Учет погодно-климатических условий зимнего периода при организации дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:49, статья

Описание работы

Основной задачей любой дорожной организации, занимающейся проектированием, строительством или эксплуатацией, является обеспечение комфортного и безопасного дорожного движения. И на пути к достижению данной цели за последнее десятилетие вся дорожная отрасль добилась значительных успехов. Появилась современная строительная техника, были внедрены инновационные технологии, разработаны новые материалы и конструкции. Все эти аспекты, обусловленные научно-техническим прогрессом, оказывают положительное влияние на безопасность и комфортность дороги, однако они не способны до конца решить проблемы связанные с организацией дорожного движение. Связано это с существованием еще одного важного фактора, не столь зависящего от человека. Этим фактором, влияющим на организацию дорожного движения, являются погодно-климатические условия, и в особенности условия зимнего периода. Человек не может оказывать воздействие на природу, однако, изучение погодно-климатических характеристик, приведение их в систему, прогнозирование может в значительной степени увеличить комфортность, упростить и удешевить организацию дорожного движения.

Работа содержит 1 файл

Учет погодно-климатичечкских условий зимнего периода при организации движения.docx

— 658.08 Кб (Скачать)

   Учет погодно-климатических условий зимнего периода при организации дорожного движения

 

Введение

   Основной задачей любой дорожной организации, занимающейся проектированием, строительством или эксплуатацией, является обеспечение комфортного и безопасного дорожного движения.  И на пути к достижению данной цели за последнее десятилетие вся дорожная отрасль  добилась значительных успехов. Появилась современная строительная техника,  были внедрены инновационные технологии, разработаны новые материалы и конструкции.  Все эти аспекты, обусловленные научно-техническим прогрессом, оказывают положительное влияние на безопасность и комфортность дороги, однако они не способны до конца решить проблемы связанные с организацией дорожного движение.  Связано это с существованием еще одного важного фактора, не столь зависящего от человека. Этим фактором, влияющим на организацию дорожного движения, являются погодно-климатические условия, и в особенности условия зимнего периода.  Человек не может оказывать воздействие на природу, однако,  изучение погодно-климатических характеристик, приведение их в систему, прогнозирование может в значительной степени увеличить комфортность, упростить и удешевить организацию дорожного движения.

 

Погодно-климатические  условия зимнего периода

  Границы зимнего периода для дорожников  можно определить следующим образом. Начало зимы, как климатического сезона наступает при переходе среднесуточной температуры воздуха через 0 0С в сторону понижения, а окончание – при переходе через 0 0С в сторону повышения.  Однако фактически погодно-климатические условия зимнего периода  начинают влиять на дорожное движение значительно раньше. Обусловлено это коротким световым днем и тем, что начальное образование зимней скользкости происходит при температуре окружающего воздуха в пределах от 0 до – 3 0С и влажности воздуха превышающей 92%. А короткие отрезки времени, имеющие данные погодные характеристики, могут случаться задолго до начала зимнего периода.

  Продолжительность зимнего  периода, среднее число дней  с метелью, количество осадков,  среднемесячная температура приведены в таблице 1

 

Область

Показатели

Продолжитель-ность зимнего периода(дней)

среднее число дней с метелью

количество осадков (мм)

Среднемесяч-ная температу- ра в январе, 0С

1

2

3

4

5

            Брестская

105-115

13

150-200

-5,2

            Витебская

135-144

17

180-225

-7,5

Гомельская

115-134

14

150-200

-7,3

Гродненская

113-133

17

150-185

-5,8

Минская

124-134

17

170-200

-6,9

Могилевская

127-143

18

172-202

-7,4


 

    Исходя из частоты, интенсивности и продолжительности снегопадов, метелей и обледенения дорог, а также температуры воздуха при таких явлениях на территории республики выделено четыре района, различающихся по условиям борьбы с зимней скользкостью. Данное районирование представлено на рисунке 1.

 

Среднее число случаев  образования зимней скользкости  за зимний период в выделенных районах  приведено в таблице 2.

Район

Часть территории Беларуси

Среднее число случаев  зимней  
скользкости по причине

Всего

Гололеда

снегопадов  
и метелей

I

Юго-западная

15

30

45

II

Южная и западная

20

35

55

III

Центральная

25

40

65

IV

Восточная и северная

20

40

60


 

     Средняя продолжительность снегопадов в I-III районах составляет 6 часов, в IV – 5 часов. В 95% случаев максимальная продолжительность выпадения снега на всей территории республики не превышает 16 часов. Температура воздуха во время снегопадов, как правило, находится в пределах от минус 6°С до минус 5°С, ее минимальное значение – минус 14°С. 

    Средняя толщина разовых снежно-ледяных отложений в пересчете на воду в I, II, III и IV районах равна соответственно 0,7; 0,9; 1,2 и 1,1 мм, а их наибольшее значение не превышает 5 мм.

Исходя из числа случаев  зимней скользкости, ее продолжительности, температуры воздуха и толщины  снежно-ледяных отложений, рассчитывают количество посыпок дорог, нормы  распределения технической соли, потребность в ПГМ и сроки  выполнения работ.

 

Анализ учета  погодно-климатических условий по показателям аварийности на автомобильных  дорогах 

     Необходимость учета погодно-климатических условий зимнего периода при организации дорожного движения можно подчеркнуть и в данных о состоянии дорожно-транспортной аварийности.

В таблице 3 приведено распределение ДТП и пострадавших по погодным условиям в момент аварии

 

ДТП

Погибло

Ранено

2010

2011

%

2010

2011

%

2010

2011

%

 

Ясно

3683

3452

-6,3

666

656

-1,5

4020

3685

-8,3

Пасмурно

1846

1809

-2,0

346

378

9,2

1952

1942

-0,5

Дождь

430

384

-10,7

87

81

-6,9

433

427

-1,4

Снегопад

229

96

-58,1

29

18

-37,9

268

129

-51,9

Туман

59

65

10,2

28

33

17,9

46

59

28,3

Прочее

116

91

-21,6

34

34

0,0

113

92

-18,6

Всего

6363

5897

-7,3

1190

1200

0,8

6832

6334

-7,3


 

    В таблице 4 приведено распределение ДТП и пострадавших по состоянию проезжей части дороги в момент аварии

 

ДТП

Погибло

Ранено

2010

2011

%

2010

2011

%

2010

2011

%

Сухое

3994

3918

-1,9

769

775

0,8

4279

4170

-2,5

Мокрое

1597

1603

0,4

287

330

15

1695

1737

2,5

Снежный накат

61

38

-37,7

11

4

-63,6

63

43

-31,7

Гололедица

39

49

25,6

9

19

111,1

45

69

53,3

Заснеженное

233

101

-56,7

26

15

-42,3

263

122

-53,6

ПГМ при снежном накате

304

117

-61,5

63

32

-49,2

336

132

-60,7

ПГМ при гололеде

122

61

-50,0

23

21

-8,7

138

53

-61,6

Загрязненное

3

3

0,0

0,0

2

 

4

1

-75,0

Прочее

10

7

 

2

2

 

9

7

 

Всего

6363

5897

-7,3

1190

1200

0,8

6832

6334

-7,3


 

 

Меры применяемые с учетом погодно-климатических условий зимнего периода

   Организация зимнего  содержания автомобильных является  сложным комплексом  мероприятий по обеспечению бесперебойного дорожного движения на автомобильных дорогах в зимний период, включающим защиту автомобильных дорог от снежных заносов, ликвидацию зимней скользкости и очистку от  снега.

    Режим движения  по автомобильным дорогам в  зимний период практически всегда  находится в сложных условиях. Это обстоятельство наряду  с наличием на дороге большого количества инженерных сооружений, требующих в зимнее время особой защиты, обуславливает необходимость учета погодно-климатических условий зимнего периода.   В таблице 5 приведены погодно-климатические условия   и вызванные  ими  меры по организации дорожного движения в зимний период.

 

Погодно-климатические  условия и метеорологические  факторы  зимнего периода

Ухудшение показателей  безопасности движения

Меры по организации  дорожного движения

1

2

3

Атмосферные осадки (дожди, снегопады, метели), отрицательные температуры

Снижение коэффициента сцепления, снижение видимости

Устройство защиты от снежных  заносов,  снегоборьба, профилактическая обработка ПГМ

Формирование зимней скользкости (гололед, снежный накат, снежно-ледяной  накат и т.д.)

Снижение коэффициента сцепления 

Обработка покрытия ПГМ, снегоборьба, ограничение скорости на опасных участках, установка знака «гололедица» на подходах к искусственным сооружениям

Короткая продолжительность  светового дня

Снижение видимости дорожной ситуации

Установка сигнальных вех, нанесение  световозвращающей разметки, устройство вертикальной разметки

Формирование снежных  отложений в зоне дороги и искусственных сооружений

Снижение видимости дорожной ситуации и габаритов искусственных сооружений

Снегоборьба, переброска снега роторными снегоочистителями, вывоз снега

Частые переходы через 0°С температуры окружающего воздуха

Изменение режима работы искусственных  сооружений, основания

Закрытие входных и  выходных отверстий труб, ограничение нагрузок во время распутицы


 

  Поскольку работы по борьбе с последствиями опасных погодных явлений являются достаточно сложными и дорогостоящими в последнее время широко применяются меры предупреждения образование зимней скользкости.  Использование оперативной информации дорожно-измерительных станций, метеорологических пунктов позволяет перейти на профилактику образования зимней скользкости. Так же в значительной степени упрощает работы по организации дорожного движения прогнозирование погодных явлений и планирование работ по зимнему содержанию с учетом полученного прогноза.

   Еще одной эффективной  мерой в составе работ по  зимнему содержанию  может являться  определение термической характеристики  участков дорог и создание термокарт.  Это процедура позволит  сократить объем распределяемых материалов и определить очередность обработки участков дороги ПГМ в соответствии с наибольшей подверженностью к образованию зимней скользкости.

 

Борьба с зимней скользкостью

Из-за  большой продолжительности  опасных погодных явлений, прогнозирования и   профилактических работ не достаточно для борьбы с зимней скользкостью.  И поэтому в комплексе работ по зимнему содержанию автомобильных дорог одно из важнейших значений имеет очистка дороги от снежных заносов и обработка покрытия противогололедными материалами.

    Все мероприятия по борьбе с зимней скользкостью можно разделить на три группы по их целевой направленности:

  1. Снижение отрицательного воздействия образовавшейся зимней скользкости и повышение коэффициента сцепления колеса с дорогой путём россыпи по обледеневшему покрытию минеральных фрикционных материалов;
  2. Уудаление с покрытия образовавшегося ледяного или снежного слоя с применением химических, механических, тепловых и других методов;
  3. Предотвращение образования снежно-ледяного слоя или ослабление его сцепления с покрытием путём профилактической обработки покрытия противогололёдными химическими веществами или введения противогололёдных реагентов в состав покрытия.

    

     Снегоочистка должна быть организована таким образом, чтобы в максимальной степени обеспечивать бесперебойный и безопасный проезд транспортных средств  и  свести к минимуму объем снегоуборочных работ.

     Для предупреждения образования снежного наката необходимо проводить в период снегопада обработку дорожного покрытия химическими материалами или их смесью с песком. После обработки снега противогололедными материалами необходимо произвести выдержку, т.е. дать сработать химическим материалам.

    В практике зимнего содержания автомобильных дорог для борьбы с зимней скользкостью применяют фрикционный, химический, физико-химический и другие комбинированные методы.  

      Одним из наиболее эффективных методов борьбы с зимней скользкостью является профилактическая обработка покрытия противогололедными материалами.   Для этой цели используют хлориды кальция, натрия и магния, как правило, в жидком виде.

Информация о работе Учет погодно-климатических условий зимнего периода при организации дорожного движения