Детоубийство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 23:06, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение детоубийства, рассмотрение состава преступления.
Исходя из цели работы, автор ставит перед собой следующие задачи:
раскрыть объективную сторону преступления;
раскрыть субъективную сторону преступления;
изучить субъект преступления
раскрыть объект преступления;
изучить историю развития законодательства о детоубийстве.

Содержание

Введение
Гл I История развития законодательства о детоубийстве
Гл II Общие вопросы уголовной ответственности за детоубийство
2.1. Объект преступления
2.2.обьективная сторона
2.3.субъективная сторона
Гл III Соучастие в детоубийстве
Гл IV Назначение наказания по делам о детоубийстве

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

 

 

                                            

 

                                           План:

 

 

Введение

 

Гл I История развития законодательства о детоубийстве

 

Гл II Общие вопросы уголовной ответственности за детоубийство

 

2.1. Объект преступления

 

2.2.обьективная сторона

 

2.3.субъективная сторона

 

Гл III Соучастие в детоубийстве

 

Гл IV  Назначение наказания по делам о детоубийстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Введение

Тема данной работа –  «Детоубийство». Этот вопрос является актуальным и в настоящее время. Актуальность его объясняется прежде всего наличем фактов совершения данного ужасающего преступления. Детойбийство является крайне опасным преступлением, так как в результате его совершения преступное посягательство направлено на жизнь ребенка. Ценность жизни ребенка как самостоятельной личности особо подчеркивается международным законодательством, которое признает ребенка равноценным членом общества, обладающим от рождения комплексом естественных прав. 
Осенью 1990 года СССР, правопреемником которого является Российская Федерация, ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребенка, которая рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. 
В условиях усугубления в нашей стране демографической ситуации, когда не обеспечивается даже простое воспроизводство населения, особую ценность приобретает каждый рожденный ребенок. 
В Российской Федерации государственные мероприятия по защите прав ребенка в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка осуществляются, как правило, на основе специальных нормативных правовых актов. Этот подход является отражением одного из основных принципов Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990г. - приоритетности интересов детей перед интересами общества. 
Таким образом, пристальное внимание государства к обеспечению прав ребенка, стремление к их максимальной защите, на наш взгляд, требует от законодателя и правоприменителя гибкости в вопросах регламентации и привлечения к ответственности за преступления, посягающие на права ребенка. Вместе с тем, необходимо констатировать, что на текущий момент уголовное законодательство России, призванное охранять важнейшие интересы личности остается несовершенным, что не способствует повышению безопасности жизни ребенка. 
Убийство матерью новорожденного ребенка (детоубийство) (ст. 106 УК) – сравнительно новый для отечественного уголовного права институт, поскольку впервые в российском законодательстве данный вид убийства выделен в самостоятельный привилегированный состав убийства. По дореволюционному законодательству наказание смягчалось лишь при убийстве внебрачного ("незаконнорожденного") ребенка. В иных случаях убийство сына или дочери ("чадоубийство") рассматривалось как квалифицированный вид преступления, равно как убийство отца, матери или иного родственника по восходящей или нисходящей линии. 
В УК РСФСР 1960г. детоубийство не выделялось и рассматривалась практикой как разновидность простого убийства. Обстоятельства, нередко сопутствующие детоубийству (особое физическое и психическое состояние женщины во время родов; тяжелая семейная обстановка; материальные трудности), обычно учитывались судами в качестве смягчающих обстоятельств в рамках санкции ст. 103. Однако детоубийство могло быть квалифицировано и по ст. 102 УК 1960г. при наличии отягчающих обстоятельств (повторность, особая жестокость). 
Действующий ныне УК РФ при конструировании состава данного преступления вобрал в себя многие удачные конструкции ранее действовавшего законодательства и положения правоприменительной практики, однако, на наш взгляд, так и не смог до конца разрешить все спорные и проблемные вопросы, возникающие при квалификации убийства матерью новорожденного ребенка.В практической деятельности органов дознания, следствия и суда вызывает затруднение выявление этого преступления, его квалификация, а также и решение вопросов, связанных с назначением наказания.

В этой связи представляется целесообразным выявить четкие границы  признаков объективной стороны  преступления. Значение объективной  стороны заключается в том, что, во-первых, являясь элементом состава  преступления, она входит в основание  уголовной ответственности, во-вторых, является юридическим основанием квалификации преступлений, в-третьих, позволяет разграничить преступления, схожие между собой по другим элементам и признакам состава, в-четвертых, содержит критерий отграничения преступлений от других правонарушений.

Немаловажным является и установление четких границ признаков  объекта, субъекта и субъективной стороны  данного состава преступления, ведь для разграничения его от смежных  составов преступлений они имеют  важное  значение.

Кроме этого, следует  заметить, что в ст.106 УК отсутствуют квалифицирующие признаки. В связи с этим возникает вопрос, будет ли целесообразным дополнить данную статью частью второй и в какой редакции следует изложить ст.106 УК.

В данной работе будут  рассмотрены:  общие вопросы уголовной ответственности за детоубийство, соучастие в детоубийстве и назначение наказания по делам о детоубийстве.

 Для более глубоко  понимания детоубийства необходимо  затронуть исторический аспект  данного преступления- генезис и  развитие детоубийства.

Объектом данной работы является убийство матерью новорожденного ребенка, а предметом- состав убийства метрью новорожденного ребенка.

Целью настоящей работы является изучение детоубийства, рассмотрение состава преступления.

Исходя из цели работы, автор ставит перед собой следующие задачи:

раскрыть объективную  сторону преступления;

раскрыть субъективную сторону преступления;

изучить субъект преступления

раскрыть объект преступления;

изучить историю развития законодательства о детоубийстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава 1. История развития законодательства о детоубийстве

Весь ход исторического развития свидетельствует о том, что институты  государства и власти являются закономерными  и исключительно значимыми явлениями  человеческого общества, необходимыми элементами его нормального существования и развития, показателями его цивилизованности.1

Об убийстве как о преступлении, подлежащем наказанию, впервые упоминалось  в памятниках русского права в  договоре великого князя Олега с  греками. В договоре говорилось о том, что если русин убьет христианина или христиан русина, он умрёт на месте, где совершил убийство. Если виновный скрывался, и ему принадлежало какое-либо имущество, то ближайший родственник убитого получал часть имущества. Если же скрывшийся убийца не имеет имущества, он остаётся под судом, а после розыска подлежит смерти.2

    Уголовно-правовая защита  личности всегда в первую очередь  означала и означает защиту  жизни и здоровья человека. В  Русской Правде Ярослава видна  наиболее полная картина ответственности за убийство. Ответственность за отдельные виды посягательств на жизнь, в том числе и за убийство предусматривалось в памятниках древнерусского права, одним из которых является «Русская Правда». В «Русской Правде» лишение жизни человека именовалось душегубством (душеубийством или душегубительством). Душегубство, по «Русской Правде», каралось денежной вирой. В Русской Правде Ярослава признаётся право кровной мести, но есть ограничения кровных мстителей: брат мстит за брата, сын – за отца, отец - за сына, брат сестры – за её сына. Из числа кровных мстителей были исключены женщины.

 

Русская Правда первоначально предусматривала  передачу виновного в распоряжение родственников убитого по праву  кровной мести. В результате, это  привело к сокращению населения. Примерно в 1050 г. кровная месть была заменена на выкуп виновного (головщина). Введенная в Русскую Правду головщина, не содержала в себе элемент уголовного наказания, убийце было предоставлено право самому уладить дело с родственниками убитого, заплатив названную ими сумму (головщину, или выкуп). При не нахождении сторонами согласия, родственники погибшего обращались в суд с гражданским иском, в результате, суд называл сумму в гривнах, которую виновный обязан уплатить истцам. При несостоятельности убийцы он выдавался «головою» родственникам, которые могли наказать его по своему усмотрению, но не имели права лишать его жизни.

Головщина применялась на Руси и  в России на протяжении четырёхсот лет. Последнее упоминание о ней  было в 1613 году. Однако ее замена в законодательстве происходила постепенно, а в месте с этим менялся и характер ответственности за убийство. В Судебнике Иоанна III предусматривалось взыскание головщины с имущества убийцы и, кроме того, преступник должен был находиться в «казни и продаже боярину и дьяку». В тех случаях, когда убийца не мог заплатить головщину родственникам убитого, он им не выдавался, как следовало из Русской Правды, а подлежал смертной казни. В Судебнике Иоанна IV это положение сохранялось. По Судебнику Царя Федора Иоанновича, который не был введен в действие, предусматривались предъявление иска к виновному в убийстве о возмещении ущерба от этого преступления и смертная казнь виновного.

В названных судебниках выделяются как особо тяжкие убийство господина  и убийство в разбое, которые наказывались смертной казнью. М.Д.Шаргородский, изучавший Уставные книга разбойного приказа за 1555 – 1631 гг., отмечал, что в те годы к тяжким относилось убийство путём поджога, которое наказывалось смертной казнью, а совершение трёх разбоев по наказанию приравнивалось к убийству.3

К тяжким предумышленным убийствам  относились: совершенные повторно; жены или мужа, сына или дочери либо любого родственника по восходящей или  нисходящей линии; начальника, господина, хозяина либо члена семьи названных лиц; беременной женщины; совершенное путем поджога, взрыва или иным способом, когда опасности подвергалось несколько лиц; совершенное из засады; с целью ограбления или получения наследства; посредством отравления. Эти виды убийства наказывались лишением всех прав состояния и каторжными работами (первые три вида — пожизненно), остальные на срок от пятнадцати до двадцати лет (ст. 1451—1453).4

По Уложению 1845 г. убийство беременной женщины признавалось квалифицированным  преступлением. Статья 1452 Уложения постановляла:

«Кто с обдуманным заранее намерением или умыслом убьет женщину  беременную, зная, что она в сем  положении, тот подвергается за сие: Лишению всех прав состояния и  ссылке в каторжную работу в рудниках на время от 15—20 лет».

По своему же составу этот вид убийства не представляет никаких особенностей, нельзя только не заметить, что Уложение придает значение этому особенному качеству объекта только при убийстве предумышленном и оставляет без всякого влияния при убийстве внезапном. Самые размеры наказания здесь менее, чем при убийстве других лиц той же группы, так как здесь вместо бессрочной каторги назначается срочная от 15—20 лет. При этом само собою разумеется, что для применимости этого наказания необходимо знание со стороны виновного о беременности жертвы, как это прямо и указано в тексте статьи».

Следующим, кодифицированным актом, принятым в царской России, является Уголовное  уложение 22 марта 1903 года. В Уголовном  уложении преступления против жизни  и здоровья личности были помещены в главе XXII. Стала более компактной и чёткой система составов преступлений против жизни (ст. 453-466). Уголовное уложение 1903 г. различает: убийство с обдуманным заранее намерением (каторга от 15 до 20 лет); умышленное, но без обдуманного заранее намерения (каторга от 12 до 15 лет) и убийство в запальчивости и раздражении (каторга от 4 до 12 лет или ссылка на поселение). Умышленное лишение жизни делится на:

▪ простое;

▪ с повышенной наказуемостью (квалифицированное);

▪ с пониженною наказуемостью (привилегированное)

Фактически, в Уголовном уложении были повторены квалифицирующие  признаки убийства, и был исключен общий квалифицированный признак  о предумышленности убийства, а также  включены два дополнительно квалифицирующих  признака – убийство священнослужителя  во время службы, убийство члена караула, охраняющего императора, или часового военного караула. Убийство признавалось повторным, если оно было совершено в течение пяти лет после отбывания наказания за убийство без смягчающих обстоятельств. В Уголовном уложении предусматривалось освобождение от уголовной ответственности, если смерть причинена – случайно (без умысла и неосторожности); в состоянии необходимой обороны; при побеге потерпевшего из карантина; таможенником или лесничим в рамках законных полномочий при пресечении преступления; при нападении на пост или дозор; солдатом при оказании помощи гражданским властям (если действие соответствовало воинскому уставу).

Уложение 1903 года, по сравнению с  Уложением 1845 года, убийство беременной женщины не признало как квалифицированный вид убийства, именно поэтому данному виду убийства не уделялось особое внимание.

С. В. Познышев в своей работе по особенной части уголовного права,, посвященной сравнению Уголовных  Уложений 1845 и 1903 годов, отметил только, что для квалификации убийства беременной женщины по ст. 1452 Уложения 1845 года необходимо было наличие двух условий: 1) прямой умысел и 2) знание виновным того, что женщина беременна.

Важно отметить, что при сравнении  нового УК РФ и Уголовного уложения, принципиальных отличий в классификации преступлений против жизни нет: убийство при отягчающих обстоятельствах, убийство без отягчающих и без смягчающих обстоятельств, убийство матерью новорожденного ребёнка, убийство в состоянии сильного душевного волнения, убийство при превышении пределов необходимой обороны, лишение жизни по неосторожности, доведение до самоубийства. Всё вполне понятно и ясно, но, далеко не всё совпадает. Например, в УК 1996 г. нет ответственности за склонение к самоубийству, и др.

УК РСФСР 1992 г. (введён в действие с 1 июня 1922 г.) – первый закон, в котором кодифицированы уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за преступления против жизни. В основе структуры кодекса лежало разграничение преступлений по объекту посягательства. Это относилось к преступлениям против жизни.

В УК РСФСР 1992 г. ответственность за убийства была предусмотрена в главе V «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности». V глава УК была разделена на разделы; в I разделе («Убийство» ст.142-148) ответственность предусматривалась:

§ за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ст.142);

§ за умышленное убийство без отягчающих обстоятельств (ст.143);

§ за умышленное убийство при смягчающих обстоятельствах (ст.144 и 145);

§ за неосторожное убийство (ст.147).

По  УК 1922 г. к преступлениям против жизни  было отнесено производство аборта лицом, не имеющим для этого надлежаще  удостоверенной медицинской подготовки или хотя бы и имеющими специальную  медицинскую подготовку, но в ненадлежащих условиях (ст.146).

Анализ законодательных  актов Древней Руси дает основание  для вывода о том, что ответственность  за избавление матери от младенца предусматривалась  еще в ранние периоды истории. Так, в ст.5 и 6 Устава князя Ярослава  говорится: «…5. Аще же девка блядеть или дитяти добудеть у отца у матери или вдовою, обличившее, пояти ю в дом церковный.

Информация о работе Детоубийство