История парикмахерского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 16:59, реферат

Описание работы

Вся история парикмахерского дела началась с того момента, когда человеку захотелось украсить свой облик, чтобы выделиться. Первобытный человек посмотрел в реку, увидел свое отражение и подумал, что его космы, перехваченные леопардовой шкуркой, будут выглядеть гораздо интереснее, чем просто болтающиеся без ничего. А почему бы и нет? - подумал древний человек и начал воплощать на практике свой грандиозный замысел.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………....3
2. Древний мир…………………………………………………………………………..4
3. Парикмахерское искусство Древнего Египта и Древнего востока ………………
4. Парикмахерское искусство Древней Греции…………………………………………
5. Парикмахерское искусство Древнего Рима………………………………………….
6. Стригли особыми серповидными бритвами………………………………………..
7. Средневековье и эпоха Возрождения………………………………………………..
8. XVI -XVII века
9. XVIII век
10. XIX век
11.XX

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 52.03 Кб (Скачать)

К тому же, была объявлена свобода профессий, которая привела к устранению напряженности между банщиками, брадобреями и фельдшерами, и вместе с этим и к разграничению врачебной профессии от ремесла брадобреев.

Электрическая машинка для стрижки волос, вытеснившая  с 1880 года ручную, придала профессии новый отпечаток.

В 1884 году немецкий парикмахер Фишер изобрел завивку  мертвых волос. Изобретателем щипцов для волос является француз Марсель. Его изобретение, несмотря на множество  мелких усовершенствований, к нашему времени в основном осталось без  изменения.

На исходе XIX столетия парикмахеры начали борьбу за свое признание в общественной жизни, за единство всего ремесла. Были основаны первые корпорации. Корпорация «брадобреев, парикмахеров и мастеров парикового ремесла» состояла преимущественно  из владельцев дамских и мужских  парикмахерских, в «париковую и волосообрабатывающую корпора-цию» были объединены дамские и мужские парикмахеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XX век

Около 1904 г. Шарль  Нестле (Карл Неслер или Нестлер), француз немецкого происхождения, изобрел термическую долгосрочную шестимесячную завивку (перманент)[5]. В 1909 г. он ввел впервые аппарат для завивки, нагреваемый электричеством. Аппарат весил около 900 г и был подвешен к потолку. От него свешивались на подвижных проводах с контрбалансами нагреватели. Для защиты головы от ожогов применялись войлочные кольца.

В большинстве  случаев в парикмахерских работали сами мастера с несколькими учениками. Рабочая неделя составляла от 95 до 100 часов. После первой мировой войны  были установлены часы работы, и  рабочая неделя составила около 54 часов.

В двадцатые  годы стали появляться предприятия  по изготовлению аппаратов, машин и  парикмахерских принадлежностей. Иосиф  Майер выпустил в 1924 г. свое изобретение  плоской намотки волос, вызвавшее  в технике завивки большой  переворот.

Успех этой техники  был подтвержден ан конкурсах  шестимесячной завивки в 1924 и 1925 гг. в Дрездене и в Карлсбаде. В  это время появился новый аппарат  низкого напряжения с внутренним нагреванием фирмы Wella. После такого большого успеха термической завивки возникла мысль производить завивку без аппарата холодным (химическим) способом.

В 1939 г. фирма  Нестле-Лемюр, Нью-Йорк выпустила препарат для нового метода завивки и фиксирования формы волос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парикмахерское  дело в России

Допетровская  эпоха

История прически и стрижки России разнообразна. Но в своем большинстве славянские народы издревле носили длинные волосы и бороды, женщины — косы, для  расчесывания которых использовали гребни. Найденные на раскопках гребни также стары, как история нашей  культуры. Материалом для него служили  дерево, рог, кость, металл. Под влиянием норманнов стали переходить к  полудлинным волосам, бороды стали  брить, оставляя только усы.

С распространением христианства вновь появляются длинные  бороды, подстриженные в форме  лопаты. Самой распространенной среди  мужского населения Древней Руси от мала до велика была стрижка «под горшок». И эту работу выполняла домашняя прислуга у состоятельных граждан или глава семейства — у бедняков. С XIII века, вследствие татарского нашествия, русский люд стал подражать и стричься по восточному обычаю, даже брить голову наголо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Царская Россия

В 1675 г. царь Алексей  Михайлович издает указ — «иноземных обычаев не перенимать, волос на голове не подбривать, платья иноземного не носить». Большинство населения  в этот период пользовалось услугами «холодных», бродячих цирюльников. В  обязанности цирюльников входило  не только стричь, брить, но и пускать  кровь, ставить пиявки, вырывать зубы, лечить раны. Парикмахерским делом  занимались и крепостные которых содержали в большой строгости, не разрешая работать на других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Цирюльники и куаферы

 

Цирюлен в  городах было мало, и парикмахеры  бродяжничали, нося с собой свой инструмент. Они ходили по базарам дворам и квартирам, выискивая клиентов.

Цирюльники  таскали с собой громоздкие ящики, наполненные замысловатым инструментом и парфюмерией. На шее у них  неизменно болтался деревянный стул, на который здесь же, на улице, усаживали  клиентов. Появление на улице цирюльника всегда становилось событием. Вокруг сразу же собирались зеваки, останавливались  прохожие, чтобы послушать их скоморошьи присказы:

— Бреем, стрижем  бобриком-ежом, лечим паршивых, из лысых  делаем плешивых, кудри завиваем, гофре  направляем локоны начесываем, на пробор причесываем, парик промоем, кровь  откроем, мозоль подрежем, косу купим  и срежем, мушки клеим, стрижем  да бреем.

Банки, пиявки, набор грудной степной травки!

Эти присказы — своеобразный перечень работ и услуг, проходившихся цирюльниками.

Кроме стула, неизменной принадлежностью цирюльников, как мы уже заметили, был приборчик. В нем находились ланцеты, ножницы  нескольких видов, широкие бритвы, сосуд  для хранения живых пиявок, простейшие медицинские инструменты, загадочные медикаменты в темно-синих флаконах, а также некая «помада собственного изготовления, рекомендуемая для  ращения волос»... Цирюльник в  России — профессия уникальная, заключавшая в себе не только парикмахерское мастерство, но и обязанности доморощенного  лекаря: он делал кровопускания, удалял зубы и даже лечил раны.

Бродячие цирюльники слыли высококвалифицированными мастерами  парикмахерского дела, чем и сами нередко гордились. Каждый из них  имел свой круг клиентов и своеобразную легализацию. Один служил, например, при  дешевых городских банях, другой ходил «по приглашениям» по домам, третий работал в дорогом фешенебельном салоне.

Цирюльничье дело стало умирать в 90-х годах XIX столетия. Оно даже подвергалось запретам. На смену ему пришло дело парикмахерское.

После войны 1812 года французские пленные сменили  мундиры на платье цирюльников. Французы имели шумный успех. Знатные князья выписывали настоящих парикмахеров из Парижа. В крупных городах открываются парикмахерские, принадлежащие иностранцам. Обставлялись они дорогой мебелью, зеркалами, витринами, много было парфюмерии и косметических средств.

На столиках лежали модные французские журналы, обслуживание стоило дорого.

Россия в  области моды была полностью ориентирована  на Францию. В салонах, в своем  большинстве, заправляли французские  мастера.

 

В Москве и  Петербурге появились первые парикмахерские салоны, или, как их называли, «залы  для стрижки и бритья». Заметим, что пользоваться их услугами могли  только люди состоятельные, ввиду того, что любая из них обходилась весьма недешево. На фасадах этих заведений  красовались вывески с изображением изящно причесанных кавалеров с  блестящими от помады волосами.

Здесь же, в  залах, не только стригли-брили, но и  торговали парфюмерией. Обилие парикмахерских салонов, издание журналов по парикмахерскому  делу и причёске способствали распространению всевозможных вариантов причёсок. Несмотря на внешний лоск и блеск (парикмахеры были одеты в хорошие костюмы, носили манишку и цветной галстук), их труд был сплошным унижением перед богатыми клиентами.

Парикмахерских  школ в дореволюционной России не было. Обучение проходило «в мальчиках». И старые мастера не спешили делиться своими профессиональными секретами.

В 1860 году русские  мастера Агапов и Андреев заняли первое место в конкурсе. А в 1888—1890гг. Иван Андреевич Андреев получил  за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского  искусства.

В 1886 г. за участие  во Всероссийской выставке он получает Большую серебряную медаль. А, участвуя вне конкурса в 1888 г. в Париже и  выполнив три прически , он поразил Высокое жюри и ему вручили бриллиантовые академические Пальмы.

В 1900 г. на Всемирной  выставке в Париже ему вручили  награды «За искусство», Золотой  крест и Диплом, подтверждающий звание действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства. После  этого Андреев стал признанным профессором  парикмахерского искусства, его  приглашали в жюри, экспертом на выставки, конкурсы, показы причесок. Он побывал во многих столицах Европы.

В 1909г. И. А. Андреев  выпустил книгу своих воспоминаний, Альбом причесок, которые были удостоены  высоких наград, был издан первый каталог.

Парикмахерское  дело в СССР

В первые годы XX века вновь наблюдается преклонение  перед заграницей. Дамские мастера  — французы — отводили русским  парикмахерам лишь роль подмастерьев.

И хотя они  уже доказали, что никакая сложность  дамского парикмахерского искусства им не страшна, но укоренившаяся в сознании зависимость от заграницы продолжала довлеть над русскими мастерами. В первые три десятилетия XX века парикмахерское искусство находилось на невысоком уровне. Первая мировая война, революция, гражданская война — все это отрицательно сказалось на уровне жизни общества, не говоря уже о парикмахерских услугах.

В 1914 г. — появляется «Русская стрижка» — первая короткая женская стрижка, внесшая такое  нежное очарование в облик россиянок. Короткие волосы дали новый импульс  для парикмахеров. Их стали укладывать при помощи холодной укладки или  горячими щипцами.

Это был хоть какой-то «прогресс». Только к концу 30-х годов в России появляется довольно широкая сеть парикмахерских, оказывающая населению большой  набор услуг.

 

Наряду с  модными в то время стрижками  типа «Фокстрот» женские парикмахеры  с успехом выполняли сложные  прически методом укладки волос  горячими щипцами. Популярна была и  длительная завивка (перманент). На коротких волосах она выполнялась горизонтальным методом, на длинных — вертикальным. Технологический процесс осуществлялся паровыми или электрическими аппаратами довольно примитивно, так как аппаратура изготовлялась еще кустарно. Для окраски употреблялись преимущественно металлические краски.

В 1936 г. в специальном  приказе Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР  предусматривалось не только расширение сети парикмахерских и улучшения  их работы, но и коренное изменение  методов работы мастеров. Были разработаны  новые правила, новые прейскуранты.

Большое значение имело постановление о присвоении мастерам категории в зависимости  от их квалификации и о введении звания «мастер парикмахерского  дела». Открываются первые салоны. Мастера  начинают работать электрическими машинками  для стрижки, появляются аппараты для  электрической и паровой завивки. Парикмахеры в 1938 г. получили трудовые книжки. К 40-м годам — термическая  завивка прочно вошла в арсенал  услуг дамского парикмахера.

Великая Отечественная  война перечеркнула все из того, что было создано, страна потеряла много  квалифицированных мастеров.

В послевоенный период парикмахерские вновь стали  возрождаться из пепла. Изобретенный в  тридцатые годы в США химический метод завивки волос только к  пятидесятым годам будет широко внедрен в парикмахерские услуги России и других союзных республик  бывшего СССР.

Наряду с  этим становится популярной укладка  волос на бигуди[6].

Эти виды работ  постепенно вытесняли из практики парикмахеров укладку горячими щипцами, завивку паровыми и электрическими аппаратами. А появление окислительных красителей из парофенилендиамина (урзол) позволило упростить технологию и расширить цветовую гамму оттенков при окраске волос.

Оторванность  от внешнего мира и государственные  проблемы переориентировали массу  народа от естественного человеческого  желания быть изящным, красивым и  нравиться окружающим. Получившая распространение  химическая завивка к концу 50-х  выразилась в том, что женщины стали украшать голову мелкими кудряшками. Но появляются и огромные, гладко зачесанные головы с сильным тупированием[7].

А Московский фестиваль украсил женщин прической  «Венчик мира». Перевалив через  середину века, парикмахерское дело медленно и уверенно поднимается в очередной  раз с колен.

 

 

На работу парикмахеров России сильное влияние  оказывает кино и иллюстрированные журналы. Женщины очнулись от страшного  сна и с особым рвением задали работы парикмахерам. Французская актриса  Брижит Бардо, снявшаяся в главной роли в фильме «Бабетта идет на войну», на несколько десятилетий стала законодательницей моды среди женщин. Другая актриса — Марина Влади — ввела в моду прямые волосы после фильма «Колдунья».

В 1963-1964 гг. распространяется плетение из волос. Стали применять  дополнительные косы и шиньоны. Парикмахеры  после рабочего дня садились по домам  за плетение и тамбуровку[8] париков шиньонов, выполняя срочные заказы клиентов.

В конце 60-х  годов и мужчины стали завивать волосы при помощи химической завивки. И еще один сюрприз. Возрождается страсть к парикам.

Это был настоящий  бум. На этот момент они были очень  популярны в Европе и Америке. Парики были синтетические, из моноволокна  машинного производства, и их носили как женщины, так и мужчины. Тогда  уже у россиян проявилась национальная черта — купить парик, но при этом обязательно немецкий, а лучше  — японский.

С этого момента  отечественные товары не пользуются спросом. Это прибавило работы парикмахерам, и наметился незначительный подъем. Прически стали сочетать в себе несколько  элементов — стрижку, завивку  в локоны, мягкие волны. Основным инструментом парикмахеров становятся бигуди, фен.

В начале семидесятых  годов наблюдается отток мужчин-парикмахеров, а это связано с непопулярностью  профессии. Мужчины-мастера дорабатывали свой трудовой стаж, как законопослушные  граждане. Молодые юноши не шли  в парикмахеры, считая это зазорным и унизительным «ковыряться» в голове клиента. Такой настрой сохранятся до конца XХ века.

Информация о работе История парикмахерского искусства