Статический расчет тоннельной обделки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время роль тоннелей очень велика. Тоннели на путях сообщений служат для преодоления различных препятствий или для развития линии под землей с использованием ограниченного уклона. Применение транспортных тоннелей (железнодорожных, автодорожных, судоходных, пешеходных тоннелей, метрополитенов) позволяет преодолевать значительные препятствия (горные массивы, воду), сокращать длину трассы, увеличивать безопасность движения. Применение метрополитенов в городах позволяет снизить интенсивность наземного транспорта.

Содержание

Введение
1. Геологические условия, план и трасса тоннеля.
2. Проектирование тоннельных конструкций.
2.1 Габариты и поперечное сечение тоннеля
2.2 Обделка первого типа
2.3 Обделка второго типа
2.4 Притоннельные сооружения
2.5 Конструкции порталов
2.6 Конструкции камер и ниш
3. Статический расчет тоннельной обделки

Работа содержит 1 файл

Курсовик_по_тоннелям.doc

— 355.50 Кб (Скачать)


Оглавление

Введение

1.         Геологические условия, план и трасса тоннеля.

2.         Проектирование тоннельных конструкций.

2.1          Габариты и поперечное сечение тоннеля

2.2          Обделка первого типа

2.3          Обделка второго типа

2.4          Притоннельные сооружения

2.5          Конструкции порталов

2.6          Конструкции камер и ниш

3.         Статический расчет тоннельной обделки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тоннелем называют горизонтальное или наклонное подземное искусственное сооружение, имеющее значительную протяженность по сравнению с поперечным сечением и предназначенное для транспортных целей, пропуска воды, прокладки городских коммунальных сетей или размещения производственных предприятий.

В настоящее время роль тоннелей очень велика. Тоннели на путях сообщений служат для преодоления различных препятствий или для развития линии под землей с использованием ограниченного уклона. Применение транспортных тоннелей (железнодорожных, автодорожных, судоходных, пешеходных тоннелей, метрополитенов) позволяет преодолевать значительные препятствия (горные массивы, воду), сокращать длину трассы, увеличивать безопасность движения. Применение метрополитенов в городах позволяет снизить интенсивность наземного транспорта.

Сооружение тоннеля дорогостоящее, трудоёмкое и продолжительное мероприятие. Для сведения к минимуму сроков строительства и стоимости тоннеля, а так же снижения трудоёмкости в настоящее время необходимо стремиться к максимальной комплексной механизации проходческих работ. Применение современных технологий и конструкций позволяет не только увеличить скорость проходки, уменьшить стоимость и снизить трудоёмкость, но и расширить возможный диапазон применения тоннелей – в слабых и сильно трещиноватых грунтах, в условиях вечной мерзлоты, позволяет сооружать тоннели под водой и сильно обводненных грунтах.

 

 

 

 

 

1.      Геологические условия, план и трасса тоннеля

При проектировании поперечного сечения, продольного  профиля и плана автодорожного тоннеля учитывались требования СНиП 32-04-97.

Проектируемый автодорожный тоннель имеет четыре полосы движения с шириной проезжей части 17000мм, с двумя служебными проходами 2×750мм.

Общая длина тоннеля равна 1200м. При такой длине тоннель проектируем односкатным, т.к. известняк необводнен.

Для автодорожных тоннелей минимальный продольный уклон составляет 3, а максимальный уклон не должен превышать 40.

i = (515-505)/1200*1000=8,3.

Таблица 1.1 – Характеристики грунтов

Наименование грунта

Плотность, т/м3

Коэффициент, f

Кажущийся угол внутреннего трения,

Коэффициент упругого отпора, Ко кН/ м3

Степень

Трещиноватости

Обводненности

1.       Гнейс

2,7

5,6

73

1,4×106

Средняя

Слабо обв.

2.       Известняк

2,7

3,0

67

0,6×106

Сильная

Необвод.

Таблица 1.2 – Отметки точек

Точка

А

Б

В

Отметка, м

505

825

515

 

2.    Проектирование тоннельных конструкций

Комплекс сооружений транспортного тоннеля включает собственно тоннель с нишами и камерами, сервисную штольню, дренажные камеры, порталы и шахтные стволы. В курсовом проекте основное внимание уделено проектированию самого тоннеля.

2.1           Габариты и поперечное сечение тоннеля.

Основой для построения внутреннего очертания автодорожного тоннеля является габарит приближения строений заданный стандартом. Его вид с размерами показан на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Габарит Г приближения строений.

Согласно требованиям норм необходимо:

- Во въездной зоне тоннеля устраивать раструбный участок длиной не менее 20м, с увеличением площади сечения не меньше чем на 50%.

- Через каждые 750м – местные уширения с площадками для аварийной остановки транспортных средств, длиной 50м, шириной 2,75м. Площадки устраивают с обеих сторон тоннеля. Размер габарита в пределах площадок увеличивается соответственно на 2,75м.

- В автодорожных тоннелях на протяжении не менее 100м от портала необходимо применять осветленные асфальтобетонные дорожные покрытия, белую плитку для облицовки или белую окраску стен на высоту не менее 1,4м от уровня служебного прохода, либо другие технические решения обеспечивающие адаптацию зрения водителей. Наружные углы ниш и камер должны быть окрашены флуоресцирующей краской на высоту не менее 0,5м. Для облицовки лобовой поверхности порталов и подпорных стен должны применяться материалы темного цвета.

Поперечное сечение тоннеля имеет подковообразную форму. Внутренний контур обделок обоих типов запроектирован по пятицентровой кривой, описанной вокруг габарита приближения строений.

2.2        Материалы тоннельных обделок

В проекте предусмотрено два типа обделок. В обоих случаях используется бетон класса В 30 согласно указаниям [1]. Такое решение принято в связи с недостаточной крепостью грунтов на этом участке и большим сечением выработки.

Проектные марки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости выбираются с учетом климатических данных района строительства по расчетной зимней температуре наружного воздуха.

Согласно табл. 3.3 [1] проектные марки бетона:

- F300 по морозостойкости;

- W12 по водонепроницаемости.

Таблица 2.1 – Классы и расчетные характеристики используемых бетонов

1. Класс по прочности на сжатие

В 30

2. Бетон, расчетное сопротивление для предельных состояний первой группы, МПа:

Осевому сжатию Rв

Осевому растяжению Rвt

 

17

1,2

3. Бетон, расчетное сопротивление для предельных состояний второй группы, МПа:

Осевому сжатию Rв,ser

Осевому растяжению Rвt,ser

 

22,0

1,80

4. Набрызгбетон, расчетные сопротивления осевому сжатию Rв в конструкциях, МПа:

армированных

неармированных

 

16,4

14,5

5. Набрызгбетон, расчетные сопротивления осевому растяжению Rвt в конструкциях, МПа:

армированных

неармированных

 

1,4

1,2

6. Бетон, начальные модули упругости при сжатии и растяжении Eв • 10-3, МПа

32,5

7. Набрызгбетон, начальные модули упругости при сжатии и растяжении Eв • 10-3, МПа

27

 

2.3    Конструкции обделки, порталов, камер и ниш с указанием основных параметров.

2.3.1      Конструкции обделок.

Задача проектирования тоннельной обделки заключается в выборе типа и материала конструкции, а также в установлении их внутреннего и наружного очертания.

Внутреннее очертание проектируем так, чтобы удовлетворять условию габарита, при правильно построенном очертании расстояния до критических точек должны составлять  100-150 мм. Линии внутреннего очертания должны плавно сопрягаться. В грунтах с коэффициентом крепости менее 4 обделку проектируют с обратным сводом. После нанесения на чертеж внутреннего контура на нем откладываем толщину обделок в характерных сечениях:

- для грунта №1 (f=5.6): в замке 550мм, в условной пяте свода 935мм, в стене – 770мм, в уровне образа фундамента – 1165мм, обратный свод имеет толщину 400см. Заблаговременно необходимо предусмотреть пространство для вентиляционных каналов и для водоотвода.

- для  грунта №2 (f=3,0): в замке 750мм, в условной пяте свода 1350мм, в стене –1125мм, в уровне обреза фундамента – 1487мм, обратный свод имеет толщину 600см.

2.3.2      Конструкции порталов

Переход от тоннеля в предпортальной выемке осуществляется при помощи портала для обеспечения устойчивости лобового и боковых откосов выемки, отвода воды с лобового откоса и архитектурного оформления входа в тоннель. В данном проекте выбран прямой портал с выносной искусственной засыпкой. Место расположения портала назначается исходя из минимальных нарушений естественного равновесия горных склонов. Для слабых грунтов (западный портал) глубина предпортальной выемки достигает 12-15 м для скальных (восточный портал) 15-20 м.

Для устройства портала предусмотрена срезка и укрепление лобового откоса. Торцевая стена связывается с первым кольцом обделки с помощью отрезков прокатных профилей и опирается на боковые откосы выемки. Уклон откосов 1: для западного портала выбран по причине достаточной устойчивости грунтов в этом месте.

В верхней части лобовой стенки устраивают парапет с козырьком, возвышающийся не менее чем на 2 м над верхом головного звена обделки. Между задней гранью парапета и горным склоном оставлено пространство шириной не менее 1,5 м, заполняемое амортизирующей засыпкой из песка и крупнообломочных материалов (высотой не менее 1,5 м) для смягчения ударов падающих камней. По верху засыпки устраивается водоотводной лоток с уклоном 2 ‰ в обе стороны от оси тоннеля, по которому вода сбрасывается в кюветы подходной выемки.

Информация о работе Статический расчет тоннельной обделки