Должностные преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение понятия и видов должностных преступлений, а так же анализ уголовного законодательства применительно к должностным преступлениям.


Для достижения поставленной цели автор ставит следующие задачи:
- анализ исторических аспектов борьбы с должностными преступлениями в государственных органах;
- изучение понятия и видов должностных преступлений;
- анализ правового регулирования должностных преступлений;
- изучение проблемы квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебного положения.

Работа содержит 1 файл

КР_Уголовное право.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Характеризуя  действие или бездействие как  признак объективной стороны  должностного преступления, необходимо отметить, что оно: а) совершается  с использованием служебных полномочий либо благодаря занимаемому служебному положению; б) совершается вопреки интересам службы.

Основные составы  преступлений, предусмотренных ст. ст. 285.1, 285.2, 287, 289 - 292 УК, сконструированы  по типу формальных, поэтому такие  преступления являются оконченными в момент совершения указанных в законе деяний, вне зависимости от фактического наступления последствий. Составы остальных должностных преступлений материальные, т.е. они предусматривают в качестве обязательного признака общественно опасные последствия, чаще всего характеризуемые как существенное нарушение прав и охраняемых законом интересов личности, общества или государства. Соответственно обязательным признаком этих преступлений является причинная связь между нарушением (неисполнением) лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями.

С субъективной стороны все должностные преступления, кроме халатности, характеризуются  умышленной формой вины. Преступления, предусмотренные ст. ст. 285, 292 УК, в  качестве обязательного признака альтернативно предусматривают мотив совершения преступления - корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстный мотив также характерен и для преступлений, предусмотренных ст. ст. 289, 290 УК, однако прямо в диспозициях соответствующих статей не назван.

В зависимости  от специфики субъекта преступления, все преступления против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления подразделяются на следующие  виды:

1) преступления, совершаемые любыми лицами, отвечающими признакам общего субъекта, - ст. 291 УК;

2) преступления, совершаемые государственными служащими  или служащими органов местного  самоуправления (публичными служащими), которые не являются должностными  лицами, - ст. 288 УК;

3) преступления, совершаемые должностными лицами, - ст. ст. 285 - 287, 289, 290, 293 УК;

4) преступления, совершаемые как должностными  лицами, так и публичными служащими,  которые не являются должностными  лицами, - ст. 292 УК.

Должностные лица. Отечественное право не содержит единого понятия должностного лица. Поэтому лица, признаваемые должностными в соответствии, например, с административным или хозяйственным законодательством, могут не отвечать требованиям, предъявляемым к этой категории лиц законодательством уголовным

Уголовно-правовое понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК, из которого следует, что должностными лицами признаются три категории граждан: а) лица, осуществляющие функции представителя власти; б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в тех же органах, учреждениях и формированиях.14

Помимо классификации  преступлений против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления в зависимости от специфики субъекта преступления, их можно подразделить на виды по непосредственному объекту:

1) преступления, посягающие на общественные отношения,  складывающиеся по поводу обязанности  должностных лиц и иных публичных  служащих осуществлять свою профессиональную  деятельность только в интересах  службы, - ст. ст. 285, 285.1, 285.2, 292 УК;

2) преступления, посягающие на общественные отношения,  складывающиеся по поводу обязанности  должностных лиц и иных публичных  служащих осуществлять свою профессиональную  деятельность компетентно и строго  на основе закона, - ст. ст. 286, 288, 293 УК;

3) преступления, посягающие на общественные отношения,  обеспечивающие реализацию принципа  бюджетного финансирования служебной  деятельности должностных лиц, - ст. ст. 289 - 291 УК;

4) преступления, посягающие на общественные отношения,  обеспечивающие реализацию конституционного принципа разделения властей, - ст. 287 УК.

Эта классификация  в известной мере условна. Кроме  того, она не совсем удобна для использования  в учебно-методических целях. Поэтому  составы преступлений, предусмотренных  гл. 30 УК, в учебнике анализируются в том порядке, в каком они расположены в законе.

Таким образом, под использованием служебных полномочий вопреки интересам службы понимаются действия, которые совершаются должностным  лицом в пределах своей компетенции, но по своему содержанию заведомо противоречат целям и задачам, ради достижения которых функционирует соответствующий орган. Использование служебных полномочий вопреки интересам службы может совершаться как путем активного поведения, так и путем бездействия.

 

 

2.2 Проблема квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебного положения

К сложным вопросам квалификации служебных преступлений, в том числе злоупотребления  полномочиями (ст. 201 УК РФ), относится  вопрос о содержании понятия использования  служебного положения. Это понятие как в юридической литературе, так и в судебной практике трактуется неодинаково.

Существует  два взгляда на данное понятие. Узкое  понимание использования служебного положения состоит во включении  в его содержание действия или бездействия, совершаемого только в рамках служебной компетенции, в пределах прав и обязанностей лица. Согласно широкой трактовке, сторонниками которой являемся и мы, использование служебного положения включает совершение деяний: 1) в пределах служебных полномочий лица; 2) непосредственно не связанных с обязанностями лица по службе, а основанных на его авторитете, связях; 3) выходящих за пределы его служебных полномочий.

Третий вид  использования служебного положения  представляет собой превышение служебных  полномочий. Такого же мнения придерживается Ю.А. Красиков, утверждающий, что использование лицом своего служебного положения при нарушении неприкосновенности жилища будет иметь место в случае, если лица «вторгаются в чужое жилище, не имея на то никакого права, поскольку это не входит в их полномочия (например, комендант общежития производит обыск, осмотр, выемку...)».15

Данный вывод  имеет принципиальное значение. По нашим подсчетам, УК РФ предусматривает 34 преступления, где использование  лицом служебного положения является признаком основного либо квалифицированного состава. Понятно, что объем репрессии зависит от содержания понятия «использование служебного положения». Он меньше в случае широкой трактовки использования служебного положения, поскольку ответственность для виновного наступит за одно преступление, а не за их совокупность.

В УК РФ отдельной  нормы, предусматривающей уголовную  ответственность за превышение полномочий по службе лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, нет. Некоторые ученые считают, что превышение служебных полномочий такими лицами является «частным случаем злоупотребления полномочиями и отсутствие в законе специальной нормы не исключает возможности привлечения к уголовной ответственности по статье УК, предусматривающей норму общего характера, каковой является ст. 201 УК».

Другая позиция  состоит в том, что превышение полномочий управленцами УК РФ не рассматривается  как преступление. В данной полемике вторая позиция предпочтительнее.

Превышение служебных полномочий лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой и иной организации, в действующем УК РФ криминализированы двумя способами: в виде самостоятельного состава преступления, например, превышения полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК РФ) и в виде квалифицированного состава преступления, например, нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина лицом с использованием своего служебного положения (ч, 2 ст. 136 УК РФ), нарушения неприкосновенности частной жизни лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 137 УК РФ) и др. Столь же дискуссионным видится вопрос о круге субъектов, использующих такое положение.

В 30 из 34 составов преступлений, включающих признак использования  служебного положения, упоминается лицо без его конкретизации, в остальных четырех случаях (ст. 149, 169, 170) говорится об использовании служебного положения должностным лицом.

В науке уголовного права круг лиц, использующих свое служебное  положение, определяется по-разному.

В ст. 159 УК РФ «под использованием служебного положения  понимаются действия лица в пределах своих служебных полномочий». Лицами с использованием своего служебного положения применительно к составу, предусмотренному ст. 174.1 УК, «могут быть: 1) должностное лицо; 2) государственный служащий или служащий органов местного самоуправления, не относящийся к числу должностных лиц; 3) лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. 23... постановления Пленума)». Раскрывая понятие лица, использующего свое служебное положение, применительно к ч. 2 ст. 137 УК, Г.Н. Борзенков пишет, что этим лицом может быть «должностное лицо либо служащий государственного или муниципального учреждения, использующий для совершения преступления свое служебное положение».

Служащие государственных  и муниципальных учреждений не являются государственными и муниципальными служащими, поскольку в государственных  и муниципальных учреждениях  не осуществляется государственная  или муниципальная служба. Аналогично сказанному служащий государственного или муниципального предприятия не относится к государственным и муниципальным служащим.

Таким образом, служащий является собирательным понятием, охватывающим следующие виды: 1) государственный  и муниципальный служащий; 2) служащий государственного и муниципального учреждения; 3) служащий коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением. И по отношению к каждому из видов служащих признак использования служебное положения имеет свое собственное содержание.

Неединообразна  и судебная практика. Согласно         п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» под лицом, использующим свое служебное положение, понимаются должностные лица, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации. Пленум Верховного Суда РФ рекомендует «обратить внимание судов на то, что в случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несет также ответственность соответственно по статьям 285 и 201 УК РФ. При этом необходимо учитывать, что статьями 256, 258 и 260 УК РФ специально предусматривается ответственность за преступления, совершенные с использованием служебного положения. Исходя из этого, содеянное следует квалифицировать только по указанным нормам об экологических преступлениях без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления, либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации».

Таким образом, служебные полномочия, имеющиеся  у лица благодаря его службе, служебному авторитету, не только способны, но и  на, самом деле повышают общественную опасность совершаемого преступления.

 

Заключение

Таким образом, в результате анализа, на основе цели и поставленных задач, автором были сделанны следующие выводы.

Должностное преступление – это общественно опасные  деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти или должностными лицами благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

В нашей стране традиционными проявлениями коррупции  являлись взяточничество, подкуп, хищения  и злоупотребления служебным  положением. Власть чиновников в России всегда была очень сильной, и законы во многом направлены на поддержание и на воспроизводство этой власти.

К сожалению, степень  развития коррупции в современной  России представляет серьезнейшую общественную опасность, ибо речь идет о существовании "обширных и устойчивых коррупционных сетей, которые не просто извлекают прибыль из своей противоправной деятельности, но уже инвестируют ее в развитие самой коррупции", и одномоментная "ампутация" такой системы коррупционных отношений может даже привести к социально-экономическому коллапсу.

Должностные преступления и коррупция как социальная болезнь резко ослабляет наше государство и правопорядок. Люди утрачивают веру в объективность действий чиновников и невольно примиряются с их игнорированием публичных интересов и преобладанием частнокорыстных интересов. Борьба с должностными преступлениями - это проблема не только уголовного права, а проблема общеюридическая, социальная и политическая. Юридические способы предотвращения, выявления и устранения коррупции являются лишь составной частью мер по противодействию коррупции, которые можно подразделить на две достаточно большие группы. В первую группу входят превентивные меры, направленные против потенциальной коррупции и ее институциональных предпосылок, во вторую - карательные меры борьбы, направленные против внешних проявлений уже существующей коррупции и конкретных коррупционеров (например, наказание за взяточничество).

Таким образом, противодействие коррупции должно идти по всему правовому фронту. Само право по своей природе органически  чуждо коррупции, и нет сомнений в его победе.

Информация о работе Должностные преступления