Амнистия, помилование, судимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

В отличие от УК РСФСР действующий УК содержит специальную статью (ст. 84), в которой определены порядок и правовые последствия амнистии. В соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ (далее - Государственная Дума) в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Содержание

1. Амнистия…………………………………………….………….............2
2. Помилование………………………………….………………………..10
3.Судимость……………………………………………..…………………14
Литература……………………….…………………...……………………19

Работа содержит 1 файл

амнистия правленая.docx

— 31.54 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Амнистия…………………………………………….………….............2

2. Помилование………………………………….………………………..10

3.Судимость……………………………………………..…………………14

 Литература……………………….…………………...……………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.АМНИСТИЯ

В отличие  от УК РСФСР действующий УК содержит специальную статью (ст. 84), в которой  определены порядок и правовые последствия  амнистии. В соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ амнистия объявляется  Государственной Думой Федерального Собрания РФ (далее - Государственная  Дума) в отношении индивидуально  не определенного круга лиц.

Термин "амнистия" происходит от греческого слова  amnestia, означающего забвение, прощение. Авторы большинства учебников  по уголовному праву не проводят различия между понятиями "амнистия" и "акт  об амнистии" . Такое отождествление представляется ошибочным. Комплексный  анализ действующего законодательства (Конституции РФ, УК) позволяет сделать  вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную государственную  меру, направленную на реализацию уголовной  ответственности . Акт об амнистии является лишь предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.

В системе  права институт амнистии занимает особое место, а определение его отраслевой принадлежности относится к числу  дискуссионных проблем науки  уголовного права. К.М. Тищенко  и  О.С. Зельдова  считают амнистию институтом уголовного права. Аналогичное мнение выразили М.И. Карпушин и В.И. Курляндский.

Другие  авторы, отмечая специфическую правовую природу актов об амнистии, рассматривают  их в рамках конституционного права. Так, Ю.М. Ткачевский и Н.Ф. Крылова  полагают, что, несмотря на то что в  УК включена ст. 84, институт амнистии "не входит в систему Общей части  Кодекса".

Наиболее  обоснованным представляется мнение И.Л. Марогуловой, которая предлагает рассматривать  амнистию и помилование в рамках многоотраслевого института так  называемого государственного прощения. Издание актов об амнистии отнесено к компетенции высшего органа законодательной власти и с этой точки зрения относится к конституционному праву. В то же время в соответствии с уголовным законодательством  акты об амнистии входят в число  оснований освобождения от уголовной  ответственности и наказания  и поэтому могут быть рассмотрены  в рамках уголовного права. Применяются  же акты об амнистии на разных стадиях  уголовного процесса, что позволяет  отнести их к уголовно-процессуальному  праву. Все это свидетельствует  о том, что амнистию следует считать  комплексным межотраслевым институтом.

В науке  уголовного права споры вызвал и  вопрос о правовой природе актов  об амнистии. В юридической литературе выражено мнение о том, что "правовая природа актов об амнистии существенно  отличается от правовой природы нормативных  актов" , что акты об амнистии не применяют  и не отменяют нормы права и  что акты об амнистии выступают в  роли своеобразного юридического факта, порождающего новое правоотношение между государством, с одной стороны, и амнистируемыми лицами - с другой.

Такая точка зрения представляется ошибочной. Несмотря на определенные особенности  актов об амнистии, касающиеся в  том числе и действия этих актов  во времени, они, тем не менее, содержат нормы права - правила поведения, обязательные для субъектов, указанных  в этих актах, и рассчитанные на применение к индивидуально не определенному  кругу лиц. Предписания этих норм реализуются в правоприменительных  актах - в решениях (постановлениях) уполномоченных на то должностных лиц  и органов (предварительного следствия, дознания и др.). Все это свидетельствует  о том, что в отличие от актов  помилования акты об амнистии имеют  нормативный характер и могут  распространяться на определенные категории лиц (например, на женщин, инвалидов, несовершеннолетних и др.) или на всех лиц, совершивших преступления определенных видов (например, неосторожные, экономические и др.).

Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную  ответственность за те или иные общественно  опасные деяния, и не ставит под  сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному  делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.

Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в  уголовном законе. В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК эти акты могут содержать  предписания следующего характера:

а) об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;

б) об освобождении от наказания или его отбывания  лиц, осужденных за преступления;

в) о  сокращении назначенного наказания;

г) о  замене назначенного наказания более  мягким;

д) об освобождении от дополнительного наказания;

е) о  снятии судимости.

Конкретное  содержание амнистии определяется в  самом акте об амнистии. Обычно такие  акты носят комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных  ч. 2 ст. 84 УК, а иногда и не предусмотренных  данной нормой (например, в несколько  последних постановлений об амнистии были включены предписания о сокращении не назначенного наказания, а лишь его  неотбытой части).

В разные периоды развития Российского государства  акты об амнистии имели разную правовую форму: указов Президиума Верховного Совета СССР, Постановлений Верховного Совета СССР и даже Закона СССР от 01.11.1991 "Об амнистии военнослужащих, уклонившихся от военной службы". В настоящее  время в соответствии с Конституцией РФ акт об амнистии принимается в  виде постановления Государственной  Думы.

В связи  с тем что практическое применение акта об амнистии представляет определенную сложность, помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает  дополнительное постановление о  порядке применения этого акта, в  котором разъясняет вопросы, связанные  с применением акта об амнистии (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии, раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.). Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления.

Например, в соответствии с Постановлением Государственной Думы от 30.11.2001 "Об объявлении амнистии в отношении  несовершеннолетних и женщин" освобождению от уголовной ответственности подлежали:

а) подозреваемые  и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 16 лет, за которые предусмотрено  наказание не свыше 6 лет лишения  свободы;

б) подозреваемые  и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте от 16 до 18 лет, за которые  предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы, ранее не отбывавшие наказания в воспитательных колониях;

в) женщины, имеющие несовершеннолетних детей; беременные женщины; женщины старше 50 лет, женщины-инвалиды I или II группы, подозреваемые и обвиняемые в  совершении преступлений, за которые  предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы, и ранее  не отбывавшие наказания в исправительных учреждениях;

г) подозреваемые  и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, подозреваемые  и обвиняемые женщины, если за преступления, в совершении которых подозреваются  или обвиняются указанные лица, предусмотрено  наказание, не связанное с лишением свободы.

Этим  же Постановлением предписывалось освободить от наказания женщин, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных  от оставшейся неотбытой части наказания, женщин, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, женщин, отбывание наказания которым  отсрочено; осужденных к лишению  свободы за преступления, совершенные  по неосторожности в возрасте до 18 лет, осужденных за преступления, совершенные  в возрасте до 16 лет, осужденных за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, к лишению свободы на срок свыше 6 лет, отбывших не менее  половины назначенного срока наказания, женщин, осужденных за умышленные преступления к лишению свободы на срок до 5 лет включительно, отбывших не менее  одной третьей назначенного срока  наказания.

Указанный акт об амнистии содержал и предписания  сократить  неотбытую часть наказания  осужденным к лишению свободы, не подпадающим под действие пунктов  об освобождении от уголовной ответственности  или наказания (на две третьих - женщинам, осужденным за неосторожные преступления, и лицам, совершившим такие преступления в возрасте до 18 лет;  наполовину - осужденным на срок до 6 лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, беременным женщинам, женщинам старше 50 лет, женщинам-инвалидам I или II группы, женщинам, являющимся женами инвалидов войны I или II группы, а  также вдовами или одинокими  матерями, чьи мужья и (или) сыновья (дочери) погибли при защите Отечества; на одну треть - осужденным за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, на срок свыше 6 лет, отбывшим менее половины назначенного срока наказания, и др.).

Рассмотренное Постановление об амнистии можно  отнести к актам об амнистии широкого применения. Вместе с тем в последнее  время все чаще стали объявляться  амнистии, относящиеся к более  узкому кругу лиц. Принятие таких  актов, как правило, вызывается сложившейся  в стране политической ситуацией.

В качестве примеров  так называемых политических амнистий можно привести Постановления  Государственной Думы от 23.02.1994 "Об объявлении политической и экономической  амнистии"; от 09.02.1996 "Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших  в противоправных действиях, связанных  с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 г."; от 12.03.1997 "Об объявлении амнистии в  отношении лиц, совершивших общественно  опасные деяния в связи с вооруженным  конфликтом в Чеченской Республике"; от 13.12.1999 "Об объявлении амнистии в  отношении лиц, совершивших общественно  опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на

Северном  Кавказе "; от 06.06.2003 "Об объявлении амнистии в связи с принятием  Конституции Чеченской Республики".

В актах  об амнистии, как правило, определяется и круг лиц, на которых ее действие не распространяется. Так, Постановление "Об объявлении амнистии в связи  с принятием Конституции Чеченской  Республики" содержит перечень лиц, к которым отдельные предписания  этого акта не должны применяться (лица, совершившие деяния повышенной общественной опасности, исчерпывающий перечень которых приведен в рассматриваемом  акте; лица, совершившие преступления при особо опасном рецидиве; иностранные  граждане и лица без гражданства).

К лицам, в отношении которых наряду с  наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании, а также к осужденным, больным  венерическими заболеваниями, подлежащим освобождению от наказания, акт об амнистии обычно применяется после завершения интенсивного курса лечения. Однако эти правила должны быть прямо  предусмотрены в акте об амнистии или в постановлении о порядке  его применения.

Амнистия  распространяется на всех лиц, подпадающих  под ее действие, независимо от того, согласны они с ней или нет. Однако амнистия не означает реабилитацию лица и является лишь прощением его  за совершение преступления. Поэтому  освобождение от уголовной ответственности  в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в  обычном порядке и доводится  до судебного разбирательства, в  котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с  освобождением от наказания по акту об амнистии.

Акт об амнистии является обязательным и безусловным  основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем (освобождения от уголовной ответственности, от наказания, сокращения срока наказания и  т.д.). Такое основание не зависит  от усмотрения органов, на которые возложено  применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или  от каких-то иных условий.

Акты  об амнистии обычно распространяются на уголовно наказуемые деяния, совершенные  до его принятия или вступления в  силу.

Применение  амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям определяется разъяснениями, содержащимися в Постановлении  Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 N 23 "Об условиях применения давности". По общему правилу, акт об амнистии к лицам, совершившим длящееся преступление, применим, если их деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии.  Так, Постановление Государственной Думы "О порядке применения Постановления "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики" предусматривало применение данной амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе вооруженного конфликта и (или) проведения  контртеррористических  операций в пределах границ бывшей Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в период с 12 декабря 1993 г. до дня вступления в силу постановления об объявлении амнистии, которые отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо добровольно сдали оружие и военную технику до 00 часов 1 сентября 2003 г.

Информация о работе Амнистия, помилование, судимость