезные композиционные нововведения, оформление этой части парка вполне сохранило барочный характер благодаря: - широким пространствам разнообразно прорисованных партеров; - игре геометрических форм стриженных деревьев и кустарников; - тенистым боскетам; - размещенным в аллеях многочисленным мраморным статуям, французской и немецкой работы,Для питания водою фонтанов на холме был устроен резервуар в виде руины (характерные для романтических садов) (рисунок вкл.16 сок.). Фридрих Великий любил вино и потому на холме, предназначенному под сад, был размещен виноградник. Для этого было устроено несколько выгнутых вперед террас. К поддерживающим террасы стенам прислонены теплички, а на самих террасах разбиты цветники. В одном из углов сада на перекрестке трех аллей был поставлен забавный китайский домик. Здесь рококо сливается с восточной экзотикой. Рококо — последняя стадия развития барокко, оказавшая некоторое воздействие на облик дворцово-парковых ансамблей России середины и второй половины XVIII в. (Ораниенбаум, отчасти Царское Село, Павловск). Отличается изысканным декором, тяготением к иллюзорности. Приемы искусства садов этого периода характерны отходом от строгой регулярности, введением прихотливо изогнутых дорожек, канальцев, мостиков. Парки дробятся на отдельные мелкие фрагменты. Главное требование к ним — обеспечить интимность и обособленность пространства, утонченность рисунка партеров. Другой важной особенностью рококо явилось подражание формам, силуэтам, цветовым сочетаниям китайского и японского декоративного искусства. Сансуси – это не просто дворцово- парковый ансамбль, это центр притяжения немецкой истории. Заслуживают внимания парк Нимфенбург в городе Мюнхене, сад Цвингер в Дрездене, замок и парк Гроссейдлиц близ Дрездена. Привлекателен дворцово-парковый ансамбль Пильниц, живописно раскинувшийся на берегу Эльбы, вобравший в себя несколько стилевых направлений. Интересен также парк «Большой сад» в Дрездене, включающий в себя зоосад, ботанический сад, дворец, открытый театр и др. Композиция последнего парка прекрасно читается в натуре, поскольку партеры окружены высокой зеленью боскетов, а их углы отмечены кордегардиями. Кордегардия — здание караульни у въезда в усадьбу. Часто играет роль первого архитектурного акцента, подготавливающего последовательное восприятие дворцово-паркового ансамбля вдоль главной композиционной оси (Софиевка, Горенки и т. д.).

 

Парк  Сан Суси:

Ежегодно несколько  миллионов людей из разных стран  мира приезжает в Потсдам. Этот город  от Берлина отделяет всего 30 километров. Но привлекает туристов не Берлин, а  расположенные неподалеку необыкновенной красоты жемчужины — около сорока дворцов, павильонов, скверов вокруг Потсдама, "оправой" которым служит уникальный, чарующий своей красотой ландшафт. Он представлен холмами, деревьями, реками Шпрее и Хафель, целой системой озер. Фридрих Великий и Вольтер, Потсдамская конференция, последний германский кайзер — все это еще живо в Потсдаме. Да и самый известный дворец Потсдама — Сан-Суси, летняя резиденция Фридриха Великого и национальная немецкая святыня — сохранился в неизмененном виде с середины XVIII века. Говорят, что здесь Фридрих развлекал своих придворных игрой на флейте. И именно в память об этом перед Сан-Суси в любую погоду играет флейтист…

Дворец-парк Сан-Суси создавался в два этапа. Начало работ и первый этап приходятся на время правления просвещенного прусского короля Фридриха II (1740-1786), известного как Фридрих Великий. Он избрал своей резиденцией Потсдам. И по его указанию в августе 1744 года на южном склоне "пустынной горы" был разбит виноградник и началось освоение находившейся тогда еще за городскими воротами местности. А в 1745 году в центре земель был построен дворец, и по сей день считающийся лучшим образцом архитектуры рококо в Европе. Король назвал дворец "SANS SOUCI", что в переводе значит "без забот". Здесь, среди прекрасных ландшафтов страны озер король хотел просто и "без забот" отдыхать и развлекаться. Предполагалось, что парк Сан-Суси, построенный, как говорят историки, на основе эскизов самого короля, в прихотливости и расточительности должен был превзойти даже сам Версаль!

Дворец Сан-Суси находится на вершине террасированного холма с виноградниками. Вокруг него — вакхи и вакханки, что подчеркивает тему виноделия.

На территории парка также были воздвигнуты  портал и обелиск; грот Нептуна; картинная  галерея; китайский чайный домик. После  семилетней войны были построены  Новый дворец; Античный храм и Храм дружбы, бельведер на холме Клаусберг; домик с драконами. Проект, реализованный после семилетней войны, был дорогим, но именно он должен был показать миру, что силы прусского государства не иссякли.

Новый дворец находится  в западном конце главной аллеи  парка Сан-Суси, имеет внушительные размеры и предназначался для размещения гостей короля.

Недалеко от него, на вершине Клаусберга находятся руины сильно разрушенного в последние дни Второй мировой войны бельведера, с которого открывался прекрасный вид на весь парк.

С западной стороны  Нового дворца расположены коммуны, которые своими стенами закрывали  вид на неприглядную заболоченную местность. В коммунах были оборудованы хозяйственные  помещения, размещена прислуга и  придворные чиновники.

Восточнее Нового дворца расположен небольшой Храм дружбы и Античный храм.

Храм дружбы выполнен в виде редко встречающегося круглого греческого храма.

Античный расположен напротив Храма дружбы по другую сторону главной аллеи. Он представляет собой уменьшенную копию римского пантеона.

В западной части  парка Сан-Суси также расположена картинная галерея.

В восточной части  находится бывшая оранжерея, переделанная в домик для гостей. К северу открывается вид на резервуар  для парковых фонтанов.

С восточной стороны  дворца в основании холма стоит  грот Нептуна. Мраморную плиту для  статуи бога моря специально привезли из Италии. В то время было популярно  устраивать в парках такие гроты.

Китайский домик, спрятанный среди деревьев, — наглядный  пример увлечения китайской модой, которая распространялась по всей Европе, и достигла своей вершины в XVIII веке.

С восточной стороны  парк ограничен порталом. Отсюда берет  начало аллея, длина которой 2,5 км. Вдоль  нее располагаются все основные парковые постройки.

Северную границу  комплекса образует увенчанная римскими руинами с большим бассейном  Руинная гора.

Наследники Фридриха II проявляли мало интереса к дворцовому комплексу. Вспомнил о Сан-Суси  только Фридрих Вильгельм IV (1840-1861), которого называли "романтик на троне". По его указанию парк расширили на юг. Собственно говоря, при Вильгельме IV был реализован второй этап строительства.Характер этого этапа определили архитекторы Шинкель и Ленне. Строения в стиле буржуазного классицизма открытые ландшафты обогатили обширный парк в XVIII столетии. После сооружения небольшого дворца Шарлотенхоф и до 1860 года были созданы римские купальни; помещение для фазанов в стиле итальянской виллы; ансамбль Фриденскирхе с садом Марли; дворец Оранжерея; сицилианский и северный сады. В северной части города, на берегу озера Хайлигензее, в полутора километрах от парка Сан-Суси, раскинулся Новый парк, который создан в стиле открытого пейзажного и имеет площадь 74 га. В центре парка на самом берегу озера построен Мраморный дворец. Живописное окружение строений в этой новой части образуют пейзажный парк с просторными лугами, мягким рельефом, разбросанными группами деревьев и искусственными прудами.

На архитектуру  парка повлияли идеи буржуазного  просвещения середины XVIII столетия. Также создатели ориентировались  на основные элементы французской и  голландской парковых традиций.

Многие парки  и дворцы сильно пострадали во время  Второй мировой войны. В 1964 году была начата самая обширная за всю историю  парка Сан-Суси реставрация его дворцов и парков. И сегодня опытные ученые, реставраторы и художники продолжают работать над тем, чтобы восстановить произведения искусства в их былой красоте. Весь этот дворцово-парковый комплекс сейчас находится под охраной ЮНЕСКО.

Информация о работе Садово-парковое искусство Западной Европы и Америки ХVII-XXвв