Амнистия и помилование как институты уголовного права РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – раскрытие содержания института амнистии и помилования в его историческом и правовых аспектах в РФ, а также в зарубежных странах.
Объект исследования – институт амнистии и помилования.
Предмет исследования – роль института амнистии и помилования в уголовно-правовой системе государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. Исторический аспект исследования институтов амнистии и помилования.

4
1.1. История развития института амнистии и помилования
4
1.2. Опыт зарубежного права в вопросах амнистии и помилования
7


2. Амнистия и помилование в Российской Федерации
8
2.1. Законодательная основа института амнистии и помилования
8
2.2. Обзор судебной практики по проблемным вопросам применения
акта помилования

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по УП.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

     Амнистия  в переводе с греческого означает забвение, прощение. В соответствии с п. «е» статьи 103 Конституции  объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В последнее время Государственной Думой приняты постановления от 26.05.2000 N 398-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (в ред. от 28.06.2000); от 30.11.01 N 2172-III ГД «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин».

     Все амнистии предусматривают освобождение от уголовной ответственности, от наказания  и сокращение неотбытой части  наказания. Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц. В то же время в акте об амнистии указывается, к какому кругу лиц она применяется и какие определены основания к ее применению. Кроме того, в постановлении указывается категория лиц, к которым акт амнистии не может быть применен. Как правило, это лица, совершившие преступления, относящиеся к категории особо тяжких и отчасти - тяжких преступлений.

     Акт амнистии имеет, как правило, универсальный  характер. Он может быть применен как  к лицам, находящимся под следствием, так и к осужденным. В первом случае решается вопрос об освобождении лица от уголовной ответственности, а во втором - об освобождении от наказания. В отношении лиц, дела которых находятся в суде, но не начаты рассмотрением, выносится определение (постановление) об их освобождении от уголовной ответственности, а в отношении лиц, дела которых начаты рассмотрением, выносится обвинительный приговор, и осужденный освобождается от наказания.

     Лица, приговоры в отношении которых  провозглашены, но еще не вступили в законную силу, подлежат освобождению от наказания. Представляется, что акт об амнистии судом первой инстанции по не вступившему в законную силу приговору не может быть применен, если приговор обжалован или опротестован.

     В то же время акт об амнистии может быть применен по групповому делу в отношении лиц, не обжаловавших приговор, и в отношении которых приговор не опротестован, если от этих лиц в суд поступило ходатайство о применении к ним акта об амнистии.

     Решение о применении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально. При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение вопроса о применении акта об амнистии откладывается до получения дополнительных документов.

     Если  приговор обжалован и в кассационном порядке дело рассматривается после вступления в действие акта амнистии, суд второй инстанции оставляет приговор без изменения и освобождает осужденного от наказания (при условии, если приговор не подлежит изменению или отмене по другим основаниям).

     Как правило, акт амнистии содержит не только указание об освобождении от уголовной ответственности или наказания, но и положения, касающиеся сокращения назначенного наказания или его замены более мягким видом наказания. Амнистией может быть решен вопрос об освобождении от дополнительных видов наказания. Отдельными актами амнистий решается вопрос о снятии судимости с лиц, отбывших наказание. Если вопрос о снятии судимости актом об амнистии не разрешен, этот вопрос решается в общем порядке.

     Действие  актов амнистии связывается с обстоятельствами различного характера. Чаще всего это данные, характеризующие лицо, совершившее преступление, которые в рамках уголовного права не имеют значения при квалификации деяний, но учитываются в процессе назначения наказания и освобождения от него. Так, в силу постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 г. «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» подлежали освобождению от наказания независимо от назначенного срока, с учетом предусмотренных исключений, осужденные, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества, либо проходившие службу в составе действующей армии; награжденные орденами или медалями СССР либо РФ; женщины, имеющие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, и некоторые другие категории лиц.

     Помимо  данных о личности критерием отнесения  к числу лиц, подпадающих под  амнистию, часто выступает факт совершения преступления впервые, а также вид  и размер назначенного наказания. Например, тем же постановлением от 26 мая 2000 г. амнистия была распространена на впервые осужденных к лишению свободы на срок до трех лет включительно.

     Амнистия  может распространяться на лиц, совершивших  преступления в определенное время  и в определенной обстановке. Так, в соответствии с постановлением Государственной Думы от 6 июня 2003 г. «Об объявлении амнистии в связи  с принятием Конституции Чеченской республики» под амнистию подпадают лица, совершившие общественно опасные деяния в ходе вооруженного конфликта и (или) проведения контртеррористических операций в пределах границ бывшей Чечено-Ингушской АССР.

     Основной  задачей постановлений о порядке  применения акта амнистии является юридическое закрепление механизма освобождения от уголовной ответственности или от наказания. С этой целью указывается, какие органы и в отношении каких категорий лиц исполняют акт амнистии. В соответствии с п. 7 постановления Государственной Думы от 6 июня 2003 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской республики» исполнение акта амнистии возложено на:

     а) органы дознания и предварительного следствия - в отношении лиц, добровольно отказавшихся от участия в незаконных вооруженных формированиях либо добровольно сдавших оружие и военную технику, а также в отношении лиц, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве этих органов;

     б) суды:

     - в отношении лиц, дела о преступлениях  которых находятся в производстве  судов и не рассмотрены до  вступления в силу постановления  об объявлении амнистии, а также  в отношении лиц, дела о преступлениях  которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу;

     - в отношении осужденных, отбывание  наказания которым отсрочено  в случаях и порядке, предусмотренных  законом, и условно осужденных;

     - в отношении осужденных к наказанию  в виде штрафа, если штраф не  взыскан до вступления в силу постановления об объявлении амнистии;

     - в отношении лиц, условно-досрочно  освобожденных от наказания, и  лиц, которым неотбытая часть  наказания заменена более мягким  наказанием до вступления в  силу постановления об объявлении  амнистии;

     в) органы внутренних дел РФ - в отношении осужденных к лишению свободы, не находящихся под стражей, приговоры по делам которых вступили в законную силу;

     г) учреждения, исполняющие уголовные  наказания в виде лишения свободы, и следственные изоляторы - в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу;

     д) уголовно-исполнительные инспекции - в  отношении лиц, отбывающих наказания  в виде исправительных работ, лишения  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью;

     е) командование дисциплинарных воинских частей - в отношении военнослужащих, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части.

     Решение о применении акта об амнистии принимается  в отношении каждого лица индивидуально. Такие решения, кроме судебных, санкционируются прокурором. В акте об амнистии, как правило, очерчен круг лиц, на которых амнистия не распространяется. Обычно амнистия не распространяется на лиц, совершивших определенные преступления; совершивших преступления при особо опасном рецидиве; осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы, и т.п. Например, амнистия, объявленная в связи с принятием Конституции Чеченской республики, не распространяется на лиц, совершивших преступления, предусмотренные перечисленными в постановлении Государственной Думы статьями УК, на лиц, совершивших преступления при особо опасном рецидиве, на иностранцев и апатридов.

     Освобождение  от уголовной ответственности по амнистии представляет собой прекращение  уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям (ч. 4 ст. 133 УПК). Соответственно, если обвиняемый возражает против такого прекращения, оно не допускается. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч. 2 ст. 27 УПК). Рассмотрение дела по существу требуется и в том случае, если акт об амнистии, предполагающий освобождение от уголовной ответственности, издан в ходе судебного разбирательства. Рассмотрев дело по существу, суд, при наличии к тому оснований, постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания. Как видно, в подобных случаях предписания акта об амнистии относительно освобождения от уголовной ответственности сквозь призму положений ст. 303 УПК трансформируются по сути лишь в освобождение от наказания.

     Как правило, амнистия распространяется на лиц, чьи преступные деяния фактически и юридически окончены на момент издания  соответствующего акта. Применительно  к особенностям применения амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям  этот вопрос решен в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. (в редакции постановления от 14 марта 1963 г.).

     Что касается помилования, то согласно ст. 85 УК РФ, оно осуществляется Президентом  Российской Федерации в отношении  индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

     Таким образом, помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного  лица и является прерогативой Президента РФ (п. «в» ст. 89 Конституции). Помилование  осуществляется только в отношении  осужденных и может быть осуществлено в отношении любого осужденного, в том числе и приговоренного к смертной казни. При этом, как указано в ч. 3 ст. 59 УК, смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

     Порядок замены смертной казни на иные виды наказания осуществляется на момент применения акта помилования независимо от времени совершения преступления. Например, смертная казнь осужденному  применена по приговору суда, постановленному  в 1996 г., несмотря на то, что на момент вынесения приговора не существовало наказания в виде двадцати пяти лет лишения свободы и пожизненного лишения свободы. Президент, удовлетворяя ходатайство о помиловании в 1997 или 1998 г., мог принять решение о замене смертной казни пожизненным лишением свободы или двадцатью пятью годами лишения свободы.

     С ходатайством о помиловании к  Президенту РФ может обратиться только сам осужденный (ст. 176 УИК). Такое  ходатайство подается через администрацию  учреждения или органа, исполняющего наказание. Законом не определен срок, по истечении которого после начала отбытия наказания можно обращаться с ходатайством о помиловании. Ни УК, ни УИК не устанавливают этих сроков. Исходя из буквы закона, раз срок обращения с ходатайством о помиловании законом не установлен, с таким ходатайством осужденный может обращаться в любое время, даже в первые дни после начала отбывания наказания.

     Ходатайства о помиловании лиц, приговоренных  к смертной казни, рассматриваются  сразу же по вступлении приговора в законную силу, при этом решение об исполнении приговора приостанавливается. Основания обращения с ходатайством могут быть самыми различными (положительное поведение осужденного, честное отношение к труду, болезнь самого осужденного или его близких родственников и т.д.).

     При осуществлении помилования осужденный может быть освобожден от дальнейшего  отбывания наказания, ему может  быть сокращено назначенное наказание  или заменено более мягким видом  наказания.

     Решение вопроса об отмене приговора или  переквалификации действий осужденного не входит в компетенцию лица, осуществляющего помилование. Эти вопросы могут быть решены только при рассмотрении дела в порядке надзора.

     Как следует из закона, помилование может  применяться в отношении двух категорий лиц, ранее совершивших преступление.

     Во-первых, это лица, осужденные за преступления, но не отбывшие назначенное наказание. В отношении таких лиц акт  помилования может содержать  следующие предписания:

     а) об освобождении от дальнейшего отбывания  наказания;

     б) о сокращении срока назначенного наказания;

     в) о замене назначенного наказания  более мягким видом из числа предусмотренных  ст. 44 УК.

     Во-вторых, это лица, уже отбывшие наказание, но имеющие судимость. Она может  быть снята актом помилования.

     В отличие от амнистии помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.

     Помимо  этого, ни Конституция, ни УК не устанавливают  рамок реализации Президентом права  на помилование. Поэтому помилование  применяется к любым категориям лиц, вплоть до совершивших особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, за которые может быть назначена смертная казнь (см. ч. 2 ст. 59 УК).

Информация о работе Амнистия и помилование как институты уголовного права РФ