Должностные преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение понятия и видов должностных преступлений, а так же анализ уголовного законодательства применительно к должностным преступлениям.


Для достижения поставленной цели автор ставит следующие задачи:
- анализ исторических аспектов борьбы с должностными преступлениями в государственных органах;
- изучение понятия и видов должностных преступлений;
- анализ правового регулирования должностных преступлений;
- изучение проблемы квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебного положения.

Работа содержит 1 файл

КР_Уголовное право.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Введение

Проблемы борьбы с должностными преступлениями в органах государственной власти всегда стояли как перед правоохранительными органами России, так и перед правоохранительными органами других государств.

Должностная преступность появилась не в наши дни. Распространенность и общественная опасность этого явления возрастала в периоды крупных социальных потрясений. Современная Россия - не исключение.

От четкости функционирования государственной  службы, честности и ответственности  ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством. Между тем, некоторые работники этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством и другими негативными явлениями, которые нарушают их нормальную деятельность, подрывают их авторитет в глазах общества.

В данной работе рассматриваются различные виды должностных преступлений, а так  же предполагается показать важность борьбы с должностными преступлениями. Уделяется внимание необходимым  мерам по искоренению должностных  преступлений, в любых его проявлениях.

Целью работы является изучение понятия и видов должностных  преступлений, а так же анализ уголовного законодательства применительно к должностным преступлениям.

 

 

Для достижения поставленной цели автор ставит следующие  задачи:

- анализ исторических аспектов борьбы с должностными преступлениями в государственных органах;

- изучение понятия и видов должностных преступлений;

- анализ правового  регулирования должностных преступлений;

- изучение проблемы квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебного положения.

 

 

 

 

Глава 1. Исторические и организационно-правовые аспекты  борьбы с коррупцией и другими  должностными преступлениями.

1.1. Исторические аспекты борьбы с должностными преступлениями в государственных органах.

Дошедшие до нас правовые памятники позволяют  заключить, что коррупция является "ровесником" человеческой цивилизации  и зародилась в период формирования первых государственных образований  в Египте, Индии, Китае в III - II тыс. до н.э. Распространенность и общественная опасность этого явления резко возрастают в периоды крупных социальных потрясений, приводят порой к полному уничтожению законности и одновременному росту зависимости населения от произвола чиновников. Не стала исключением и современная Россия. Сегодня коррупция в нашей стране уже вышла за рамки отдельных совершаемых в органах власти и управления преступлений и может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социально-негативных явлений, характеризующих современное российское общество и государство и представляющих угрозу национальной безопасности.

Коррупция - это  черная тень государства. Неизбежное усиление административного регулирования  в условиях расширения и интенсификации экономических, финансовых, технических  и иных связей и зависимостей в обществе придает бюрократии известную независимость, злоупотребление которой в корыстных целях служит питательной почвой для коррупционных проявлений при попустительстве со стороны граждан и институтов гражданского общества. Индивид и бизнес не защищены от произвола чиновников, что отмечают иностранные (Ф.А. Хайек и др.) и отечественные ученые.

Опасность современной  российской коррупции - в ее массовости, проникновении во все сферы жизни  общества, в том числе и сферу внешнеэкономической деятельности, быстрой приспособляемости к новым условиям, в связи с чем доверие граждан РФ к институтам государственной власти находится на низком уровне.1

Президент России В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал: "...корни  коррупции находятся в самих изъянах устройства экономической и административной жизни государства, подпитываются некачественным законодательством и распространяются при отсутствии эффективного контроля за деятельностью должностных лиц, органов государственной и муниципальной власти".2

Сегодня отмечается рост активного влияния коррупционной  преступности на динамику развития криминогенных  процессов. Коррупция стала приобретать  доминирующее воздействие на формирование криминальной среды, стала неотъемлемым социальным фактором общественной жизни. Она негативно воздействует на формирование общественного сознания, создавая свои моральные ценности и нравственные устои, что позволяет констатировать угрозу, с ее стороны, стабильности общества и государства. На этом негативном фоне современная коррупционная преступность приобрела качественно новые свойства.

Определение природы  коррупции и исследование ее видов  позволяют сделать вывод о  сложности, многогранности данного  явления, необходимости детального изучения внутренней сути, причин и условий ее возникновения, форм проявления в повседневной жизни.

В нашей стране традиционными проявлениями коррупции  являлись взяточничество, подкуп, хищения  и злоупотребления служебным  положением. Власть чиновников в России всегда была очень сильной, и законы во многом направлены на поддержание и на воспроизводство этой власти. Нынешний расцвет коррупции определен в России не только историческим наследием, но и той системой воспроизводства, которая начинается с законодательных актов. В начале XXI в. сформировались высокоорганизованные формы коррупции, к которым относятся коррупционный лоббизм, протекционизм, олигополия.3

В последнее  время о масштабах коррупции  в стране рассказывают не только международные  организации наподобие "Трансперенси Интернэшнл", которая в 2011 г. отвела России 143-е место по уровню коррумпированности в списке из 183 стран - в соседстве с Республикой Конго и Азербайджан. Неутешительную статистику совсем недавно приводили в Госдуме главы Генпрокуратуры, Верховного Суда и МВД. В течение последних трех лет продолжало увеличиваться количество зарегистрированных преступлений, обладающих по УК РФ признаками коррупции.

Статистика  по коррупции снижается не потому что борьба с ней дает результаты, а из-за недостатков в работе правоохранителей. Такой вывод содержится в докладе Генеральной прокуратуры РФ о состоянии законности и правопорядка в РФ в 2011г., переданном в Совет Федерации.

В документе  утверждается, что "одной из существенных причин снижения в официальной статистике зарегистрированных преступлений коррупционной направленности является регулярная деятельность прокуроров по пресечению фактов их необоснованного учета".

При этом в документе  отмечается, что "на 2011г. выпал основной период реформирования системы органов  внутренних дел, что объективно сказалось на раскрываемости таких преступлений". , - подчеркивается в документе.

В нем отмечается, что в 2011г. продолжилась тенденция  снижения количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности. Правоохранительными органами РФ всего выявлено 37 тыс. 831 преступление, совершенное против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что на 6,8% меньше, чем в 2010г. 6 тыс. 947 (снижение на 10,3%) преступлений связаны с получением взятки, 4 тыс. 5 (снижение на 6,1%) - с дачей взятки, 1 тыс. 397 (снижение на 11%) - с коммерческим подкупом.

Также в докладе  Генпрокуратуры отмечается тенденция  отказа следователей возбуждать дела по жалобам на избиения граждан полицейскими.

По результатам доследственных проверок по жалобам на избиение граждан сотрудниками правоохранительных органов в абсолютном большинстве случаев следователи Следственного комитета РФ принимали решения об отказе в возбуждении уголовного дела, говорится в документе.

В докладе, в  частности, отмечается, что только в 2011г. таких проверок было проведено  свыше 17 тыс., при этом лишь по 250 из них (1,5%) были возбуждены уголовные дела.

К сожалению, степень  развития коррупции в современной  России представляет серьезнейшую общественную опасность, ибо речь идет о существовании "обширных и устойчивых коррупционных сетей, которые не просто извлекают прибыль из своей противоправной деятельности, но уже инвестируют ее в развитие самой коррупции", и одномоментная "ампутация" такой системы коррупционных отношений может даже привести к социально-экономическому коллапсу.4

В современной  России ежемесячные издержки от преодоления "административных барьеров" в  сфере торговли и производства исчисляются  суммой от 18 до 19 млрд. рублей, что составляет около 10% розничного товарооборота. Ежегодно россияне тратят на взятки 2,8 млрд. долл., а на выплату подоходного налога - 5,8 млрд. долл. 5

Таким образом, общественное мнение и основные показатели коррупционной преступности свидетельствуют  о том, что правоприменительная практика по предупреждению коррупции малоэффективна.

 

 

1.2. Понятия и  виды должностных преступлений.

Должностные преступления - преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного или  муниципального аппарата, если налицо сочетание двух признаков: виновный является должностным лицом, а совершенные им общественно опасные действия (бездействие) связаны с его служебным положением. В УК РФ получили наименование "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" (гл. 30). К ним относятся злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки, служебный подлог, халатность и др.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК). Закон определяет это преступление как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Объективная сторона  рассматриваемого преступления состоит  из трех обязательных признаков:      1) использование должностных полномочий вопреки интересам службы; 2) существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинная связь между деянием и последствиями.

С субъективной стороны должностное злоупотребление характеризуется двумя признаками.

Во-первых, это  умышленное преступление. Умысел может  быть как прямым, так и косвенным. При прямом умысле виновный осознает, что использует свои должностные  полномочия вопреки интересам службы, предвидит неизбежность наступления в результате своего поведения существенного нарушения правоохраняемых интересов и желает их наступления. При косвенном же умысле виновный предвидит реальную возможность существенного нарушения правоохраняемых интересов и сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.

Во-вторых, злоупотребление  должностными полномочиями совершается  из корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъект специальный - должностное лицо.

Злоупотребление должностными полномочиями необходимо отличать от таких преступлений, как присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) и злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК). Эти преступления имеют разные объекты.

Квалифицированный состав злоупотребления должностными полномочиями предполагает наличие  одного квалифицирующего признака - совершение злоупотребления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК).

Особо квалифицированный  вид злоупотребления должностными полномочиями будет иметь место  тогда, когда оно повлекло тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК). Тяжесть причиненных последствий - признак оценочный.

Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК). Дополнительным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, возникающие в  процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Предметом преступления являются средства бюджета соответствующего уровня.

Объективная сторона  рассматриваемого преступления выражается в действии - расходовании бюджетных  средств на цели, не соответствующие  условиям их получения. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом.

Субъект преступления специальный - должностное лицо получателя бюджетных средств. Получателем  бюджетных средств является бюджетное  учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Должностные лица главных распорядителей бюджетных средств, допустившие злоупотребления при составлении бюджетной росписи, не являются субъектами рассматриваемого преступления и при наличии к тому оснований должны отвечать по ст. 285 УК.

В ч. 2 ст. 285.1 УК предусмотрены два квалифицирующих  признака - совершение преступления группой  лиц по предварительному сговору  и в особо крупном размере.

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК). Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действием - расходованием средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим деятельность фондов, и их бюджетам. В настоящее время в Российской Федерации существует три разновидности государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Задачи, структура, полномочия и порядок деятельности этих фондов регулируются значительным числом нормативных правовых актов.

Информация о работе Должностные преступления